СюжетыКультура

Афиша

Культурные события следующей недели

Этот материал вышел в номере № 37 от 5 апреля 2013
Читать

История не одного путешествия

Побывать в европейских городах вслед за русскими писателями предлагает художник Никита Макаров в своем новом персональном проекте «История не одного путешествия» в Центре эстетического воспитания «Мусейон» ГМИИ им. Пушкина. Это живописные работы, которые в старомодной неоимпрессионистической манере дышат площадями и набережными Франции, Италии и Австрии, слышна музыка городского пейзажа, гомон уличных кафе, шум моря, видны мосты, сады больших городов и пригородов, чувствуется игра литературных воспоминаний. Картины сопровождены строками из произведений русских литераторов. Даже название выставки навеяно романом Гайто Газданова «История одного путешествия». Вроде ничего особенного, но ощущение остается приятное.

Колымажный пер., 6. До 11 апреля

«Грачата» прилетели

Если душа истосковалась по «золотому» звуку скрипки, по демонической виртуозности и романтической экспрессии чувств, сходите сегодня вечером на концерт Камерного оркестра «Московия» в Московской консерватории и развейте вашу ностальгию. Все скрипачи в оркестре — воспитанники прекрасного педагога, народного артиста СССР, профессора Московской консерватории Эдуарда Грача, а это что-нибудь да значит. Особенно если вспомнить, что его класс прошли Алена Баева, Никита Борисоглебский, Гайк Казазян. Теперь мэтр представляет новое поколение не менее талантливых и харизматичных солистов — Айлена Притчина и Льва Солодовникова. Ну и, конечно, увлекает сама программа, включившая сочинения «трех великих «Ш» — Шуберта, Шумана, Шостаковича. «Когда я дирижирую Шубертом, у меня от восторга бегут мурашки по спине, — говорит Грач. — Шуман — уже следующая ступень романтизма — сумасшедшая энергетика и бесконечная нежность. А Шостакович — на его музыке я вырос, она про меня, про мою жизнь».

Ул. Большая Никитская, 13/6. Начало в 19.00

Однажды режиссер Дмитрий Крымов решил поставить спектакль, «чтобы было долго ничего не понятно, но очень интересно. А потом, не переставая быть интересным, стало бы не то чтобы «понятно», а скорее, появилось чувство, что ты понимаешь, куда все это клонится». Получилось все, что режиссер себе загадал: и сцена из «Оптимистической трагедии» Вс. Вишневского, где у старушки якобы украли кошелек, а потом она его нашла, и тюль с наклеенными деревьями, и большой обеденный стол с чашками. И мир, и покой. И много стрельбы из разного оружия, и крови. И все это — в спектакле «Горки-10» на сцене театра «Школа драматического искусства» 5 и 6 апреля в рамках фестиваля «Золотая маска». В лаборатории Крымова разбирается и собирается заново, с лишними деталями, знаковая драматургия и проза советской эпохи. Получается трагифарсовый парад персонажей Пушкина, Погодина, Розова и Бориса Васильева (про Вишневского было выше), буфет с дедовской шашкой и звенящий холод русской истории.

Ул. Сретенка, 19. Начало спектаклей в 19.00

Жизнь в современном мегаполисе, повседневные события и люди в привычных обстоятельствах — ключевые темы художницы из Санкт-Петербурга Марины Федоровой. Однако идеализируя своих персонажей — и, что интересно, делая это средствами живописи: намеренной незавершенностью, точным, но подчас неожиданным «наведением фокуса» в композиции, цветовой эмоциональностью, она лишает бытовые, в общем, зарисовки привкуса рутины. Впрочем, когда этого привкуса не остается совсем, появляется фальшь и своего рода открыточность дурных глянцевых изданий. Ибо жизни — раз уж о ее изображениях идет речь — рутина имманентна. Там же, где баланс удается соблюсти, видны и композиционное чутье художницы, и приятная лаконичность мизансцен старого кино, и выразительная сила живописного мазка. Выставка Марины Федоровой «Моменты ожидания» проходит в галерее «К35».

Б. Саввинский пер., 12, стр. 6. До 19 мая

Сегодня вечером в институте УНИК состоится открытая встреча с Максимом Сухановым. Блистательно вживающийся в любые, но главное — очень запоминающиеся роли, коренной москвич и перфекционист, продюсер и композитор, совладелец ресторана «Маяк», не любящий готовить в принципе, обладатель «Золотой маски» и Государственной премии, «Ник», «Золотых овнов» и «Чаек», но главное — пользующийся искренней, неповерхностной любовью публики, Суханов поговорит с вами об искусстве и культуре, о зрелом опыте и детской непосредственности, да просто — «за жизнь». Вход свободный.

Ул. Большая Садовая, 8. Начало в 19.00

Галерея mustArt и РЖД фотовыставкой «Покорительницы БАМа, покорительницы сердец» предлагают рассмотреть хроники БАМа с гендерной, так сказать, точки зрения. Перед нами разворачивается галерея портретов хрупких и нежных представительниц прекрасного пола — геодезистов, строителей, врачей, учителей, которые наравне с мужчинами преодолевали, побеждали, выполняли и перевыполняли, не теряя по возможности грации и обаяния. На выставке, которая открылась в новом выставочном пространстве арт-центра Vauxhall в здании Рижского вокзала, представлены работы многих знаковых советских фотокоров: Виктора Ахломова, Геннадия Копосова, Юрия Садовникова и др.

Пл. Рижского вокзала, 1. До 26 апреля

Про не сон — сон, или сон — про не сон

Сновидение зачастую трудно отличить от яви. Чувственно воспринимаемый мир может оказаться сном, пробудившись от которого мы попадаем в сон, в котором нам видится, что мы бодрствуем. Парадокс сна во сне помогает раскрыть «бдительную» природу сновидения и «сновидческую» природу бодрствования. Философ и религиовед профессор Нью-Йоркского университета Эллиот Вольфсон 7 апреля предложит свой оригинальный взгляд на природу сна, утверждая, что сновидение — это доведенная до максимума сила воображения, являющая нам образ, функция которого — скрыть собственную воображаемую природу. В своей лекции «Сон во сне» в институте «Стрелка» он для доказательства своего тезиса будет анализировать сновидения в библейских, раввинистических, философских и каббалистических текстах, используя инструментарий психоанализа, феноменологии и неврологии. Вход свободный, но необходима онлайн-регистрация по адресу: http://bit.ly/YFzHz9.

Берсеневская наб., 14, стр. 5. Начало в 19.00

Впервые за последние десять лет в Москву приезжает Государственный академический ансамбль народной песни и танца Грузии «Рустави». 11 апреля на сцене Крокус Сити Холла труппа под руководством Анзора Эркомаишвили, признанного в Грузии человеком ХХ века, продемонстрирует вершины мастерства исполнения грузинских песен и танцев. Хореографическая техника широчайшего диапазона, драматическое вокальное исполнение в сопровождении собственного оркестра народных инструментов плюс традиции 45 лет существования ансамбля — это современный «Рустави».

МВЦ «Крокус Экспо», пав. №3. Начало в 20.00

10 апреля в клубе Arena Moscow выступит один из самых популярных лаунжевых коллективов нашей с вами современности, чей творческий пик, впрочем, кажется, остался в начале нулевых, — Morcheeba. Трип-хоповые биты и цепляющие мелодии братьев Годфри, британская меланхолия — все это было неплохо с самого начала, но, возможно, осталось бы лишь слегка попсовым клоном Massive Attack, если бы не завораживающий и очень узнаваемый голос Скай Эдвардс. Семь лет, что группа существовала без нее, с 2003 по 2010 год, были весьма бессмысленными, особенно в период альбома The Antidote, когда братья и вовсе ограничивались приглашенными вокалистами. Группа почти потеряла лицо. C возвращением Эдвардс в Morcheeba вернулось вдохновение: последняя на данный момент пластинка Blood Like Lemonade была записана вполне на уровне. Только вот время немного изменилось, и то, что раньше звучало гиперактуально, сегодня воспринимается неоднозначно: непонятно, чего в нынешнем интересе к группе больше — собственно увлеченности музыкой или простой ностальгии по былым дням. Да, если соберетесь на концерт, приготовьтесь к кошмарной организации, очереди на входе, столпотворению на выходе, хамским охранникам, платному гардеробу (!), барыжным ценам в баре и прочим прелестям, коими так славится не к ночи будь помянутый клуб.

Ленинградский проспект, 31, стр. 4. Начало в 21.00

Праздник в выходной

Время — жестокий критик. Стихи Ларисы Миллер выдержали испытание временем, о чем говорит и тот факт, что посты ее блога «Стихи гуськом» ежедневно посещают более 500 человек. А также и то, что плакаты с опубликованными в «Новой газете» стихами Ларисы Миллер несли демонстранты Болотной и митинга «Против подлецов». 14 апреля (воскресенье) в 17.00 в Малом зале ЦДЛ (Б. Никитская, 53) — встреча с Ларисой Миллер: презентация новой книги стихов «Праздники по будням» (М., «Время»).

Сейду Кейта из столицы Мали Бамако начал фотографировать в далеком 1945-м в возрасте 24 лет, когда дядя подарил ему камеру 6х9 дюймов и пленку, — пробовал снимать членов семьи и клиентов фотоателье поблизости. Первое время получалось не очень — модели шевелились, а у самого фотографа от волнения тряслись руки. Но уже в 1948 году самоучка Кейта начал самостоятельно печатать черно-белые фотографии и ставить на них именной штамп, а еще годом позже купил новую камеру 5х7 дюймов и стал снимать людей на фоне задника в студии. Люди были самые разные — от клерков и владельцев магазинов до президента республики — фотограф не искал их специально, а работал с теми, кто приходил к нему в ателье. Мотивация его была проста: чтобы клиент остался доволен. Сейду Кейта никогда не выезжал из Бамако, не встречал ни одного иностранного фотографа и даже не видел их фотографий, за исключением каких-нибудь снимков из каталогов Manufrance. Он снимал одной и той же камерой и бережно хранил все негативы, чтобы клиенты при желании могли заказать копии. Сегодня это очевидно и потрясающие произведения фотоискусства, и уникальный социологический портрет эпохи и Африканского континента. Наследие Сейду Кейты из коллекции Жана Пигоцци представлено в Мультимедиа Арт Музее в рамках VIII Московской международной биеннале «Мода и стиль в фотографии-2013».

Ул. Остоженка, 16. До 5 мая

Весна, кино, Италия

Не успел зал кинотеатра «35 мм» насладиться чешским говором, как ему на смену снова приходит итальянский язык: недельный фестиваль нового итальянского кино N.I.C.E. стартует 10 апреля в 19.30 фильмом «Армандино и музей Madre» режиссера Валерии Голино с участием актрисы Жасмин Тринка, которые — по традиции фестивалей «35 мм» — станут гостями открытия. Это лента о любви и дружбе, как, впрочем, и многие другие, которые будут показаны в рамках N.I.C.E. Например, номинированный на национальную премию Швейцарии как лучший фильм «Командир и Аист» Сильвио Сольдини (10 апреля, сразу после фильма открытия). Или «Квартира в Афинах» — отмеченный многими наградами фильм Руджеро Дипаолы о том, что такое свобода (11 апреля, 19.00). Или романтическая история о непростой дружбе молодой иммигрантки из Китая и рыбака со славянскими корнями «Ли и Поэт» Андрей Сегре (12 апреля, 19.00). Или картина о человеке, выбравшем для себя «странный» жизненный путь — быть последним в Ломбардии пастухом, кочующим со стадом в более чем 700 овец («Последний пастырь» — 13 апреля, 17.00). И так далее, и так далее. Сомнения и жизненные трудности, предательства и возвращение к корням — итальянское кино всегда славилось своим отношением к человеку. Новое итальянское кино не исключение. Помимо игрового кино на фестивале ожидается показ ряда документальных картин. Кроме «35 мм» фестивальная программа будет показываться в кинотеатре «Формула Кино Горизонт» (Комсомольский пр-т, 21/10). Все фильмы демонстрируются на языке оригинала с русскими субтитрами.

Ул. Покровка, 47/24

Миф и правда жизни

Молодежный театр (РАМТ) 12 апреля представляет спектакль худрука театра Алексея Бородина «Участь Электры» по трилогии Юджина О’Нила «Траур Электре к лицу». «Отец американской драмы», ее родоначальник и реформатор, лауреат Нобелевской премии по литературе и четырежды лауреат Пулитцеровской премии, О’Нил положил в основу трилогии о жизни нескольких поколений семьи Мэннонов древнегреческий миф о микенской царевне Электре, убившей свою мать за то, что та отравила своего мужа и отца Электры. «Участь Электры» — это трагедия столкновения человека с собственной судьбой, фатальная история семьи, разрушенной страстями, история любви и мщения, надежды и рока. В обстоятельствах, из которых нет выхода, герои О’Нила отчаянно пытаются вырваться за пределы судьбы, за пределы себя. РАМТ сохранил форму трилогии — спектакль идет в трех действиях.

Театральная пл., 2. Начало в 19.00

Нужное — детям!

Как говорил Дядя Федор, чтобы продать что-нибудь ненужное, надо сначала купить что-нибудь ненужное. И с тем, и с другим заранее справились отечественные селебритис и даже одна звезда международного масштаба. Вам осталось лишь купить что-нибудь, причем неважно, нужное это что-то или нет, потому что все деньги пойдут на лечение детей: купля-продажа проходит в рамках благотворительного онлайн-аукциона фонда «Жизнь как чудо». Еще три дня, включая сегодняшний, на специальной странице платформы molotok.ru можно будет приобрести круглые очки Ralph Lauren, в которых Ксения Собчак вела какую-то церемонию и брала интервью у Кирилла Серебренникова, или неведому зверушку — luxury-мишку — от Игоря Чапурина, майку Владислава Третьяка или аудиокнигу — коллекционное издание «А.П. Чехов. Антропология рассказов», подписанную Олегом Табаковым, Игорем Костолевским и Инной Чуриковой, или, на худой конец, выиграть два билета на московский концерт автора корейской макарены Gangnam Style Сая — опять же с автографом.

Прекрасного во всех отношениях Сергея Никитина в нашей стране знают все. Даже если исключить собственно любителей бардовской песни, в становлении которой дуэт Татьяны и Сергея Никитиных сыграл в свое время одну из ключевых ролей. Даже если отставить в сторону поклонников советского кино — скажем, рязановской «Иронии судьбы», михалковских «Пяти вечеров» или оскароносной ленты «Москва слезам не верит», — и театралов (музыка Никитина звучала во многих постановках «Табакерки», в спектакле «А чой-то ты во фраке?» театра «Школа современной пьесы» и многих других). Еще остаются мультфильмы! Ну кто не знает песен из «Сказки о потерянном времени» или «Большого секрета для маленькой компании» на стихи Юнны Мориц? Нет таких. А есть еще песня о резиновом ежике с дырочкой в правом боку…

Кандидат, между прочим, физико-математических наук, Сергей Никитин, работая преимущественно с «чужими» стихотворными текстами, как композитор и исполнитель давно стал классиком, причем без всяких скидок на жанр, в котором, что уж греха таить, укоренилась сочинительская манера в три аккорда, два притопа. Композиция Никитина сложнее, изящнее, «начитаннее», что ли. Его музыкальная эрудиция отмечалась не раз. Гармония и интонации известного «Сонета XC» на стихи Шекспира истоками — из старинных шотландских напевов. Восточные мотивы обнаруживаются в «Последней просьбе старого лирика» на стихи Виталия Коротича в переводе все той же Юнны Мориц, а в «Птицелове» — тирольские интонации. Очень популярная в свое время песня «Под музыку Вивальди» содержит элементы барочной музыки.

Когда нужно, появляется театральная подача, драматизм с контрапунктами, паузами и затиханиями, когда необходимо — осторожная доверительность или почти детская наивность. И неизменно присутствует культурность подачи, интеллигентность — в манере держаться, облике, выборе поэзии. Основа никитинских песен — поэзия, вкус к ней. И вот, музыкой, всегда с большим тактом и стилистически оправданно аранжированной, объединяются Пастернак и Самойлов, Тарковский и Шпаликов, Мориц и Евтушенко, Левитанский и… Шекспир, да.

Эта причастность к поэзии с уместными, гармоничными включениями скрипок и альта, виолончели и флейты будет явлена и 12 апреля во время концерта «Повремени певец разлук…» в Центральном доме литераторов. При участии струнного квартета «Камерата», флейтистки Екатерины Милкиной, контрабасиста Игоря Иванушкина и гитариста Михаила Барановского Сергей Никитин будет исполнять песни и романсы на стихи названных поэтов.

Ул. Большая Никитская, 53. Начало в 19.00

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow