РасследованияПолитика

«Газпром»: мечты следствия сбываются

Тверской районный суд Москвы, некоторые из судей которого попали в «список Магнитского», заочно арестовал главу Hermitage Сapital Уильяма Браудера.

Этот материал вышел в номере № 48 от 6 мая 2013
Читать
Дело о «хищении» главой Hermitage Сapital Уильямом Браудером акций газового монополиста, конечно, уникальное, и по своему абсурду сопоставимо разве что с созданным прокуратурой и СК фейками про «распиленный» Навальным лес или «украденную» Ходорковским нефть...

В понедельник, 22 апреля, Тверской районный суд Москвы, некоторые из судей которого попали в «список Магнитского», заочно арестовал проживающего в Великобритании главу Hermitage Сapital Уильяма Браудера. Тем самым было удовлетворено ходатайство следователя, утвержденное генерал-майором МВД РФ Сергеем Бородулиным. Причем сам Бородулин постановление о заочном аресте Браудера утвердил аккурат в день опубликования в США «списка Магнитского» (12 апреля 2013 года), в который попали и 7 сотрудников МВД.

Следственная группа по новому делу Браудера состоит из 11 человек. И среди них — следователь МВД Сапунова, один из опорных игроков команды Олега Сильченко. В свое время она лично предлагала Магнитскому «сделку» с правосудием по оговору себя и своих клиентов, а также лично сняла показания с «явившегося с повинной» уголовника-рецидивиста Маркелова, в которых он показал на Магнитского как на «организатора хищения 5,4 миллиарда рублей». Она же входила в следственную группу, которая была образована, когда возобновили посмертное дело в отношении Магнитского.

Итак, арест Браудера санкционирован. Правда, не в рамках уже слушающегося в Тверском суде налогового дела против него и Сергея Магнитского, а в рамках нового уголовного дела против них же, о котором уже успели раструбить несознательному населению в «фильмах-разоблачениях» государственные телеканалы. Дело о «хищении» Браудером акций «Газпрома» и «вмешательстве» в его деятельность, конечно, уникальное, и по своему абсурду сопоставимо разве что с созданным прокуратурой и СК фейками про «распиленный» Навальным лес или «украденную» Ходорковским нефть.

Следствие говорит, что принадлежавший Hermitage калмыцкий офшор ООО «Камея», гендиректором в котором был Браудер, в конце 90-х — начале 2000-х приобретал и владел акциями «Газпрома» в обход «запрета», установленного Указом Президента Бориса Ельцина № 529 от 28.05.1997 г. Указ действительно запрещал приобретение акций «Газпрома» напрямую нерезидентами (физическими и юридическими лицами), а также компаниями-резидентами (их «дочками», филиалами и представительствами), в уставном капитале которых более 50% долей принадлежало нерезидентам. Однако на другие категории компаний-резидентов с участием иностранного капитала запрет НЕ РАСПРОСТРАНЯЛСЯ. И это требование «Камея» не нарушала, доля нерезидентов в ее уставном капитале составляла менее 50%, и она открыто на российских торговых площадках через уполномоченных брокеров приобретала акции «Газпрома».

Не запрещал указ № 529 приобретение и владение акциями «Газпрома» компаниями-резидентами РФ, имеющими взаимное (перекрестное) участие в капиталах друг друга, если доля прямого участия нерезидентов в их уставном капитале не превышала 50%. Что Hermitage опять же тоже соблюдал. На таких же точно основаниях по аналогичной схеме акции «Газпрома» в период с 1997 по 2005 год приобретали по ценам внутреннего рынка другие многочисленные иностранные участники рынка ценных бумаг РФ — Vostok Nafta, Pharos Gas, Noviy Neft and Noniy Neft II (Charlemagne Capital), Rengas Holding, Gasinvest Capital и другие. Достаточно сказать, что в тот период сам «Газпром» организовал совместное предприятие с немецкой энергетической компанией «Рургаз», которая владела по аналогичной схеме пакетом акций газовой компании. А услуги по приобретению и организации владения акциями «Газпрома» нерезидентами РФ осуществляли такие операторы российского рынка ценных бумаг, как ОФГ (Объединенная финансовая группа), «Ренессанс Капитал», «Тройка диалог», Альфа-Банк, «Атон», «Никойл»/«Уралсиб», Deutche Bank, Газпромбанк, JP Morgan и многие другие. Так что объявлять преступниками надо не один Hermitage, а всех иностранцев, до 2005 года приобретавших акции этого газового монополиста.

И привлечь заодно надо сам «Газпром», ФНС, ФСФР (ранее ФКЦБ), Счетную палату и Генпрокуратуру — ведь такая структура владения акциями «Газпрома» была им известна, ПРОВЕРЯЛАСЬ ими, и никаких претензий по поводу незаконности такого владения они ни к кому не предъявляли, в том числе и к Hermitage. Мало того, после продажи этих акций компании Браудера выплатили несколько миллиардов рублей официальных налогов в российский бюджет (и «Камея» - тоже), именно из этих денег и были в итоге украдены 5,4 млрд, что и установил Магнитский, поплатившись за это годом заключения и своей жизнью.

При желании можно вызвать свидетелем в суд и премьера Медведева, который, будучи председателем совета директоров «Газпрома», в 2002 году публично подтверждал деловым СМИ, что «Газпром» знает о том, что акции компании приобретаются нерезидентами по ценам внутреннего рынка, но не оспаривает законность такого приобретения. «Правительство не будет стремиться наказывать за такие схемы, потому что они стали возможными благодаря лазейкам в российском законодательстве», — говорил Медведев, например, The New York Times.

Нет, конечно, сейчас к новому суду над Браудером «Газпром» может быстренько пересмотреть свою позицию и, как в случае с ЮКОСом, когда аудитор «ПрайсвотерхаусКуперс», боясь потерять лицензию, отозвал ранее выданные нефтяной компании положительные аудиторские заключения за 10 лет, тоже все отозвать и вчинить претензии. И даже никакого наезда на «Газпром» со стороны властей не надо. Он сам навсегда забудет, как страшный сон, что «Камея» приобретала и владела его акциями с его же ведома и с ведома его реестродержателя, что она предоставляла ему все сведения о своих учредителях, что информация о структуре ее собственности, приобретенных акциях и сделках была доступна и регистратору, и депозитариям, которые вели реестр акционеров «Газпрома», и что в период с 1997 по 2005 год «Газпром» ни разу не оспаривал законность приобретения и владения его акциями.

То, что пересмотрят свою позицию налоговая, ФКЦБ, аудиторы Счетной палаты, сомнений нет. Только спешу огорчить прокуроров и следователей: нормы этого ельцинского указа о владении акциями (в 2005 году указ был отменен), на нарушение которых, и то мнимое, они ссылаются в суде, не предусматривали возможности уголовной ответственности. То есть даже если бы Hermitage какие-то ограничения указа не соблюдал, его сделки просто были бы признаны ничтожными. И все. Никаких вызовов на допросы, возбужденных уголовных дел, судов…

«Браудер Уильям обвиняется в совершении тяжкого преступления, он может уничтожить доказательства по делу и оказать давление на свидетелей…» — мотивируют между тем необходимость ареста главы Hermitage в Тверском суде следователь Алексеева и прокурор Бочкарев.Рекомендую им на досуге все-таки заглянуть в указ президента № 529, прочитать хотя бы пункт 7, в котором прямо определены меры ответственности за нарушение установленных указом ограничений: «Сделки с акциями РАО «Газпром», а также ценными бумагами и иными финансовыми инструментами, базисным активом которых являются акции РАО «Газпром», совершенные с нарушением требований пунктов 1—6 настоящего Указа, являются ничтожными на территории Российской Федерации в соответствии со статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации».

Повторюсь: в течение 15 лет ни «Газпром», ни контролирующие органы не предъявляли претензий к ООО «Камея» и не пытались признать сделку ничтожной. А указ Ельцина следователи, видимо, не читали, но для создания видимости «нарушения» указа применяют в случае с Браудером часть 4 статьи 159 УК РФ, предусматривающую ответственность за «хищениечужого имущества или приобретение права на чужое имущество путемобманаилизлоупотребления доверием» и на этом основании требуют Браудера арестовать и судить.

«Он принимает активные меры по уклонению от явки в РФ… по противодействию следствию, с привлечением средств массовой информации приводит порочащие сведения, а также призывает других лиц противодействовать следствию», — говорят прокурор и следователь в суде про Браудера. Поэтому, по их словам, заочный арест главы Hermitage необходим «для обеспечения международного розыска и возможной выдачи его в Россию — для осуществления уголовного преследования». И судья Тверского суда Петр Ступин с ними соглашается, Браудера заочно арестовывает и, конечно, отказывает его защите в вызове в суд должностных лиц СД МВД РФ, инициировавших фейковое дело по «Газпрому». В этом судья тоже соглашается с мнением следователя Алексеевой, назвавшей просьбу адвоката «такой изысканной шуткой».

Кстати, по поводу шуток. Не так давно к уголовному преследованию Браудера присоединился департамент по борьбе… с терроризмом (департамент «Т») МВД. Руководит операцией по поиску Браудера Г.Р. Сунгуров, начальник 4-го отдела управления Следственного департамента МВД, отвечающего за «расследование организованной преступной деятельности и коррупции». За 2 месяца расследования Сунгурова, по некоторым данным, повысили в звании с майора до подполковника. Пока, правда, сотрудники антитеррористического департамента заняты доставкой посольской почты. Так, из представленных в суд материалов стало известно, что еще 5 марта 2013 года подполковник департамента «Т» Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД РФ А.К. Губанов в сопровождении майора СД МВД РФ П.И. Тамбовцева посетил посольство Великобритании в Москве в поисках Уильяма Браудера. Сотрудники МВД предложили второму секретарю посольства Великобритании в Москве расписаться в материалах МВД. Но вот беда — второй секретарь посольства ответил на это предложение отказом — так как оно противоречило уголовно-процессуальному законодательству и дипломатическому протоколу.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow