Сюжеты

Город своими руками. Каким должен стать его обитатель?

Этот материал вышел в № 55 от 24 мая 2013
ЧитатьЧитать номер
Общество

Евгений КозаченкоНовая газета

 

Организаторы выставки «С городом на ты», которая проходит во внутреннем дворике Центрального дома художника с 22 по 26 мая, на нескольких тематических стендах собрали коллекцию «малых дел» — информацию о том, как волонтеры по всей России объединяются в творческие группы и возвращают городам дружелюбный вид, очеловечивают пустоши и промышленные районы и спасают от разрушения шедевры архитектурного авангарда

Организаторы выставки «С городом на ты», которая проходит во внутреннем дворике Центрального дома художника с 22 по 26 мая, на нескольких тематических стендах собрали коллекцию «малых дел» — информацию о том, как волонтеры по всей России объединяются в творческие группы и возвращают городам дружелюбный вид, очеловечивают пустоши и промышленные районы и спасают от разрушения шедевры архитектурного авангарда. Колонны, на которых держится навес, одеты в черные цилиндры с надписью «Что я могу», под ней каждый желающий может написать, чем он хочет помочь городу. И это верная постановка вопроса: выставка состоялась благодаря тем, кто предпочел действовать, не растрачиваясь на попытки привлечь власть. Вопрос в конечном счете не в том, готова ли власть терпеть добровольца, а в том, готов ли он своими руками навести порядок.

Эта выставка не о городе, а о том, каким должен стать его обитатель.

Пространство экспозиции заполнено двумерными картонными фигурами авторов проектов. Что воплощают эти люди? «Благоустроить» — суконное, истершееся определение. На самом деле они возвращают человеку город, находят формы «диалога с городом» (так называется один из разделов выставки). Для кого-то это стрит-арт — здесь много остроумной и запоминающейся настенной живописи, за которую отвечает молодой художник из коллектива «Экология пространства»: за несколько минут до открытия выставки он заканчивает разрисовывать стены выставочного пространства. Улыбается, кивая на нарисованного человечка: «Вот, рука не вышла, надо переделать. Наверное, первое, что сегодня не получилось». Одна из его работ — трансформаторная будка, оживленная портретами Пастернака с советских почтовых марок. Работы другого уличного художника — Павла Пухова («Паша 183») — наверняка узнают многие посетители. Самая обаятельная его работа — преображенный уличный фонарь, в котором Пухов увидел дужку очков и дорисовал недостающее. Как и другие стрит-артовцы, он избегал публичности, скрывал лицо за балаклавой, но все же стал известен в Сети и заслужил сравнение с Бэнкси. 1 апреля этого года Пухова не стало.

Разумеется, выставка не исчерпывается стрит-артом. Много места уделено фестивалям, движениям и уличным акциям, направленным на повышение интереса к архитектуре и сохранение культурного наследия. У истоков таких движений часто стоят профессиональные краеведы (проект «Дни архитектуры в Москве», «Архнадзор» и др.), архитекторы и искусствоведы, но многие акции инициированы неспециалистами.

Для привлечения внимания к городу иногда достаточно придумать необычный музей: так поступили Наталья Никитина и Елена Дмитриева («Город-музей»), которые создали на территории Коломны несколько уникальных площадок — знаменитый музей пастилы, например, или арткоммуналку, расположенную на месте магазина «Огонек», — одно время Веничка подрабатывал там грузчиком в винном отделе.

Организатор смотра Юлия Зинкевич считает, что мы находимся на пике развития городского самоуправления, и в процесс этот вовлечены не только крупнейшие города, но и провинция. Подробнее об этом пойдет речь в субботу: 25 мая специалисты расскажут о российском и зарубежном опыте низовой самоорганизации.

 

Прямая речь

Юлия ЗИНКЕВИЧ, куратор выставки «С городом на ты»

— Я уверена, мы сейчас мы находимся на пике интереса к городской самоорганизации. Хотя если присмотреться, это существовало всегда. Раньше была такая дворовая культура, когда люди, живущие в одном доме, выходили в палисадник, сажали настурции и георгины. Потом это стало затухать, но недавно появилась замечательная история с партизанским садоводством, это довольно масштабное движение. Ребята озеленяют пустыри, разбрасывают семенные бомбы. Вот, смотрите, эта группа людей (показывает на группу картонных фигурок) — это журналистка Ксюша Чудинова, две ее дочки и племянница, они в районе, по-моему, Преображенской площади вокруг своего дома из года в год разбивают клумбы, сажают тыквы, сеют газоны. Дворники это уничтожают, соседи регулярно выкапывают тыквы и увозят к себе на дачу. Но Чудиновы продолжают, договариваются с дворниками, надеются, что в этом году все удастся сохранить.

Вот ребята из группы «Партизанинг». Это что-то между стрит-артом и социальными инициативами. Например, они видят, что здесь необходим пешеходный переход. Они идут и его рисуют. Чаще всего власти этот переход замазывают, но потом понимают, что переход необходим, и рисуют через 10 метров свою зебру.

Мне кажется, сейчас люди чувствуют себя увереннее, у них есть ощущение, что они действительно могут что-то изменить. Когда в Москве парки превращаются во вполне европейские места для отдыха, люди, живущие в Вологде или Пензе, думают: а почему это невозможно у них? И делают. Появились образцы низовой городской культуры, люди увидели, как это устроено в мире. То же сохранение деревянной архитектуры, которое является ключевой темой в Вологде, — откуда это взялось? Ребята, которые это придумали (Саша Дуднев и Костя Гудков), посмотрели, как в Скандинавии сотни лет живут в деревянных домах. И Саша увидел, что для всех это — большая ценность. Это сохраняют, поддерживают, создают что-то новое. И он понял, что обнаружил клад в родном городе.

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera