СюжетыСпорт

Ставка на хоккей

Желающих присоединиться к этому тренду всегда хватало. Но то, что наш хоккей нынче сам дает весомый повод для уважения, — несомненно

Этот материал вышел в номере № 44 от 22 апреля 2013
Читать
Желающих присоединиться к этому тренду всегда хватало. Но то, что наш хоккей нынче сам дает весомый повод для уважения, — несомненно
Изображение

Два теплых апрельских дня подарили три хоккейных праздника, охвативших не только Челябинск, Москву и Сочи, но и всю страну. В Челябинске завершился, может быть, лучший финал за всю недолгую историю Континентальной хоккейной лиги; Москва встречала второй раз подряд ставших чемпионами динамовцев; в Сочи в Большом ледовом дворце открывался юниорский чемпионат мира, а страна спешила в кинозалы на премьеру «Легенды № 17», на раскрутку которой было потрачено, наверное, не меньше, чем на сам байопик о великом Валерии Харламове.

Хоккея было много и даже с перебором, тотальное его присутствие в информационном поле не удивляло, но наталкивало на простую мысль: именно с прошлой недели началась большая кампания под лозунгом «Все для победы в Сочи», в ходе которой каждое лыко должно быть в строку. О том, как и кто пытается оседлать хоккейный тренд, о разного рода связанных с идеологической составляющей опасностей мы еще не раз успеем поговорить — не в первый раз такое происходит, далеко не в первый. Желающих присоседиться к неординарному явлению всегда хватает. Но то, что хоккей нынче сам дает весомый повод для уважения, — несомненно.

У него куча проблем, но он живой. Вокруг него куча прилипал, но грязь к нему пристает плохо. Наверное, в самой его природе заложено чистое и живительное начало, сделавшее канадский хоккей больше чем полвека назад народной русской игрой.

Пацаны из юниорской сборной России, в сумасшедшей концовке на старте сочинского турнира одолевшие американцев (между прочим, эта сборная выигрывает юниорские чемпионаты четыре года подряд), может, в итоге и не станут чемпионами мира. Даже когда к ним присоединится один из героев финальной серии «Динамо» — «Трактор» 18-летний Валерий Ничушкин, которого доставили в Сочи на личном самолете президента КХЛ Александра Медведева на следующий день после драматичнейшего финала в Челябинске. На лед против сборной США челябинец не вышел, но дополнительную связь между двумя событиями, которые разделяло меньше суток, обеспечил.

Все в эти дни было в кассу. И не только киношную.

…Находясь под впечатлением челябинского финального аккорда, Александр Медведев сказал, что это лучший сезон в пятилетней истории КХЛ. С вдохновителем самого успешного и амбициозного спортивного проекта нового столетия, пусть и с оговорками, можно было согласиться, и не только из-за роскошной финальной серии.

Легкой жизни сезон не обещал по многим причинам. Две из них выделю — это заокеанский локаут и спрессованный по причине предолимпийских забот календарь. Нежданный подарок в виде россыпи звезд и столь же неожиданное его завершение фактически разрывали сезон надвое и грозили немалыми имиджевыми потерями. Одно дело опираться на Дацюка—Малкина—Ковальчука—Овечкина—Варламова, другое — обходиться своими силами и возвращаться к привычному образу лиги, находящейся в тени заокеанской «лучшей в мире».

Инфраструктурно и структурно сравнивать лиги действительно бесполезно, но в нашем плей-офф закрутилась такая интрига, которая сделала бы честь и НХЛ. Именно замечательная кубковая история вывела сезон из намечавшегося прорыва, именно она заставила забыть о переживаниях, связанных с отъездом суперзвезд, именно она оправдала и куцеватый календарь регулярной части, и ставшее анахронизмом разделение клубов на западные и восточные. Руководство КХЛ, поворчав лишь для порядка, пошло на секвестрирование сезона в интересах национальной сборной — и при этом лига обошлась минимумом потерь.

Нынешний плей-офф стал рекордным по количеству овертаймов, что само по себе говорит о характере и остроте борьбы. Впервые он включил в свою орбиту такие хоккейные европейские города, как Прага и Братислава. Впервые в борьбе за Кубок Гагарина участвовало сразу несколько команд, возглавляемых молодыми российскими тренерами. Но главное — пятый по счету розыгрыш Кубка Гагарина впервые довел до абсолюта тенденцию, которая раньше проявлялась лишь частично: в финал выходят не самые богатые, а самые играющие.

Олицетворением команды-звезды стало московское «Динамо», ребрендинг которого был осуществлен за счет ранее безвестного ХК МВД. Именно «милиционеры» весной 2010-го нарушили гегемонию топ-клубов, никого и близко не подпускавших к финалу. А с той поры пошло: «Атлант», «Динамо» (читай: ХК МВД), теперь вот «Трактор». Олег Знарок сохранил костяк своих бойцов и главные принципы рабочей (и даже чернорабочей) команды, согласно которым нынче даже такие звезды, как Александр Овечкин и Никлас Бэкстрём, безропотно становились в общий строй.

До «Динамо» дважды подряд чемпионами России становились только ярославский «Локомотив» Владимира Вуйтека и «Ак Барс» Зинэтулы Билялетдинова. То, что это удалось сделать команде, из которой в сборную России призваны лишь два хоккеиста (и не факт, что оба поедут на чемпионат мира), говорит о многом.

Этот финал, в отличие от четырех предыдущих, был на один матч короче. Чтобы довести дело до седьмого, челябинцам не хватило совсем немного. Но от каждой из шести встреч, с каким бы результатом они ни завершались, веяло свежим ветром.

Было бы наивным утверждать, что хоккей как качественный продукт вернулся на «прилавки» исключительно благодаря мудрости начальства. Руководство КХЛ из заявленных пять с лишним лет назад основных пунктов грандиозного плана успешно справляется далеко не со всеми. Достижений хватает, нерешенных проблем еще больше — о выходе на самоокупаемость в лиге давно молчат, заявленное стремление к выравниванию сил остается только на бумаге, перенятая у НХЛ структура драфта не работает, стремление расширяться исключительно за счет экспансии в Западную Европу начинает напоминать навязчивую идею (ежегодные сообщения об интересе к проекту итальянского «Милана» смахивают на мантру), но…

Когда продвинутых дилетантов заносит, выручают профессионалы. Когда идея оказывается нежизнеспособной, игра сама ее отвергает. Хоккей живуч и во многом самодостаточен, чем и прекрасен.

Он выжил во времена, когда от былого его всесилия, казалось, не осталось и следа. Останется самим собой и сейчас, когда из него неизбежно попытаются сделать фетиш и приговорить к обязательным (что далеко не гарантировано) победам.

Кстати, до старта предолимпийского чемпионата мира, который пройдет в тех же Финляндии и Швеции и на котором Зинэтуле Билялетдинове, скорее всего, придется защищать чемпионское звание без заокеанских звезд, осталось всего ничего.

Это будет еще одной проверкой на прочность и КХЛ, и всего нашего хоккея, которому еще месяц оставаться в самом центре событий.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow