КолонкаПолитика

«Болотное дело»: левый уклон

Очередная волна задержаний имеет ярко выраженную политическую ориентацию

Этот материал вышел в номере № 37 от 5 апреля 2013
Читать
Очередная волна задержаний имеет ярко выраженную политическую ориентацию

В №29 «Новой» я уже писала о том, что «болотное дело» растворилось в «Анатомии протеста» и ныне представляет собой универсальный движок для борьбы с оппозиционными активистами. Последние события лишь подтверждают этот вывод, мало того, правоохранители и те, кто координирует их действия, пошли еще дальше — стали напрямую руководствоваться политической ориентацией подозреваемых при проведении задержаний, обысков и арестов. В поле зрения следствия сплошь попадают граждане левых взглядов. Смотрите сами.

21 марта Леониду Развозжаеву, члену «Левого фронта», предъявлено обвинение в заведомо ложном доносе на сотрудника Следственного комитета, который, по словам оппозиционера, мог участвовать в его похищении на Украине. Расследоваться дело, возможно, будет по «месту совершения преступления», в Челябинске, то есть Развозжаев, недавно вернувшийся из трехмесячной «командировки» в Иркутскую область, может снова надолго покинуть Москву. Кроме того, не исключено, что там же, в Челябинске, он может быть и осужден. Состав преступления простой, следствие при желании все может сделать очень быстро. И тогда Развозжаев окажется на зоне задолго до окончания следствия по «большому болотному делу».

28 марта предъявлено обвинение в участии в массовых беспорядках и в насилии над полицейскими пенсионерке Елене Кохтаревой, придерживающейся крайне левых, можно сказать, сталинистских взглядов. Она дала подписки о невыезде и неразглашении, поэтому приходится опираться лишь на официальную информацию СК, согласно которой Кохтарева признала свою вину. Если так, то ее дело может быть выделено в отдельное производство и рассмотрено судом в особом порядке. Мягкая мера пресечения не исключает и мягкого приговора, вплоть до условного срока. Но зато общее количество обвинительных приговоров увеличится до двух (первым осудили Максима Лузянина).

1 апреля прошли обыски у новосибирского оппозиционера Андрея Терехина, который даже не был 6 мая на Болотной площади, но по версии следствия, может быть причастен к организации «боевых лагерей Удальцова», речь о которых шла в «Анатомии протеста-2». В тот же день и по тому же поводу обыскали орловского правозащитника Дмитрия Краюхина, у которого, как сообщает ассоциация «Агора», искали целые чемоданы компромата о подготовке госпереворота.

2 апреля в Иванове был задержан и этапирован в Москву активист «Левого фронта» Дмитрий Рукавишников. Ему предъявлено обвинение в участии в массовых беспорядках, а именно в том, что он (как и «болотный узник» из Кирова Леонид Ковязин) уничтожал туалетные кабинки, передвигая их по площади. Вчера Басманный суд принял решение о заключении Рукавишникова под стражу.

Все это происходит на фоне внеочередной проверки «Левого фронта» и масштабной ревизии финансовых документов многочисленных НКО, где, уж поверьте, будут, помимо прочего, искать и следы таинственных «денег Таргамадзе».

«Левый уклон» в действиях следствия очевиден. К чему бы это?

Первая причина может состоять в том, чтобы подвести «доказательную базу» под теорию заговора, который готовили активисты «Левого фронта» и сочувствующие. В таком случае Развозжаеву и, возможно, Удальцову предъявят обвинения не только в организации «массовых беспорядков» 6 мая, но и в попытке свержения конституционного строя. Надо приучать народ, что участие в оппозиционной деятельности уже само по себе преступление.

Вторая причина — тактическая. Чем больше задержанных и арестованных, тем сложнее общественности поддерживать их в юридическом и информационном плане. Ну и о грядущем юбилее забывать не стоит — к 6 мая казематы должны быть полны.

Третья причина, объясняющая именно «левый уклон», — политическая разводка. К сожалению, наша оппозиция тоже подвержена теории заговоров, вспомните хотя бы идиоматический вопрос «Кто сливает протест?». А тут речь идет не о протесте, а об уголовном преследовании. И если оно концентрируется на одном из оппозиционных лагерей, то конспирологические теории неизбежно возникнут.

Это, впрочем, не означает, что «либералам» ничего не угрожает. Алексей Навальный, Илья Яшин, Борис Немцов и многие другие проходят по делу в качестве свидетелей. Процессуальный статус легко можно изменить, а принципа «разделяй и сажай» никто не отменял.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow