КолонкаПолитика

Антивзбесившийся принтер

Почему бизнесу нужен Закон о законах — против «законодательного спама»

Этот материал вышел в номере № 48 от 6 мая 2013
Читать
Известный армейский принцип «Пусть безобразно, зато единообразно» актуален и в сфере бизнеса. Предпринимателя гораздо больше тревожат не высокие ставки налогов, а частые неожиданные изменения законодательства.

Известный армейский принцип «Пусть безобразно, зато единообразно» актуален и в сфере бизнеса. Предпринимателя гораздо больше тревожат не высокие ставки налогов, жесткие меры ответственности, необоснованные запреты и ограничения, а частые неожиданные изменения законодательства, поток новых предписаний, правил, требований.

Советский период в этом отношении был чуть ли не эталонным. Число принимаемых законов и вносимых в них изменений было незначительным, так что даже свод законов СССР издавался в виде папок-скоросшивателей, в которых время от времени менялись отдельные листы.

Сейчас же объем нормотворческой продукции возрос настолько, что юристы небезосновательно говорят о «законодательном спаме». В 2010 году было принято 450 федеральных законов, в 2011-м — 431. В 2012 году активность Госдумы в этом направлении слегка ослабла — «всего» 334 закона.

Это творчество порождает соответствующее подзаконное регулирование.

В 2012 году Минюст РФ зарегистрировал 5400 различных инструкций и приказов министерств и ведомств.

Трудно подсчитать точно, но в общей сложности 60—70 различных государственных инспекций, служб и т.п. имеют право налагать на производственные компании административные взыскания. В отдельных секторах экономики за одним предприятием одновременно надзирают около 20 государственных контрольных органов, извергающих потоки нормативных предписаний, уследить за которыми с каждым годом становится все труднее и труднее даже профессиональным юристам.

Соответственно, ежегодно повышаются риски быть привлеченным к ответственности за нарушение вновь установленных и измененных старых правил. Статистика Высшего арбитражного суда (ВАС) РФ показывает, что количество дел об административных правонарушениях на протяжении последних лет ежегодно возрастает на 10—16%. Если в 2010 году арбитражные суды рассмотрели 80,7 тыс. дел о привлечении компаний и предпринимателей к административной ответственности, то в 2012 году число таких дел возросло до 102,7 тыс. Растут суммы взысканий, уплаченных компаниями по актам различных проверок и ревизий. Доходы федерального бюджета от штрафов составили в 2009 году 5 млрд руб., в 2010 году — 11 млрд руб., а в 2011 году — 17,9 млрд рублей.

Ограничение нормотворческой активности и установление строгих запретов в этой сфере становится одним из самых важных условий улучшения предпринимательского климата в России.

Это можно сделать с помощью закона о нормативных правовых актах, упорядочивающего всю систему и все этапы законотворчества.

Вопрос о необходимости принятия Закона о законах ставился еще в досоветские времена. Активно обсуждается он в России последние лет двадцать. Но, видимо, должна накопиться критическая масса законодательного брака и мусора, абсурдных, сиюминутных, разрушительных и просто дурацких актов для того, чтобы власть согласилась на его принятие.

Ведь без этого закона гораздо проще заниматься нормотворческой «партизанщиной», то есть подменять законы подзаконными актами и, наоборот, регулировать законом то, чего в нем быть не должно.

Без этого закона проще внедрять в законодательство идеи, не популярные в обществе, не поддерживаемые научным и экспертным сообществом.

Без закона о нормативных актах проще проявлять услужливость и заниматься законотворчеством как бизнесом.

Во времена Бориса Ельцина принятие Закона о законах тормозилось из-за того, что установление строгой иерархии нормативных актов привело бы к ограничению президентского нормотворчества. Ведь указы — подзаконные акты — не смогли бы дополнять, изменять или подменять закон.

В настоящее время «указное право» в ельцинском варианте не действует, но политические препятствия для принятия закона о нормативных актах сохраняются, так что знающие эксперты исключают возможность принятия Закона о законах «в текущем политическом цикле».

Отсутствие правил планирования, подготовки и оформления текстов закона, их экспертной оценки, последующей реализации содержащихся в них положений, толкования, устранения коллизий и много другого, что должно быть урегулировано законом о законах, — основное условие законотворческой вакханалии. Тем не менее при стремлении к наведению порядка во всех сферах общественной жизни, в законотворческой деятельности, хотя бы внешне, порядок не наводится.

В этих условиях, наоборот, следует всячески поддерживать законодательную анархию и довести число принимаемых Думой законов до тысячи в год: нынешняя степень законодательной абсурдности еще недостаточна для провокации решительных действий.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow