СюжетыПолитика

Путин, Чавес и «сачок»

Глава государства вступил в дискуссию с Алексеем Кудриным, которого сам же и позвал на свою прямую линию

Этот материал вышел в номере № 46 от 26 апреля 2013
Читать

Контент-анализ очередного общения Владимира Путина с народом показал, что больше всего внимания президент уделил доходам граждан. Правда, такой вывод можно было сделать еще до того, как началась прямая линия. С одной стороны, это естественно: руководитель должен заботиться о благосостоянии народа. С другой стороны, эта тема из года в год остается топовой не только в выступлениях Путина, но и в ответах респондентов социологов, указывающих на основные озабоченности простых людей. Значит, проблема не снимается, зато остается уже много лет популистской темой, позволяющей Владимиру Путину, как Уго Чавесу, выступать в роли отца народов — не только кормчего, но и кормильца. Эта латиноамериканизация социальной политики стала несколько мантрообразной. И больше того, воспитывающей, последовательно и неотступно, в российском народе иждивенца. Оно и понятно: иждивенцами легче управлять, им проще предлагать общественный договор системы «свобода в обмен на колбасу». Они же, собственно, и составляют нынешнюю социальную базу Путина-политика, который перестал быть «президентом всех россиян», не говоря уже о том, что он сознательно и демонстративно не готов представлять интересы продвинутых слоев населения, зарабатывающих деньги самостоятельно и не зависящих от госбюджета и государства в целом.

В довольно резкую полемику по этому поводу с главой государства вступил приглашенный на прямую линию в качестве эксперта экс-министр финансов и председатель Комитета гражданских инициатив Алексей Кудрин. Планово грубоватая шутка президента по поводу того, что Кудрин не хочет возвращаться во власть, то есть в администрацию президента, и потому он, экс-министр финансов — «сачок», не прошла. Кудрин неожиданно ответил по существу, в том числе высказавшись по поводу «социального», а на самом деле стимулирующего иждивенчество и воспроизводящего неэффективность, крена в политике бывшего патрона: «Я долго работал вице-премьером и отвечал за экономику, но система полумер и полуреформ сегодня не сработает. Россия не развернется тогда от нефтяной зависимости… Этим (ручным управлением. — А.К. ) я не готов заниматься. Я хочу заниматься реальными делами». По поводу социальных обязательств Кудрин, названный президентом лучшим министром финансов, «но не социальным министром», заметил: «Все-таки модель должна быть — более высокие темпы роста производительности труда, а за ними — высокий темп роста зарплаты. В таком порядке должно происходить это».

Последний сюжет Путин упомянул спустя (в буквальном смысле слова) несколько часов, когда упрекал абстрактную оппозицию за неспособность открыто заявить о своих предложениях в области экономики, например, о повышении пенсионного возраста или той же зависимости зарплат от роста производительности труда. Что и кого именно имел в виду президент, было не очень понятно, потому что многочисленные дискуссии на этот счет состоялись, и они носили вполне открытый характер. Кстати, позиция того же Кудрина по поводу повышения пенсионного возраста высказывалась им еще в те годы, когда он не был «сачком».

Путин регулярно возвращается к сюжету под названием «Президент и экс-министр финансов». Во время большой прошлогодней пресс-конференции он назвал его «членом команды». Совсем недавняя история с утечками по поводу того, что Кудрина назначат «мистером-инвестиционный-климат», выдавала скорее желание власти уничтожить в бывшем министре потенциал лидера либерального движения, чем убежденность в том, что он готов вернуться на государственную службу. Во всяком случае, по данным «Новой», до 22 апреля, когда прошла встреча экономических чиновников и экспертов в Сочи, предложений подобного рода Алексею Кудрину никто не делал. На прямую же линию его позвал пресс-секретарь главы государства, сославшись на личную просьбу Владимира Путина.

Пожалуй, эта странная дружба/оппонирование, возможно, один из немногих факторов в российской политике, удерживающих Путина от движения к той точке, до которой братский нефтеносный венесуэльский народ довел Чавес, когда чрезмерные и необеспеченные социальные расходы разрушили и бюджет, и экономически мотивированное поведение граждан.

Что же до незлобивой шутки про «сачка», то вполне очевидно, что Путин считает бездельниками, «треплющими языками», всех, кто вне власти или против нее. Он готов работать только с теми, кто гребет вместе с ним на одной галере, причем бездумно, в полном тумане и в неизвестном направлении. Исключение составляет только один «сачок». Ситуация для российский политической системы уникальная.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow