СюжетыОбщество

Жизнь как «зебра»

Быть пешеходом стало смертельно опасно

Этот материал вышел в номере № 42 от 17 апреля 2013
Читать
Количество сбитых именно на пешеходных переходах увеличилось за последние восемь лет с 10 135 до 17 808 человек — чуть ли не в два раза!! И что самое страшное — эта цифра растет из года в год. Почему?
Изображение

Нет, меня не лишили прав: не дождутся! Просто пока власти Москвы борются с пробками своими способами, я — своими: все чаще в Москве я и спускаюсь в метро, и становлюсь пешеходом.

Зверские снегопады этой зимы отобрали у меня мой автомобиль: я не мог со своим больным позвоночником откапывать гараж, долбить ломиком до асфальта лед.

И вот что я вам скажу, братцы-пешеходы: очень опасная это штука, быть сейчас пешеходом — гораздо опаснее, чем во времена моей юности.

Вот цифры «Союза защиты пешеходов», их мне прислал Владимир Соколов, председатель этого союза. Если за последние 8 лет количество сбитых, убитых и покалеченных автомобилями пешеходов по стране регулярно уменьшалось с почти 91 тысячи в 2004 году до 62 300 человек в прошлом году, т.е. почти на 32 процента, то количествосбитых именно на пешеходных переходахувеличилось за это время с 10 135 до 17 808 человек — почти в два раза! И эта цифра растет из года в год. Почему?

Да все очень просто: потому что я, как пешеход, стал искать переходы, а не бегать зайцем поперек улиц. Быстро и сразу я поверил в действенность нашей власти: в то,что на переходах водители меня пропустят.

А меня там стали интенсивнее, чем прежде, давить. И не потому, что водители сплошь озверели или пьяные, — они практически не виноваты! А виновата наша власть, которой надо годы чесаться, чтобы увидеть проблему, чтобы потом освоить казенные деньги для того, чтобы эти переходы оборудовать.

Да и как оборудовать — не просто белые полосы освежить, а с умом, так, чтобы водители пешеходный переход не смогли не заметить.

А водителям тоже нужно время, чтобы вдолбить в свою генную систему: увидел переход — тормози! Не сбавь скорость, не сбрось педаль газа, а — тормози!

Но это — если увидел переход…

И все это изначально происходит именно потому, что власть законодательная приказала водителям под страхом все увеличивающихся штрафов нас, пешеходов, пропускать. А власть исполнительная ничего не сделала для того, чтобы нас, пешеходов, защитить.

Сотворить бумагу гораздо проще, чем позаботиться о людях по-настоящему.

Это называется «цивилизация по-русски»: я часто писал о том унижении, которое испытываешь, возвращаясь из цивилизованных стран в родное отечество, когда стоишь на переходе пять минут, десять, а то и пятнадцать — стоишь, стоишь, пока разрыв в стальном автопотоке не позволит тебе сигануть через дорогу, по «зебре» (!), словно зайцу.

Как приятно и горделиво чувствуешь себя за границей, когда только ступил на тротуар — лакированные морды авто замирают, а ты идешь, чувствуя себя человеком!

И вот в Думе решили сделать Россию тоже цивилизованной. И что они там думают, что несколько бумажек для этого достаточно?!

Став пешеходом, я вижу, что у 90 процентов «зебр» полосы на асфальте практически не видны, они стерты колесами. И стертые, и в снегу, и в грязи — да их просто с 10 метров водитель не видит!

Хорошо еще, если там есть светофор с красным для водителя и с зеленым бегущим человечком для пешехода, а если светофора нет?

Светофора нет, полосы «зебры» стерты, и о том, что ЗДЕСЬ пешеходный переход, вещают только старые знаки 5.16 — справа и слева на тротуарах: а именно идущий по палочкам человек, заметьте: на синем, информирующем, а не предписывающем фоне — если вы подошли к такому переходу, которых в России большинство, — что делать?

Имейте в виду, что это — не переход вовсе, а смертельная ловушка для нас, пешеходов.

Что же касается водителей, то такие, с позволения сказать, переходы — это и ловушки для них.

Потому что водители, едущие потоком по городским улицам и шоссе даже с разрешенными скоростями, даже не в дождь и хмару, а при сияющем солнышке, просто не в состоянии такие переходы увидеть.

И что делать?

А ничего не надо придумывать и разрабатывать, не надо выделять десятки миллионов на исследования (как это было в предыдущей «Федеральной целевой программе 2006 — 2012 гг. по повышению безопасности…» и т.п., на которую вбухали 53 миллиарда и отрапортовали, что она почти выполнена, так как смертность на дорогах упала чуть ли не до планируемой цифры — 23 тысячи в год. А упала она на самом деле только из-за повышения штрафов в 2007 году. А когда «анестезия» штрафов кончилась — опять пошла вверх и сейчас почти вернулась к «допрограммным» цифрам).

Все, господа, придумано до нас: надо направить силы и средства на то, чтобы ВСЕ пешеходные переходы страны сделать видимыми издалека.

Как? На это есть специалисты: можно поднять на 4 см «зебры», можно и повесить не где-то сбоку, а НАД переходом и дорогой мигающий желтый, как это сделали в Белоруссии, или установить перед «зеброй» «лежачего полицейского» — да множество есть способов сохранения человеческих жизней.

И последнее: кто у нас отвечает за человеческие жизни? Да все — Минздрав, ФСБ, МЧС, МВД, ГИБДД, Минтранс — все.

А раз все, то НИКТО конкретно.

Россия занимает катастрофически высокое место по смертям на дорогах среди цивилизованных стран. И для того чтобы переломить ситуацию, чтобы заставить ВСЕХ ответственных за жизнь людей работать по-настоящему, превратить все «Целевые федеральные программы по…» и т.п. в реальное и резкое снижение страшных цифр, — возглавить это дело должен кто-то один, конкретный человек, с которого можно и должно спрашивать.

В Европе именно цифра погибших в ДТП — одна из главных в отчете и правительств, и правящих партий. Она где-то в тройке: ВВП, инфляция и снижение смертности на дорогах.

Утверждают, что во многом благодаря тому, что министр внутренних дел Франции Саркози смог своими «камерами Саркози» (как их прозвали) снизить за сравнительно короткий срок смертность на дорогах республики почти на треть, — он и стал президентом.

Вы можете представить 18 тысяч человек?! Это население небольшого города. И из них половина мертвецов, остальные — калеки.

А через год их будет больше.

Да тут надо срочно, сегодня же, Госсовет собирать и дать всем министерствам и ведомствам лишь одно указание: «Немедленно (!) изыскать средства для приведения всех пешеходных переходов России в надлежащее состояние! Срок исполнения — 3 месяца. Ответственный…»

А в это время

Из блока новостей от 13 апреля:

Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев на заседании коллегии Министерства труда признал, что усилия властей по снижению смертности от ДТП не дают больших результатов.

«Смертность от ДТП, к сожалению, вопреки тому, что происходило несколько лет подряд, в 2012 году выросла на 7,5%. За три месяца текущего года — еще на 6,5%, — констатировал Медведев. — Это плохие цифры, здесь регресс наблюдается. Причем он до конца даже не объясним».

Объясним, Дмитрий Анатольевич!

Во-первых, наша ГИБДД еще и не начинала борьбу за сохранение жизней на дорогах. Штрафы повышать научились отменно. А вот второй составляющей цивилизованной езды — неотвратимости наказания — как не было, так и нет. Инспекторов не видно ни у светофоров, ни у «зебр»: все они отрабатывают — и успешно! — только самые «денежноемкие» нарушения: «встречка», промилле.

А во-вторых — отрывок из недавно вышедшей книги Тома Вандербильта «Трафик. Психология поведения на дорогах». Книга была издана в 18 странах:

«Статистика смертельных аварий, безусловно, зависит от благосостояния страны, но еще больше — от уровня коррупции. Исследования американских экономистов показали, что связь ДТП со смертельным исходом с уровнем коррупции более тесная, чем с уровнем дохода населения.

Новая Зеландия, одна из пяти наименее коррумпированных стран в мире, имеет одни из самых безопасных дорог, хотя ее ВВП меньше, чем у Австрии и Испании.

Россия считается более коррумпированной, чем страны такого же уровня развития, и это отражается на ее дорогах: в Москве на каждом углу стоят продажные полицейские, а сквозь пробки пробираются машины с мигалками (которые порой устанавливаются незаконно).

На долю России приходится две трети всех аварий со смертельным исходом в Европе».

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow