СюжетыКультура

Ностальгия по настоящему

Ее несколько удовлетворило открытие мемориальной доски поэту Андрею Вознесенскому, состоявшееся в Москве 6 июня

Этот материал вышел в номере № 62 от 10 июня 2013
Читать
Ее несколько удовлетворило открытие мемориальной доски поэту Андрею Вознесенскому, состоявшееся в Москве 6 июня

Высотку на Котельнической набережной украсила еще одна мемориальная доска. Как будто еще один орден на широкой маршальской груди. Но доска эта уникальна. Уже самим фактом своего появления в культурном пространстве Москвы спустя всего три (!) года после ухода того, кому она посвящена.

Этот Тот, Кому – поэт Андрей Вознесенский, 80-летие со дня рождения которого мы отмечаем в нынешнем году. Заслуга в таком раннем, но абсолютно своевременном увековечении памяти гениального поэта принадлежит прежде всего Департаменту культуры правительства Москвы и, конечно, вдове Вознесенского, писательнице Зое Борисовне Богуславской, без потрясающей энергии и обаяния которой, наверно, ничего бы не свершилось.

Мемориальная доска Вознесенскому была открыта 6 июня, в день рождения Пушкина. Но это не тот случай, когда «Муму» написал Тургенев, а памятник – Толстому. Это сближение вовсе не странное. Не сравнивая масштабы и обстоятельства времени, можно легко определить то, что сближает этих поэтов: несомненное уникальное (у каждого, естественно, свое) дарование и отношение к родному языку как к живому растущему организму. И потому тот и другой были новаторами. И того и другого за это ругали: Пушкина – за использование просторечий, слов «низкого штиля», Вознесенского – за неологизмы, введение в поэтическую ткань новых фразеологизмов, языка улицы и терминов НТР.

Но еще важнее, что Вознесенский, как и Пушкин, не забывал, что поэзия – род волшебства, что рифма – не просто созвучие, а уподобление понятий и уже этим метафора, образ, который неисчерпаем.

Вот только одна строфа из не самого знаменитого стихотворения Андрея Андреевича:

Ты молилась ли на ночь, береза?

Вы молились ли на ночь,

запрокинутые озера

Сенежь, Свитязь и Нарочь?..

Сама рифма береза – озера дает возможность березе отражаться в озере. И все видно, зеркально, прозрачно…

Обо всем этом во вступительном слове я, удостоенный такой чести, наверно, за то, что многие годы счастливо дружил с Андреем Андреевичем, и говорил.

А первым выступавшим был композитор Алексей Рыбников. Причем, это было трогательно – только что отзвучал хит из «Юноны…», нашей лучшей рок-оперы, ну, конечно – «Ты меня на рассвете разбудишь…», и ее соавтор вспомнил о том, как на его глазах (ушах) появлялись гениальные строчки, про которые композитор говорил поэту: «Это золотом на мраморе». Но доска – не мраморная, тем не менее, на ней выбито из «Юноны…» -- «Ты меня никогда не забудешь…»

Потом выступили: зам редактора прежней знаменитой «Юности», писатель Алексей Пьянов, глава Комитета по культуре Мосгордумы, народный артист РФ Евгений Герасимов, поэт, лауреат многих премий, в юности благословленный Вознесенским Юрий Кублановский, издатель последних прижизненных книг Вознесенского, лауреат премии «Парабола» (в честь АВ) Алексей Костанян, маэстро Владимир Спиваков и, конечно, Зоя Борисовна Богуславская.

Потрясающе, что все выступавшие прекрасно помнили наизусть стихи Вознесенского. Никто не сбился. И только Пьянов, читая уже третье, очень старое, стихотворение Андрея Андреевича, что-то забыл и стал заглядывать в его раритетную нынче «Параболу», вторую книжку стихов, в которой уже был явлен большой поэт Вознесенский.

Зато Пьянов не забыл принести с собой верстку «Юности», где половина стихотворений была перечеркнута цензором. Сейчас всё это классика, например – «Ностальгия по настоящему».

А народу было несколько меньше, чем ожидалось и хотелось. Правда. ровно в это время шли пушкинские торжества у памятника Александру Сергеевичу. И все равно вспомнилась эта самая вознесенская «Ностальгия по настоящему»:

Я не знаю, как остальные,

но я чувствую жесточайшую

не по прошлому ностальгию —

ностальгию по настоящему…

P . S . Остается добавить, что мемориальную доску А.А. Вознесенского (см. фото) создали скульптор Михаил Дронов и архитектор Михаил Крихели, многие годы помогавший Андрею Андреевичу с оформлением его видеом. А в церемонии снятия золотистого покрывала с мемориальной доски принимал участие зам руководителя Федерального агенства по печати и массовым коммуникациям Владимир Григорьев.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow