Сюжеты

Город своими руками. Каким должен стать его обитатель?

Этот материал вышел в № 55 от 24 мая 2013
ЧитатьЧитать номер
Общество

Евгений КозаченкоНовая газета

Организаторы выставки «С городом на ты», которая проходит во внутреннем дворике Центрального дома художника с 22 по 26 мая, на нескольких тематических стендах собрали коллекцию «малых дел» — информацию о том, как волонтеры по всей России объединяются в творческие группы и возвращают городам дружелюбный вид, очеловечивают пустоши и промышленные районы и спасают от разрушения шедевры архитектурного авангарда

Организаторы выставки «С городом на ты», которая проходит во внутреннем дворике Центрального дома художника с 22 по 26 мая, на нескольких тематических стендах собрали коллекцию «малых дел» — информацию о том, как волонтеры по всей России объединяются в творческие группы и возвращают городам дружелюбный вид, очеловечивают пустоши и промышленные районы и спасают от разрушения шедевры архитектурного авангарда. Колонны, на которых держится навес, одеты в черные цилиндры с надписью «Что я могу», под ней каждый желающий может написать, чем он хочет помочь городу. И это верная постановка вопроса: выставка состоялась благодаря тем, кто предпочел действовать, не растрачиваясь на попытки привлечь власть. Вопрос в конечном счете не в том, готова ли власть терпеть добровольца, а в том, готов ли он своими руками навести порядок.

Эта выставка не о городе, а о том, каким должен стать его обитатель.

Пространство экспозиции заполнено двумерными картонными фигурами авторов проектов. Что воплощают эти люди? «Благоустроить» — суконное, истершееся определение. На самом деле они возвращают человеку город, находят формы «диалога с городом» (так называется один из разделов выставки). Для кого-то это стрит-арт — здесь много остроумной и запоминающейся настенной живописи, за которую отвечает молодой художник из коллектива «Экология пространства»: за несколько минут до открытия выставки он заканчивает разрисовывать стены выставочного пространства. Улыбается, кивая на нарисованного человечка: «Вот, рука не вышла, надо переделать. Наверное, первое, что сегодня не получилось». Одна из его работ — трансформаторная будка, оживленная портретами Пастернака с советских почтовых марок. Работы другого уличного художника — Павла Пухова («Паша 183») — наверняка узнают многие посетители. Самая обаятельная его работа — преображенный уличный фонарь, в котором Пухов увидел дужку очков и дорисовал недостающее. Как и другие стрит-артовцы, он избегал публичности, скрывал лицо за балаклавой, но все же стал известен в Сети и заслужил сравнение с Бэнкси. 1 апреля этого года Пухова не стало.

Разумеется, выставка не исчерпывается стрит-артом. Много места уделено фестивалям, движениям и уличным акциям, направленным на повышение интереса к архитектуре и сохранение культурного наследия. У истоков таких движений часто стоят профессиональные краеведы (проект «Дни архитектуры в Москве», «Архнадзор» и др.), архитекторы и искусствоведы, но многие акции инициированы неспециалистами.

Для привлечения внимания к городу иногда достаточно придумать необычный музей: так поступили Наталья Никитина и Елена Дмитриева («Город-музей»), которые создали на территории Коломны несколько уникальных площадок — знаменитый музей пастилы, например, или арткоммуналку, расположенную на месте магазина «Огонек», — одно время Веничка подрабатывал там грузчиком в винном отделе.

Организатор смотра Юлия Зинкевич считает, что мы находимся на пике развития городского самоуправления, и в процесс этот вовлечены не только крупнейшие города, но и провинция. Подробнее об этом пойдет речь в субботу: 25 мая специалисты расскажут о российском и зарубежном опыте низовой самоорганизации.

 

Прямая речь

Юлия ЗИНКЕВИЧ, куратор выставки «С городом на ты»

— Я уверена, мы сейчас мы находимся на пике интереса к городской самоорганизации. Хотя если присмотреться, это существовало всегда. Раньше была такая дворовая культура, когда люди, живущие в одном доме, выходили в палисадник, сажали настурции и георгины. Потом это стало затухать, но недавно появилась замечательная история с партизанским садоводством, это довольно масштабное движение. Ребята озеленяют пустыри, разбрасывают семенные бомбы. Вот, смотрите, эта группа людей (показывает на группу картонных фигурок) — это журналистка Ксюша Чудинова, две ее дочки и племянница, они в районе, по-моему, Преображенской площади вокруг своего дома из года в год разбивают клумбы, сажают тыквы, сеют газоны. Дворники это уничтожают, соседи регулярно выкапывают тыквы и увозят к себе на дачу. Но Чудиновы продолжают, договариваются с дворниками, надеются, что в этом году все удастся сохранить.

Вот ребята из группы «Партизанинг». Это что-то между стрит-артом и социальными инициативами. Например, они видят, что здесь необходим пешеходный переход. Они идут и его рисуют. Чаще всего власти этот переход замазывают, но потом понимают, что переход необходим, и рисуют через 10 метров свою зебру.

Мне кажется, сейчас люди чувствуют себя увереннее, у них есть ощущение, что они действительно могут что-то изменить. Когда в Москве парки превращаются во вполне европейские места для отдыха, люди, живущие в Вологде или Пензе, думают: а почему это невозможно у них? И делают. Появились образцы низовой городской культуры, люди увидели, как это устроено в мире. То же сохранение деревянной архитектуры, которое является ключевой темой в Вологде, — откуда это взялось? Ребята, которые это придумали (Саша Дуднев и Костя Гудков), посмотрели, как в Скандинавии сотни лет живут в деревянных домах. И Саша увидел, что для всех это — большая ценность. Это сохраняют, поддерживают, создают что-то новое. И он понял, что обнаружил клад в родном городе.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera