СюжетыКультура

Афиша

Культурные события следующей недели

Этот материал вышел в номере № 46 от 26 апреля 2013
Читать

Вход с челками

Сегодня поздно вечером в клубе «Мастерская» возвращение «Сладкого подполья» — танцевального проекта диджея Сергея Никитина (не путать с бардом!), историка, члена Русского географического общества, организатора Московской архитектурной велоночи и знатока музыкальных редкостей, и собирателя нестандартной музыки Константина Дудакова. Вместе диджеи-академики, в свободное от музыки время преподающие в МГУ и ВШЭ, сделали кучу разных проектов — от патефонных дискотек до экспериментальных сетов музыки 1920-х годов на открытии доски памяти архитектора Мельникова. В многолетнем «Сладком подполье» музыканты переплетают совершенно разную послевоенную музыку с обеих сторон Атлантики, называя это twist’n’house. Сегодня в «Мастерской» будут звучать французские послевоенные мотивы с видео-аккомпанементом и челками в духе того времени: тем, кто придет с таковыми, вход бесплатный.

Театральный пр., 3, стр. 3. Начало в 23.55

В «Политеатре» открылся фестиваль работ Владимира Мартынова, композитора и философа, историка и теоретика музыки, пророка, который, по словам худрука «Политеатра» Эдуарда Боякова, «лучше всех объясняет в своих книгах, что происходит с нами и с культурой. Ну и страной заодно»… Сегодня в 19.00 на сцене Новой Оперы (ул. Каретный Ряд, 3, стр. 2) театр «Балет Москва» представит музыкальный цикл «Времена года», основанный на материале одноименного произведения Вивальди, прелюдии Баха, увертюры Мендельсона и канона Пярта. Речь пойдет не только о смене сезонов, но о смене периодов в истории концертной композиторской музыки. И сегодня же в 20.00 на сцене «Политеатра» сам маэстро аккомпанирует хрестоматийному образцу эпохи немецкого экспрессионизма — фильму австрийца Роберта Вине «Руки Орлака» (1924). А завтра здесь же и тоже в 20.00 — большой концерт «Маримбиссимо», в первом отделении которого играет одна из лучших арт-роковых групп страны «Вежливый отказ»; во втором отделении мартыновский Opus Prenatum исполняют Татьяна Гринденко c ансамблем Opus Posth и Гермесом Зайготтом, играющим на хрустальных поющих чашах; третье отделение за ансамблем ударных инструментов Марка Пекарского при участии пианиста Павла Карманова, альтиста Сергея Полтавского и скрипачки Елены Ревич (в записи); в четвертом отделении на сцену выйдут видеохудожник Всеволод Таран и диджей Escapo. Наконец, 28 апреля в 20.00 — музыкальный перформанс «Распорядок». В его основе — три музыкальных произведения, написанные Мартыновым в разные годы специально для ансамбля Пекарского, интерпретированные Эдуардом Бояковым через сюжет об одних сутках жизни типичного жителя мегаполиса.

Новая пл., 3/4, подъезд №9

Эпиграф: «Истина размножается спорами». (Сократ. Из неопубликованного.) А теперь по сути. Проект «ПостНаука», совместные вкладки с которым — не редкость в пятничных выпусках «Новой», работает, как известно, под девизом: «Все, что вы хотели знать о науке, но не знали, у кого спросить». Под этим же девизом проект запускает новый лекционный формат «Диалоги», в рамках которого эксперты числом два всякий раз будут обсуждать различные аспекты одной темы, дискутируя между собой и дополняя друг друга. Первый «Диалог» состоится уже сегодня в лектории Культурного центра ЗИЛ и будет посвящен теме «Чтение мозга». То есть речь пойдет, грубо говоря, о технологиях, позволяющих читать мысли человека. На каком «языке» говорит мозг? Как язык мозга соотносится с человеческим языком? Каковы возможности расшифровки «разговора» нервных клеток между собой? В научный спор по этим вопросам вступят психофизиологи Александр Каплан и Ольга Сварник. Вход на лекцию свободный. Истина где-то рядом.

Ул. Восточная, 4/1. Начало в 19.30

Музей всего. Выставка №5

«Музей всего» — занятная передвижная выставочная институция, с 2009 года представляющая по всему миру художников-самоучек, неизвестных и непризнанных гениев и их нетрадиционное, альтернативное, наивное и прочее «не-такое-как-у-всех» искусство. Сегодня в Центре современной культуры «Гараж» в рамках этого «музея» открылась «Выставка №5» — солянка из работ пятидесяти художников, открытых и отобранных кураторами проекта в ходе летнего путешествия по стране. И достаточно посмотреть на эти работы — самоучек и непрофессионалов, творящих в разных стилях и техниках, чтобы понять, насколько сегодня размыто само понятие профессионализма в области изобразительного искусства — раз, и насколько академическое образование или встроенность в современный арт-контекст необязательны, чтобы сделать индивидуальное художественное высказывание достаточной степени искренности и качества, — два. К слову, в экспозицию «Выставки №5» включены произведения знаменитых российских художников-самоучек: Павла Леонова, Александра Лобанова и Николая Алмазова. Послезавтра, 28 апреля, в 14.00 и 16.00 сотрудники «Гаража» проведут по выставке бесплатные экскурсии.

Крымский Вал, 9, стр. 45 (у Пионерского пруда парка Горького). До 2 июня

Группа Pervoe Solnce (sic!) пойдет «по краю» «акустического синематографа», как называют свои саундтреки к несуществующим фильмам сами музыканты. Коллектив, собранный три года назад виброфонистом Владимиром Голоуховым, известный по работам с Рави Шанкаром и Эдисоном Денисовым, Алексеем Козловым и Гариком Сукачевым, исполняет преимущественно собственные композиции, нередко, впрочем, включая в программу нетленную классику вроде «Полуночного ковбоя» — в собственной, разумеется, интерпретации. Центральным моментом концерта 27 апреля в клубе А. Козлова будет премьера новой пьесы «По краю» — «о нелегком выборе художника между творчеством и благосостоянием». Но и весь концерт — можно не сомневаться — станет интересен любителям хорошей инструментальной музыки, совмещающей полюса и полярности разных стилей в гармоничную форму: джаз-роковые барабаны и джазовый контрабас, классическая гитара, виолончель и боповая труба, меланхоличный аккордеон и пригоршни виброфоновых созвучий — все вместе получается весьма изящно и драйвово.

Олимпийский пр-т, 16, стр. 2. Начало в 20.00

В «Манеже» открылась выставка проекта «Книга художника/Livre d’artiste» — «Путешествие Одиссея». Термин Livre d’ artiste означает литературный текст с иллюстрациями художника, изданный небольшим тиражом, отпечатанный на специальной бумаге и оформленный определенным образом (несброшюрованные листы, коробка, футляр). В данном случае это «Одиссея» Гомера с графикой Андре Массона, Марка Шагала, Ханса Эрни и Анри Матисса, хотя к поэме его рисунки имеют опосредованное отношение. Основатель нью-йоркского клуба иллюстрированных изданий Джордж Мейси заказал Матиссу иллюстрации к «Улиссу» Джойса. Зная, что роман имеет аналогии с «Одиссеей», Матисс выбрал для иллюстраций события из поэмы Гомера. Когда Джойс стал подписывать листы, он обнаружил, что Матисс романа не читал, и отказался подписывать остальные экземпляры. Зато иллюстрации Матисса стали классическими для «Одиссеи». Все работы для выставки предоставлены российскими коллекционерами Георгием Генсом и Борисом Фридманом.

Манежная пл., 1. До 22 мая

Этим замечательным человеком написано столько детских песен, что он стал рекордсменом Книги Гиннесса России. Но дело не в количестве, а в качестве: все это если не сплошь, то через один хиты — мультфильмов и спектаклей, кинокартин и телепередач. Достаточно назвать классику из «Пластилиновой вороны», «Падал прошлогодний снег» или «Простоквашино». Но Григорий Гладков, а речь, как вы догадались, о нем, не только прекрасный композитор, но и отменный живой исполнитель. Его концерты всегда интерактивны; и дети, и родители в них являются не только зрителями, но и актерами-соучастниками. 27 апреля в клубе «Гнездо глухаря» он представит свое «Топ-шлёп-кантри-поп-хлоп-шоу «Пластилиновая ворона».

Цветной бульвар, 30. Начало в 20.00

Хорошо забытое старое

Завтра, 27 апреля, в галерее «Промграфика» Московского союза художников пройдет семинар «Мода прошлого века в тоталитарных государствах и США». Речь пойдет, в числе прочего, о том, чем мода СССР отличалась от моды других стран с закомплексованными тиранами во главе, как возникли новые материалы и формы одежды и аксессуаров, без которых нельзя представить современный гардероб, на какие ухищрения пускались женщины во время войны, чтобы обойти дефицит материалов, и отчего эти ухищрения были настолько живучи, что в СССР ими пользовались потом долгие десятилетия. В частности, начиная с 12.00 в плане семинара «Мода Веймарской республики и Третьего рейха, 1918–1945»; с 13.40 — «Итальянская мода, 1920–1950-е»; с 16.00 — «Мода военного времени, 1939–1945 — США, Великобритания, СССР, Франция, Германия, Италия»; и ближе к вечеру, с 17.45 — «Американская мода, 1920–1960-е». Вход, однако, недешев — 2,5 тыс. руб.

Глинищевский пер., 5/7, подъезд 6. Начало в 12.00

Стокман против Стокмана

Пьесу «Враг народа» Генрика Ибсена ставят довольно часто. Не менее часто ее подвергают модификациям. Например, не далее как в феврале Лев Додин поставил ее в санкт-петербургском Малом драматическом театре, сократив число сюжетных линий и количество персонажей. По пути осовременивания пошли в Театре им. Маяковского, для которого драматург Саша Денисова переписала классику на новый лад. Все дело в весьма актуальном для наших дней «социально-экологическом» содержании: пользующийся уважением сограждан доктор Томас Стокман обнаруживает, что лечебная вода, на которой зиждется процветание целого города-курорта, на самом деле вредна, ибо загрязнена; скрыть катастрофу пытаются все — мест-ный бизнес, массмедиа, наконец, мэр, который приходится доктору родным братом. Противостояние одиночки и общества прекрасный актерский ансамбль — в частности, главные роли исполняют Игорь Костолевский и Алексей Фатеев — играет сегодняшним языком, а все герои и обстоятельства оказываются чрезвычайно узнаваемыми. Премьерные показы спектакля — 27 апреля и 8 мая.

Ул. Б. Никитская, 19. Начало спектаклей в 19.00

Алексей Куделин, он же Вася Ложкин — художник и участник «рокындроль-бэнда «Эбонитовый колотун» — хорошо известен рунету красочными «антилубочными» картинами, полными зубастых зайцев и котов с характерами, угрюмых и, как правило, радикально настроенных выходцев из народа, черного юмора и жестких сюжетов. Парадоксальным образом мрачный колорит и «настолько-суровые» композиции источают неустранимый оптимизм и вообще всячески «жизнеутверждают». Может, потому, что, как говорит сам Вася, окружающая действительность его не интересует: «Я изображаю сказочный придуманный мир. Порой это мир психозов и всевозможных пограничных состояний, порой бывает страшновато, но все же это сказка с хорошим концом». Это стеб, или Вася слегка лукавит: сказка эта так тесно соприкасается с окружающей действительностью, ее бытовыми, социально-психологическими и даже политическими коллизиями, что граница подчас становится неразличима. И однако же от этого взаимопроникновения мифов и архетипов общества в целом и фобий и идеалов отдельного обывателя в частности становится очень весело. 30 апреля Вася Ложкин расстается со своим преимущественно медиапрошлым: в ЦДХ открывается его первая персональная выставка. В день открытия вход на выставку будет бесплатным. Кроме того, будут толстый цветной каталог, водка и закуска. Начало (открытие) — в 17.00.

Крымский Вал, 10. До 12 мая

В Молодежном театре (РАМТ) — спектакль по дебютному роману очередного «30-летнего властителя душ и умов сегодняшних молодых французов» Мартена Пажа «Как я стал идиотом» — о жизни молодых интеллектуалов, не умеющих вписаться в «правильную» жизнь. В центре постановки Владимира Богатырева 28 апреля (а также 16 мая) — история Антуана, который, получив несколько дипломов, выучился, по сути, на безработного: его знания никому не нужны, его чувства никому не интересны, он смешон своим отношением к жизни. «Ум делает своего обладателя несчастным, одиноким и нищим, тогда как имитация ума приносит бессмертие, растиражированное на газетной бумаге, и восхищение публики…» — решает он и пытается стать идиотом. В спектакле заняты артисты: Александр Девятьяров, Анна Ковалева, Алексей Бобров, Алексей Мишаков и др.

Театральная пл., 2. Начало спектаклей в 19.00

Миша Мищенко, молодой композитор вида хипстерского, но с прекрасной музыкальной душой, любитель называть свои творения по-исландски, 14 апреля выпустил в свет новый альбом Strаkur Sem Spilar Meр Vindi, что в переводе «Гугла» означает «Парень, который играет с ветром». Неоклассика и минимализм Мищенко сближают его с такими мэтрами жанра, как Майкл Найман, Филипп Гласс или Ян Тьерсен, с одной стороны, и Йохан Йоханссон и Людовико Эйнауди, которых он сам выбрал в качестве ориентира, — с другой. Но это лишь чтобы обозначить направление, нишу. Музыка могла бы аккомпанировать «Амели»-образным киноконструкциям, самым задумчивым эпизодам Миядзаки или рисуемым воображением картинам величественной северной природы, но сама она не нуждается ни в каком видеоряде, самодостаточная и инспирирующая. Умиротворенное фортепиано в сопровождении нервных струнных порождает неуловимые мелодии, утекающие от прямого восприятия, как вода сквозь пальцы, оставляя объемное, плавное, лиричное ощущение чего-то большего, чем мы сами, напоминание о небе, об океане, о Боге, если хотите. Переходы от одной композиции к другой естественны, как перемена погоды, и невесомы, словно Цndun Аiрrildi, «Дыхание бабочки» (6-й номер в альбоме), или Kvцld i Borginni, «Вечер в городе» (№1). В заключительной вещи вдруг возникает электронный бит, впрочем, уместный и гармоничный: благодаря ему финал получается мощным, светлым и вызывающим желание поставить пластинку с начала. Превосходная работа.

«После наскальной живописи ничего великого в изобразительном искусстве создано уже не было», — сказал однажды Хуан Миро, несостоявшийся бухгалтер и один из духовных отцов современного авангарда, чьи абстрактные и сюрреалистические полотна питались вдохновением как раз из той части бессознательного, где обитают детские и первобытные переживания, и потому его работы так напоминают не то каляки-маляки, не то неолитические рисунки. Причем это касается и светлых, миролюбивых его картин, и тех, где пробиваются детские страхи и тревоги. Свои главные произведения Миро создал в 1920–1930-е (с этим, впрочем, можно спорить), но и на закате жизни продолжал творить довольно интенсивно. Выставка «Хуан Миро. Образы», занявшая весь Московский музей современного искусства на Гоголевском, знакомит зрителя с корпусом работ, созданных как раз в последние 30 лет жизни художника, а это порядка двухсот живописных полотен, 14 скульптур и без счета — рисунки, книжные иллюстрации и графика. Пространство экспозиции поделено на зоны, каждая из которых посвящена тому или иному художественному образу мастера: графические знаки, пейзаж, птица, созвездия, глаз, женщина, персонаж и голова. В одном из залов воссоздана художественная студия Миро, а в целом в пространстве выставки — целый мир необычных и красочных фантазий и раздумий. Выставка открыта с сегодняшнего дня.

Гоголевский бульвар, 10. До 9 июня

Заверните!

Московский музей дизайна продолжает радовать. Не успели выветриться ощущения — ностальгические у тех, кто помнит, и удивленные у тех, кто был заинтересован, — от выставки «Советский дизайн 1950–1980-х», как в «Манеже» уже представлены многовековая история и традиции русской упаковки — от оригинальных народных решений до современных, признанных в мире образцов дизайна. В этом плане название выставки — «Дизайн упаковки. Сделано в России» — неточно во временном и в географическом плане. Но удовольствия это не портит и сути не меняет. Экспозиция составлена из огромного числа предметов упаковки разных эпох и художественных стилей. Дореволюционные торговые марки поставщиков императорского двора и редкие образцы фигурных стеклянных бутылок и жестяных банок, сохранившиеся в частных собраниях в первозданном, нераспечатанном виде, сменяются яркими примерами упаковки и рекламы периода конструктивизма, выполненные Родченко и Маяковским, художниками трестов «Моссельпром» и «ТЭЖЭ». Их, в свою очередь, сменяют знаменитые бренды и культовые товары советского периода, которые многие еще помнят: сгущенка, молоко в треугольных пакетах, осетровая икра в жестяных банках, жевательная резинка, первое советское пиво в банке, выпущенное специально к Олимпиаде-80, и многое, очень многое другое. Значительное число экспонатов никогда не выставлялось.

Манежная пл., 1. До 25 июня

Сто лет назад, после представления «Весны священной», закрылся занавес. И на нем как будто оказалась нарисована вся история музыки ХХ столетия — от Вареза и Хиндемита до минималистов, Лахенмана и Гризе. Впрочем, и дальнейший зигзагообразный творческий путь самого автора «Весны» оказался прочерчен достаточно ясно. Последовать ему и предлагает программа концерта 12 мая в Рахманиновском зале Московской консерватории, в которую включены довольно редко звучащие сочинения Игоря Стравинского 1920–1930-х годов: «Байка. Веселое представление с пением и музыкой» (1916), «Прибаутки. Шуточные песенки для среднего голоса и 8 инструментов» (1914), Dumbarton Oaks. Концерт in Es для камерного оркестра (1938), Три пьесы для струнного квартета (1914) и Концертино для струнного квартета (1920). Исполнители: ансамбль «Студия новой музыки», сопрано Светлана Савенко (сопрано), теноры Олег Долгов и Георгий Фараджев и басы Евгений Ставинский и Олег Диденко. За дирижерским пультом — Филипп Чижевский. Вход свободный.

Ул. Б. Никитская, 13/6. Начало в 19.00

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow