КолонкаПолитика

Президент против ЦРУ

Шлейфер — самый цитируемый в мире экономист

Этот материал вышел в номере № 47 от 29 апреля 2013
Читать
...В отношении Хэя и Шлейфера у американских НКО, помогавших России, имелись серьезные претензии: формировать рынок, и одновременно играть, и зарабатывать на нем — нехорошо. Именно к этому сводились претензии.
Изображение

«В ЦРУ и ФБР /нынче безработица. / Больше нету СССР, / не за кем охотиться». Эта старая частушка времен «величайшей геополитической катастрофы» лично опровергнута президентом России в ходе его последней прямой линии: «Там много всего смешного (в процессе приватизации 1990-х годов.А. К.). Например, в окружении Анатолия Борисовича (Чубайса.А. К.) работали сотрудники ЦРУ США, по возвращении в США их подвергали суду за то, что они обогащались в ходе приватизации и нарушали закон, как кадровые офицеры разведки. Им это было запрещено, но они не удержались. Коррупция, понимаешь!»

Понятно, что в силу временных причин этот эпизод не вошел в знаменитую книгу профессора Н.Н. Яковлева «ЦРУ против СССР», изданную общим тиражом 3 миллиона экземпляров. Но тип сознания, характерный для философии «осажденной крепости», пережил десятилетия и явил себя миру в образе той части современной российской управленческой элиты, описываемой политологическим термином «православные чекисты». Отсюда и представления о том, что и Союз развалили, и реформы делали, и приватизацию проводили иностранные агенты. Первыми из которых были, по логике главы нашего государства, не названные им пофамильно гарвардский экономист Андрей Шлейфер и гарвардский юрист Джонатан Хэй.

Возможно, сейчас в центральном офисе ЦРУ переполох — перерывают файлы и бумаги, которые могли бы свидетельствовать о причастности «иностранных консультантов» (копирайт — М.А. Булгаков. «Мастер и Маргарита») к разведывательной деятельности. Но здесь что-то не так.

Действительно, в отношении Хэя и Шлейфера у американских НКО, помогавших России, имелись серьезные претензии: формировать рынок, и одновременно играть, и зарабатывать на нем — нехорошо. Именно к этому сводились претензии.

Но вот что интересно. Андрей Шлейфер, конечно, очень талантливый человек. Но если он еще и ухитрялся работать на ЦРУ… Дело в том — и об этом, конечно же, Путину не докладывали, — что Шлейфер, по мировым рэнкингам, и не выдуманным, а настоящим, — самый цитируемый в мире экономист. Понятно, что речь идет об академическом мире, весьма придирчивом к качеству работы. В 1999 году этот профессор Гарварда и ученик знаменитого министра финансов США Ларри Саммерса получил самую престижную награду в мире для экономистов до 40 лет — Медаль Кларка. Это вам не диссертация среднестатистического депутата Госдумы, тут нужно было удивить мировое академическое сообщество своими исследованиями. Кстати, Шлейферу (в соавторстве) принадлежит одна из самых толковых книг о российской приватизации, изданная в 1996 году. А в неакадемическом мире в 2004 году много шума наделала его совместная с Дэниэлом Трейзманом статья в журнале Foreign Affairs «Нормальная страна». Она описывала Россию — со всеми ее сложностями, которые «аршином общим не измерить», — как самую обычную страну с переходной экономикой.

Может быть, на эту статью обиделись наши компетентные органы, считающие, что Россия идет «особым путем»?

А может, причина в другом — в уверенности нашего первого лица в том, что сказанное им и есть истина. Говорил же он в ходе прямой линии о том же Алексее Навальном: «Люди, которые борются с коррупцией, сами должны быть кристально чистыми». К сожалению, это было сказано еще до приговора суда…

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow