КолонкаПолитика

Дядя Вова, монетарист

Менять надо «консерваторию», а не «девочек»

Этот материал вышел в номере № 45 от 24 апреля 2013
Читать

Вот Путиным пугают, а нам не страшно. Вот Кудрина назначают, а этого не происходит. Все действительное разумно, все разумное действительно. Как и завещал старик Гегель.

Не приходит великий и ужасный Глазьев, не тратят как бы по рецепту Кейнса страшные деньги отечественные деятели академии наук. И Кейнс здесь вообще ни при чем, и академия наук молчит, когда речь идет о серьезных вещах. То есть — когда режим хочет жить, он отказывается и от пушек, и от масла. И страшная сказка о государственных расходах и на Красную Шапочку, и одновременно на серого волка оказывается «лажей». «Ложей» при этом выглядит собрание либеральных экономистов, один другого жестче — рядом с Алексеем Кудриным сидит Олег Вьюгин, рядом с Ксенией Юдаевой — Евсей Гурвич, и тень «вашингтонского консенсуса» нависает над остовом российской экономики… И главное — с этим не просто мирится «сам». Он советуется с этими страшными людьми, выстраивает с ними стратегию и тактику.

Не могло совещание у Путина в субтропиках закончиться сменой парадигмы. Ровно по той же причине, по какой на должность председателя ЦБ назначили не Сергея Глазьева, а Эльвиру Набиуллину. Ровно потому, что «тетя Сара» из советского анекдота остается, в отличие от Карла Маркса, не просто экономистом, а старшим экономистом. Ровно потому, что других экономистов, кроме либеральных, даже у Путина, как у Сталина «других писателей», у нас для вас нет.

Просто в политике Путин выживает методом репрессий. А в экономике он хочет выживать методом массированных расходов на ту часть электората, которая социально зависит от бюджета. Но при этом либеральные экономисты, фамилии которых он уже забыл, научили его балансировать макроэкономические параметры — именно из соображений политического самовыживания. Иные упрекнут за это отдельных макроэкономистов: мол, пусть уж лучше все рухнет на фиг, и на обломках самовластья мы попытаемся построить новую, лучшую экономику. На что они, макроэкономисты, ответят: «Мы не желаем зла своей родине».

И, кстати, судя по ТТХ протестного движения, тогда-то, когда обломки самовластья разнесут в качестве трофеев на квартиры и зимние дачи и войдут в силу простые, как мычание, рецепты отечественных как бы кейнсианцев — трать деньги широко, как когда-то «шагал Азербайджан», остальное приложится, включая двузначную инфляцию.

Так когда-то один из деятелей «теневого правительства», услышав, что оппозиционеры обсуждают в качестве консолидированной кандидатуры в президенты от оппозиции, допустим, Оксану Дмитриеву, немного подумав, заметил: «Тогда уж лучше Путин». Ибо Путин в экономике все-таки привык придирчиво пробовать воду, прежде чем в нее шагнуть. Академия наук, может, ему духовно близка. Но мало ли кому что духовно близко: в ситуациях, когда надо принимать решения, опираются не на химеры, а на реальные показатели/рекомендации. И тут уж лучше слушать Евсея Гурвича, чем Джона Мейнарда Кейнса, притом что он уже вслух-то не может защитить себя от употребления своих рецептов всуе.

Вторая интрига — «назначение» Алексея Кудрина главным по инвестклимату. Самому Кудрину это, понятное дело, ни к чему. Он занят в последнее время политикой и строительством институтов гражданского общества. А участие его в совещаниях по экономике обусловлено неформальным статусом отечественного Алана Гринспена и добрым нравом, позволяющим сохранять отношения даже с Путиным В.В., он же «Василь Василич». «Назначают» же его на всякие мифические посты в администрации люди, которым это по каким-то причинам важно. По тем же самым, по каким в газете «Известия» люди, вряд ли знающие, кто такой Сергей Павленко, пишут с глубокомысленным видом, что Кудрин с бывшим главой своего секретариата и Росфиннадзора встретился 20 апреля, и из этого непременно должно что-то следовать. Сергей Юрьевич, конечно, «голова», и ему палец в рот не клади, и он работал в контрольном управлении администрации еще тогда, когда кабинет его начальника на Старой площади Кудрин уступил Путину, но вот так чтобы из этого вытекало, что Алексей Леонидович согласится стать замом Вячеслава Володина, — это чересчур круто. Или Кудрина, фигуру самостоятельную, «заказали». Или политическая (об)налитика не знает границ…

Конечно, назначение Кудрина в администрацию — это «мечта», убивающая сразу двух зайцев. Потенциальный лидер всех правых либералов дискредитируется в глазах той части аудитории, которая видела в нем председателя будущей условной или безусловной либеральной партии. И в то же время туповатому Западу посылается сигнал — вот вам либерал, который у нас принимает ключевые решения. Значит, можно «нести бабки». Кроме того, любую должность Кудрина в администрации можно было бы ошибочно принять за разминочную перед назначением премьером. Таким образом произошла бы политическая стерилизация Кудрина вкупе с охмурежем иностранных инвесторов. Правда, «мистер-инвестиционный-климат» вряд ли этот климат, с учетом качества российских институтов, смог бы поменять…

Ну а так-то в целом В.В. Путина можно понять: рост промпроизводства и экономики замедляется, инфляция не снижается, хотелось бы получить рецепты спасения. Впрочем, кто же ему скажет, что эти рецепты лежат в области классической институциональной теории — менять надо «консерваторию», а не «девочек».

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow