СюжетыКультура

Эротика в мехах

15 мая фильмом База Лурмана «Великий Гэтсби» откроется Каннский кинофестиваль

Этот материал вышел в номере № 51 от 15 мая 2013
Читать
15 мая фильмом База Лурмана «Великий Гэтсби» откроется Каннский кинофестиваль

Каннам нравится начинать фестивальный марафон живописными картинами Лурмана. Почти 20 лет назад он получил здесь приз за «Лучший молодежный иностранный фильм», а в 2001-м фильмом открытия оказался его бархатный мюзикл «Мулен Руж» с Николь Кидман. На этот раз экранизация романа Фицджеральда приведет на красную дорожку фестивального дворца вожделенных звезд: Ди Каприо (Гэтсби), Тоби Магуайра (Ник), Кэри Маллиган (Дэзи) и легендарного актера индийского кино Амитабха Баччана. Наверное, сам герой Фицджеральда был бы не против, если бы на его виллу заглянули подобные, высшей пробы персонажи.

Каждый фестиваль следит за судьбой своих избранников; режиссеры, уже отмеченные каннским жюри, как правило, возвращаются на Лазурный Берег с регулярностью отпускников, прикипевших сердцем к каникулярному месту. Предъявить свою новую работу Каннам-2013 планирует обладатель золотой «Пальмовой ветви» Роман Полански. Николас Виндинг Рефно вернется на фестиваль после щедрой награды за режиссуру — еще помнится, как его «Драйв» неожиданно был обласкан жюри. Он вновь демонстрирует свое фирменное маскулинное кино, и в главной роли снова Райан Гослинг. А «Красота неописуемая» одного из интереснейших современных итальянских мастеров — Паоло Соррентино («Изумительный») — это киноэссе о стареющем журналисте, который на римских развалинах ищет собственную юность.

Одна из доминирующих тем нынешнего фестиваля — эротика во всей своей красе. От садомазохистской экспрессии в «Венере в мехах» Романа Полански до робкого пробуждения сексуальности, привлекшей Франсуа Озона («Всего 17»). Неистовый 80-летний Полански представляет очередную киноверсию романа Захер-Мазоха (точнее, французского перевода идущей на Бродвее пьесы Дэвида Айвза), конечно же, со своей чувственной музой Эмманюэль Сенье в главной роли. А Озон продолжает блуждать по нескончаемым лабиринтам женской психологии. В картине «Молода и прекрасна» он снова будет жонглировать явным и тайным, тасовать любимые карты — проникновение в чужую жизнь, погружение в чувственность. В главных ролях юная звезда Марина Вакт и любимица режиссера Шарлотта Рэмплинг, которую он снимает уже в четвертый раз.

Стивен Содерберг, объявив в очередной раз об уходе из кинематографа, представляет экранную версию нетрадиционной автобиографии Скотта Торсона — любовника именитого, экстравагантного и эксцентрического пианиста Либераче. Режиссер полагает, что в жизни так много занимательного, а кинематограф, очевидно, погряз в консервативной рутине. В его фильме «За канделябрами», который, конечно же, растревожит-возмутит благопристойную голливудскую ряску, гомосексуальную пару отважились сыграть Майкл Дуглас и Мэтт Деймон. Фестивальный любимец, образец мультикультурности, француз с арабскими корнями Абделатиф Кешиш («Кускус и барабулька») снял радикальную эротическую драму «Жизнь Адель».

Среди особо ожидаемых синефилами работ — новый опус обладателя «Венецианского льва», умеющего удивлять самыми простыми сюжетами и подробностями быта, китайского режиссера Цзя Чжанке («Печать греха»). Фолк-музыке и ее протагонистам посвятили свою картину «Внутри Льюина Дэвиса» братья Коэнов. Заявлены в конкурсе и работы прогрессивных эстетиков, независимых американцев Александра Пэйна и Джеймса Грея.

Трагикомедия Валерии Бруни-Тедески с красавчиком Луи Гаррелем «Замок в Италии» — одна из трех французских картин «обязательной программы».

Конечно, Канны — фестиваль международный, но патриотичные французы никогда не забудут грамотно продвинуть свое кино на мировой кинорынок.

Один из актуальнейших и наиболее конвертируемых иранских режиссеров, оскароносец Фархади, снял новый фильм «Прошлое» во Франции. Фархади — победитель «Берлинале». Как и в знаменитом «Разводе Надера и Симин», режиссер обеспокоен темой расставания. На этот раз расстаются выходец из Ирана и француженка. Третий раз возвращается в Канны японец Хирокадзу Корээда. Его, как и Фархади, влекут семейные драмы, а также брошенные дети. Он использует мыльный сюжет для подчеркнуто авторской работы: родной ребенок оказывается неродным.

За рабочий класс в конкурсе отвечает мексиканский режиссер Амат Эскаланте, известный в кинематографе по совместной работе с грандиозным кинопоэтом Рейгадосом, а также самостоятельными режиссерскими работами, такими как «Ублюдки».

Председателем жюри основного конкурса главного артистического форума приглашен Стивен Спилберг — икона голливудского зрительского кино. Его оценки могут быть сбалансированы многомерным режиссерским мировидением собранных для судейства Энга Ли, Наоми Каваси, Кристиана Мунджиу. Да и актеры-интеллектуалы Даниэль Отей и Николь Кидман — больше, чем «представительская» витрина.

Эксперты оценивают программу сдержанно. В ней преобладают режиссеры среднего поколения, зарекомендовавшие себя интересными, но не выдающимися работами. Нет в конкурсе последних работ Триера и Альмодовара. Правда, арт-директор фестиваля Тьерри Фремо в специальном спиче объявил амнистию опальному датчанину, на весь мир провозгласившему о своем расположении к Гитлеру. Триер прощен, но свою многочасовую сагу, возможно, он покажет в Венеции.

Наших картин в конкурсе нет. Обласканные Каннами Николай Хомерики и Валерия Гай-Германика проигнорированы нынешним отборочным жюри. Но российское присутствие на фестивале весьма ощутимо.

Жесткое и пристрастное кино Юрия Быкова («Начальник», «Жить») «Майор» привлекло отборщиков «Недели критиков». Фильм с плакатной очевидностью демонстрирует моральную деградацию наших доблестных правоохранительных органов. Минкульт субсидировать столь нелицеприятный взгляд на вещи отказался. Картина создана в студии Алексея Учителя «Рок» на деньги Фонда кинематографии. Тем не менее после приглашения в Канны Минкульт помогает «Майору» «продвигаться» на фестивале. На студии «Рок» сделана и картина «Отдать концы», приглашенная в «Особый взгляд». Ее автор Таисия Игуменцева в прошлом году получила главный приз программы «Синефондасьон» за короткометражку «Дорога на…» (тот самый фильм, который вгиковские педагоги из-за нецензурной лексики «зарубали» на экзамене). Эта награда обеспечивает приглашение на фестиваль. «Отдать концы» — апокалипсическая комедия про потоп… с оптимистическим финалом. В программе мировых киношкол «Синефондасьон» — «Норма жизни» студента Высших курсов Евгения Бяло, «экзистенциальная драма» с криминальным привкусом. В программе «Короткий метр» обильно представлена современная российская анимация.

Деловая жизнь российских кинематографистов в Каннах будет снова управляться двумя центрами. Российский павильон наряду со многими другими акциями готовит отдельную программу презентаций будущих фильмов Александра Велединского, Глеба Орлова, Наталии Мещаниновой, Рената Давлетьярова. Параллельно на кинорынке будет работать и стенд «Кино России», сформированный Минкультом и Фондом кино. Дело за малым: снимать такое кино, чтобы его приглашали на основной конкурс.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow