СюжетыКультура

Ладно, решили. Будем людьми

Национальная кинематографическая премия «Ника» в двадцать шестой раз назвала лауреатов.

Этот материал вышел в номере № 37 от 5 апреля 2013
Читать
«Ника»-2013 назвала лауреатов. Впрочем, слова «соревнование», «конкуренция» были не в чести. Оставаясь верной себе, первая кинопремия России в этот вечер размышляла о будущем и настоящем – и не только кино

Впрочем, слова «соревнование», «конкуренция» были не в чести. Оставаясь верной себе, первая кинопремия России в этот вечер размышляла о будущем и настоящем – и не только кино.

Эпиграфом стал фрагмент из фильма «Трудно быть богом» Алексея Германа. Напряженный диалог Руматы и серого кардинала при королевском дворе дона Рэбы: «Если я с тобой разговариваю, это еще не значит, что мы беседуем…»

«Были богами, - продолжил Михаил Ефремов, читающий монолог Дмитрия Быкова, - но стало трудно. Ладно, решили, будем людьми…»

Трудно быть Богом, но хранить в себе «человека» сложно и во времена открытого противостояния системе, и в смутном сером тумане, заволокшем наши окна. «Живем в стране, нравственный уровень которой чрезвычайно низок, - считает Андрей Смирнов, вручавший награду лучшему режиссеру. Смирнов восхищался своими коллегами: «Интеллигенция, как заметил один известный товарищ, не мозг, а сами знаете что… Но другого мозга у нации нет».

Все три номинанта в этой категории Александр Сокуров, Андрей Прошкин, Алексей Балабанов сегодня снимают кино европейского уровня, но раскаленное мучительным поиском ответов на ключевые вопросы. «Кино Балабанова - точная сейсмограмма происходящего в стране – от умирания СССР, через гротеск 90-х до сегодняшнего фильма-прощания «Я тоже хочу». Все фильмы Балабанова – по большому счету, вопросы к себе самому. Но вопросы эти ворочаются внутри нас. Продолжая логику Андрея Сергеевича, замечу, что и «Орда» Андрея Прошкина и Юрия Арабова, в этот вечер получившая сразу семь статуэток (за работу звукорежиссера, художника-постановщика, художника по костюмам, оператора и лучшую музыку, Максим Суханов назван лучшим актером, актриса Роза Хайруллина, сыгравшая ослепшую ханшу Тайдулу, удостоена награды за лучшую женскую роль), обнаруживает не столько воинственность, сколько идейное варварство Орды, пожирающей себя и мир вокруг невежеством, насилием, бессмысленной ненавистью. И в “Фаусте” Сокурова , который стал триумфатором Ники (лучший фильм, лучшая режиссура) дух тьмы – не прозаический бесполый ростовщик Мефистофель, это коррозия, разъедающая изнутри душу доктора Фауста.

Кстати, сама история «Ники», в кадрах-мгновеньях пробежавшая по экрану – не просто спрессованная история страны, но и иллюстрация известной формулы Мамардашвили: «Человек – это состояние усилия быть человеком». Среди главных фильмов – «Покаяние» Абуладзе, «Холодное лето 53 года» Прошкина, «Ашик-Кериб» Параджанова, «Астенический синдром» Муратовой, «Небеса обетованные» Рязанова, «Кавказский пленник» Бодрова, «Хрусталев, машину!» Германа, «Возвращение» Звягинцева…

Об усилии сохранить в себе достоинство «Жизнь и судьба» Сергея Урсуляка, отмеченная академиками как важнейшее телевизионное достижение года. Лучший документальный фильм года «Антон тут рядом», в котором его автор Любовь Аркус и ее сподвижники пытаются спасти мальчика аутиста из железных когтей нашей замечательной психиатрической системы, рассматривающей людей с отклонениями от нормы как «некондиционный товар». О жизни и смерти размышляет Михаил Алдашин, автор философской анимационной татской сказки «Бессмертный», награжденный золотой статуэткой.

После поздравления от лица президента страны, новый президент премии Андрей Кончаловский признался, что на сцену «Ники» выходил почти четверть века назад. Тогда с «полки» после двадцатилетнего ареста сняли его «Историю Аси Клячиной…», благодаря «Нике» картина была обнародована: «В последнее десятилетии ХХ века мы учились говорить правду, учились быть сами собой, осваивали европейские ценности. Кинематографист – эгоистическое существо. Художник, который работает, потому что любит кино. Но надо, чтобы и кино тебя любило, как это было в случае с Лешей Германом».

Кстати, «случай с Германом» еще раз основательно выявил глубокое нездоровье в кинематографической среде. На недавнем съезде все так были озабочены переизбранием Михалкова, что даже не вспомнили имени выдающего художника, своего коллеги, который только что ушел из жизни…

Академики «Ники» приняли решение, что премия за выдающийся вклад в отечественный кинематограф отныне будет носить имя Алексея Германа. Лауреатами премии стали Вадим Абдрашитов и Александр Миндадзе. Их прогностический кинематограф вроде бы точно фиксировал сначала советское, потом постсоветское бытие «советского человека». Но социально-физиологические очерки растворялись в бурлящей энергетической, экзистенциальной среде. Их фильмы формулировали время даже тогда, когда оно боялось быть сформулированным. Последнее детище уникального тандема художников – «Магнитные бури», выявившие болевой синдром распадающегося на фрагменты общества - рождено ровно 10 лет назад. «Ника» не просто отметила их вклад, она попыталась хотя бы на миг соединить разорванную связь художников. Ведь, честно сказать, от этого творческого разлада пострадал весь отечественный кинематограф.

В этом году ковчег «Ника» следует принципу «парности», звание лучший актер года Максим Суханов разделил с Антоном Адасинским - так парадоксально отмечены светлая и темная ипостаси: Митрополита Московского Алексия в фильме Андрея Прошкина "Орда" и Мефистофеля в "Фаусте" Александра Сокурова.

Еще один творческий дуэт Чурикова-Панфилов стали лауреатами приза «Честь и достоинство». Эльдар Рязанов прочитал киплинговское «Если» посвященное верным себе, способным «при короле с народом связь хранить». А Лия Ахеджакова рассказала вдохновляющую историю возникновения семейно-творческого союза: «Играя мальчика Федора в ТЮЗе, которого Баба-Яга Инны Чуриковой превращала в дерево, я, «заколдованная», долго лежала на сцене, и могла незаметно читать журнал «Искусство кино» со сценарием про Таню Теткину… Тогда же сказала своей подруге: «Инна, ты должна попробоваться на эту роль!» На что потупясь, она ответила: «А я уже попробовалась». «Еще помню, мы тихо вдвоем выпивали за Солженицына, чтобы он здоровым был. И вот Глеб снимает «В кругу первом». Инна сыграла там честно и так страшно, сыграла Солженицына, Шаламова, Гинзбург, сыграла женщин, которые ждали, ждали и умирали… Инна, ты плачешь?»

Юрий Арабов, получая награду за лучший сценарий к фильму «Фауст» (а мог бы получить и за «Орду») был как всегда сосредоточен, на подколы ведущего Юлия Гусмана не реагировал, говорил о насущном. О расколе в киносообществе, о том, что фильмы, отмеченные «Никой», - белые вороны в тусклом отечественном кинорепертуаре. «Все хорошее в России – внесистемное. Но и наши лучшие картины – убыточные. И если частный бизнес не придёт в кино, оно погибнет. Сценаристы будут стоять в очередь на экранизацию ситкома по мюзиклу «Граф Орлов».

Об Андрее Панине, удостоенным «Ники» за роль в «Искуплении» Александра Прошкина Сергей Гармаш сказал: «Он как никто чувствовал время. Время его и убило», а режиссер «Искупления» сравнил Панина, остро чувствующего суть русского актёра - с воплотившими национальный характер Алейниковым, Шукшиным, Приемыховым.

К любому голосованию возникают оправданные претензии. Академики – люди пожившие, к тому же смотрят далеко не все. Вот и пролетают мимо крылатой богини такие выдающие актерские работы, как роли Ольги Лапшиной и Яны Трояновой в недооцененной радикальной картине «Жить» очень неудобного и очень талантливого режиссера Василия Сигарева. Да и вообще фильмы режиссеров нового поколения для мастеров старой закалки «Терра инкогнита». А неигровое кино - вовсе девица за семью запорами. Может, потому и коллективная режиссерская работа «Зима, уходи!», номинированная на премию, была объявлена «фильмом режиссера Марины Разбежкиной».

По моему репортажу может показаться, что «Ника» была слишком серьезна и походила на собрание. Совсем наоборот! Сыпал ядерными остротами Юлий Гусман. В хорошей форме был Ширвиндт. Заметив, что раз уж наше нынешнее культурное мировоззрение основано исключительно на спорте, он предложил ввести актуальную награду «За потерю чести и достоинства». Причем в трех степенях: «временную», «случайную», и «окончательную».

В общем, старейшая кинопремия страны оставалась верной себе. Не хлопотала «лицом» перед «высшим начальством». Благодарила за служение подлинных рыцарей кино, таких, как старейший архивист Владимир Дмитриев, стараниями которого «Белые столбы» прирастали выдающимися шедеврами мирового киноискусства. Поддерживала художников, идущих сами с собой в ногу. А главное хранила столь редкую сегодня атмосферу тепла и взаимного доверия. Объяснение этого сразу нашлось у Ширвиндта: «ни одной мерзкой морды в зале».

P.S. После церемонии многие кинематографисты возмущались тем, что министр культуры Владимир Мединский, благоговеющий перед Никитой Михалковым, показательно проигнорировал «Нику». Все предыдущие министры культуры не делили художников на «своих» и «чужих», напротив, приз за лучший фильм всегда вручали Президент премии и руководитель «культурной отрасли». Вопрос: то ли у нас с «культурной отраслью» что-то не так, то ли с министром?

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow