Сюжеты

Орхан ПАМУК: Мой скромный манифест для всех музеев

В ЦВЗ «Манеж» 18—19 апреля прошел Первый форум литературных музеев. Выступление его заочного участника, нобелевского лауреата по литературе, предоставлено «Новой газете» организаторами форума.

Фото: «Новая газета»

Этот материал вышел в № 44 от 22 апреля 2013
ЧитатьЧитать номер
Культура

 

В ЦВЗ «Манеж» 18—19 апреля прошел Первый форум литературных музеев. Выступление его заочного участника, нобелевского лауреата по литературе, предоставлено «Новой газете» организаторами форума.

 

РИА Новости

Орхан Памук родился 7 июня 1952 г. в Стамбуле — турецкий писатель, лауреат многочисленных международных премий, в том числе и Нобелевской премии по литературе (2006). В 2006 г. по версии журнала Time был включен в сотню наиболее влиятельных людей мира. Произведения писателя переведены на 60 языков, изданы в более чем ста странах.

Одна из последних книг автора, «Музей невинности», посвящена вещам как отражению реальности прошлого. 28 апреля 2012 г. в Стамбуле открылся созданный на основе этой книги Музей невинности. На московском форуме состоялась его презентация для профессионального сообщества.

Я люблю музеи и, как многие, с каждым днем получаю от них все больше удовольствия. Я восприни­маю музеи всерьез, и поэтому иногда меня посещают гневные, даже яростные мысли. Но мне бы не хотелось говорить о музеях с гневом. В Стамбуле моего детства музеев было мало. Почти все они были важными памятниками истории. Либо же это были какие-то пафосные государственные экспозиции наподобие музеев — таких много в неевропейских странах. Много лет спустя в переулках европейских городов маленькие музеи помогли мне почувствовать, как можно рассказать историю каждого персонажа такого музея (в этом они были похожи на романы). Я никогда не забываю о том, что такие музеи, как Лувр, Метрополитен, Топкапы, Британский музей, Прадо, являются сокровищницей человечества. Но я бы не хотел, чтобы большие и величественные сокровищницы стали образцом для музеев будущего. Музеи, особенно те, которые появляются в быстро развивающихся неевропейских странах, должны исследовать новый мир современного человека, его человеческую природу и рассказывать об этом. Ведь большие музеи, которым го­сударство оказывает поддержку, представляют именно государство, а не человека. А это не добрая и вовсе не невинная цель. Свои соображения относительно музеев я хочу изложить по порядку:

Великие национальные музеи, такие, как, например, Лувр и Эрмитаж, появившиеся в ре­зультате того, что для людей открыли императорский либо королевский дворец, ставшие обязательной для посещения туристической достопримечательностью и национальным символом, показывают, что история нации (то есть исторический процесс сам по себе) важнее, нежели история отдельного человека. Однако именно на примере истории отдельного человека легче показать духовную высоту че­ловечества.

Можно усмотреть параллель в том, как осу­ществляется превращение дворцов в большие музеи и превращение народных эпических сказаний-дастанов в романы. Да, эпические сказания, которые повествуют о героических подвигах правителей древности, подобны дворцам, в которых те жили. Однако большие музеи на романы не похожи.

Надоели музеи, которые пытаются поведать историю какого-нибудь сообщества, органи­зации, команды, общины, нации, государства, народа, фирмы или какого-нибудь предмета, объекта. Мы устали от них. И мы все сознаем, что истории обычных людей будут намного бо­гаче, важнее и подарят нам больше радости, чем история всех народов, вместе взятых.

Вопрос не в том, чтобы суметь рассказать, насколько богата китайская, индийская, мек­сиканская, иранская либо турецкая история и культура. (Конечно, и это тоже важно, но это нетрудно.) Трудно суметь показать в музее в том же масштабе, с той же силой и глубиной историю конкретных людей, живущих в этих странах сейчас.

Я считаю, что музеи необходимо оценивать не по тому, хорошо или плохо они представляют государство, нацию, фирму, определенный фрагмент истории, а по тому, демонстрируют ли они личные качества отдельно взятых людей.

Музеи должны стать меньше, индивидуальнее и дешевле. Только так можно рассказать люд­ские истории. В больших музеях с большим входом нас собирают, чтобы напомнить о го­сударствах и народах, но забывают о нашей индивидуальности. Поэтому везде вне западного мира люди по музеям ходить боятся.

Задача музеев настоящего и будущего — рассказывать не о государстве, а о человеке. Правда, не стоит забывать о том, что человек этот веками переживал жестокие трудности.

Средства и источники финансирования, предназначенные большим, величественным, сим­воличным музеям, следует отдавать маленьким музеям. Эти деньги должны поощрять и поддерживать обычных людей в том, чтобы они превращали свои маленькие дома и маленькие истории жизней в музеи.

Если предметы искусно и осторожно поместить в их родные дома, не оторвав их от своей среды, от своих улиц, то свою историю они расскажут сами.

Огромные дворцы, властвующие над кварта­лами и городами, не показывают наши души, наоборот — они их стесняют. Человеку бли­же идея скромного музея, который превратит квартал, улицу, дома, магазины — словом, все вокруг, — во фрагмент музея!

Будущее музеев — в наших домах. Все на самом деле очень просто:


 

Перевела с турецкого языка эксклюзивно для Форума литературных музеев
Аполлинария АВРУТИНА

Теги:
музеи
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera