СюжетыКультура

Интермузей: перезагрузка

Хочу начать с главного: Интермузей удался. По ряду параметров фестиваль представлял собой модель «идеального» музея. Заслугу по справедливости могут поделить как организаторы события, так и его участники. Были, конечно, и накладки. Где без них. Но не стоит о мелочах. Хочу сказать о трех вещах, которые считаю серьезными просчетами

Алексей ЛЕБЕДЕВ,
доктор искусствоведения,
Зав. Лабораторией музейного проектирования РИК

Хочу начать с главного: Интермузей удался.

По ряду параметров фестиваль представлял собой модель «идеального» музея. Заслугу по справедливости могут поделить как организаторы события, так и его участники.

Начать с того, что вход был бесплатным. Я в этом отношении сторонник британского подхода, когда музеи зарабатывают самыми разнообразными способами, но вход свободный. Бесплатность организаторы обеспечили, выкупив билеты у Центрального Дома художника на все пять дней фестиваля.

При этом бойко шла торговля. Посетитель мог не только попробовать музейный продукт на слух, вкус, нюх, осязание и проч., но и унести частичку своего эмоционального состояния с собой. Известно правило: если человеку нравится, он стремится зафиксировать свои впечатления в чем-то материальном, чтобы потом возвращаться к ним «через предмет», «демонстрировать» свои воспоминания друзьям. Музеи осваивают технологии продаж, и весьма эффективно. Многие московские коллеги говорили, что приходилось несколько раз подвозить новые книги и музейные поделки-сувениры (расчетные величины продаж были превзойдены в несколько раз).

Что такое Интермузей и для чего он проводится? Первый Интермузей был тематическим. Он был задуман как музейно-туристическая ярмарка. И в том была вполне практическая подоплека: предполагалось, что музеи и турфирмы найдут общий язык, и фестиваль станет весомым вкладом в развитие культурного туризма. «Но нельзя рябине к дубу перебраться…». Уже следующий Интермузей стал чисто музейным, причем, лишенным темы. Все превратилось в музейный «междусобойчик». Главное событие музейного сообщества на протяжении нескольких лет тихо деградировало, становясь все более квелым и предсказуемым, и, казалось, через год-два мы его похороним. И тут пришла новая команда из Ассоциации менеджеров культуры, которая ввела новые правила игры. Интермузей опять стал тематическим. Интермузей-2013 было решено посвятить теме «Музей – образовательный ресурс общества». И это сработало.

Поскольку на фестиваль съезжаются музеи из самых разных уголков, и хотят показать себя с лучшей стороны, получилась невероятно пестрая и многоликая музейная площадка – тут и танки, и бабочки, и динозавры, и актуальное искусство и народное, и детское и вечное. Ни один музей, даже самый крупный, не может дать такого разнообразного и дифференцированного предложения – от возможности во что-то серьезно погрузиться и глубоко разобраться, до мест, где можно развлечься и приятно провести досуг. Каждый посетитель мог найти что-то по своему вкусу. Много лет не хватало стержня, «точки сборки». Как только он появился, многое встало на свои места.

Плюс сместился акцент: Интермузей – это площадка не только для музейщиков, но и для публики. На маленьком пятачке выразительно представить большой музей можно одним способом – компенсировать недостаток экспозиционных площадей концентрированной музейной коммуникацией и интерактивностью. Все средства были хороши: обучение в ходе игры, интеллектуальные развлечения, художественные провокации, сотворчество…

Наконец, мы увидели Интермузей полным публики и, в первую очередь, детей. Времена, когда четыре музейщика с разных стендов, устраивали загонную охоту на единственного ребенка в зале, чтобы обрушить на него всю мощь арсенала музейной педагогики, ушли в невозвратное прошлое. Играли все – от пионеров до пенсионеров. И среди этого радостного ажиотажа только опытный глаз профессионала вычленял мимолетное выражение элегической грусти на лице хозяина стенда, понявшего, что отойти решительно невозможно, и он опять остался без обеда…

Были, конечно, и накладки. Где без них. Но не стоит о мелочах. Хочу сказать о трех вещах, которые считаю серьезными просчетами:

Казалось бы, что тут плохого? – Интермузей – это фестиваль проектов, и на нем демонстрируются лучшие образцы проектов с конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире» Для обучения и назидания. Тут организаторов подвела омонимия. Конечно, и то, и другое – проекты. Но в разном смысле. В русском языке такое случается: ключ и ключ. Только одним дверь открывают, а другой бьет из скалы. Интермузей – это фестиваль музейных проектов, а ММММ – конкурс социокультурных проектов, осуществляемых музеями. А у них разные цели и разный инструментарий. Ограничусь одним примером: на входе в раздел "Музейного гида" стояла арка, собранная из подлинных предметов (музейных или «потенциально» музейных). Я не буду оценивать художественных достоинств этой инсталляции, скажу одно: ее присутствие было бы уместным на выставке современного искусства, но не в музее. Потому что музей не должен вытирать ноги о музейный предмет. Современный художник может вырезать глазки у «Джоконды», приклеить к ним пятки «Блудного сына» и поместить в качестве центрального персонажа в картину «Богатыри». А музейщик не может. У него другая работа, и другая картина мира.

Главное же - отсек «Музейного гида» вытеснил в тупиковые коридоры и боковые проходы стенды хороших музеев. Есть обиды. И – увы! – справедливые.

На конкурс Интермузея была механически перенесена двухшаговая схема конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире». Но ММММ – конкурс грантовый. В конечном итоге, цель всех его участников – получение грантовых средств. А то, как происходит отбор – вопрос второстепенный. Главное – кто выиграл. На Интермузее ситуация принципиально иная. Там основная цель участника – не получить небольшой приз и диплом (хотя это очень приятно). Главное – себя показать. И пусть мой проект не выиграл, но его видели – коллеги, члены жюри, с кем-то удалось обсудить, услышать похвалы и критику. А тут большая часть проектов вообще не дошла до публичного пространства – они были отбракованы на стадии письменных заявок. Тем самым, многие участники лишись главного: права на коммуникацию по поводу своего детища. Интермузей для участника денег стоит, он понес расходы, приехал, а его даже выслушать не захотели. Есть обиды. И – увы! – справедливые.

Центральные места на Интермузее достались федеральным музеям. Сказанное относится как к расположению стендов, так и к месту в фестивальной программе. Так было всегда, и данную претензию нельзя адресовать организаторам Интермузея-2013. Но, пожалуй, это качество даже усилилось. С одной стороны, все разумно: хочется вынести лучшие образцы на самое парадное место. Кто может состязаться с изданиями Образовательного центра ГМИИ или программами для школьников музея «Кижи»? – Но есть в таком подходе и какая-то несправедливость. Эрмитаж он и в Лас-Вегасе Эрмитаж. Для него Интермузей – событие в цепочке многих, и определённо – не самое значимое. В то же время для множества малых и средних музеев Интермузей – единственная точка выхода «в свет», а для большинства посетителей фестиваля – единственный шанс узнать об их существовании. А ведь эти музеи тоже много интересного делают. Эрмитаж все посещали. И стенд Эрмитажа на Интермузее все видели – мимо не пройдешь. А кому из вас, дорогие читатели, доводилась бывать в Историко-культурном и музейном комплексе им. И.С.Шемановского (Салехард)? – Думаю, мало кому. Хотя, как минимум, про один экспонат из богатейшей коллекции этого музея вы наверняка слышали – про Мамонтенка Любу. И последний вопрос «на засыпку»: где располагался стенд ИКМК, кто-нибудь помнит?.. А ведь они серьезно готовились к фестивалю… Есть обиды. И – увы! – справедливые.

И все же Интермузей-2013 удался.

К числу удач стоит отнести выделение детской зоны, где можно было оставить ребенка поиграть, а самому пройтись по экспозиции.

Были хорошо оборудованные рекреационные зоны (они же – переговорные для вполне профессиональных бесед) и разнообразные кафе и закусочные. Цены в них я не назвал бы демократическими, но – и это мы все понимаем – регулирование цен неподвластно организаторам фестиваля.

Весьма насыщенной была профессиональная программа. В ней была даже некоторая избыточность: ряд тем дискуссий и круглых столов практически дублировали друг друга. Но при этом площадки не пустовали. Значит, голод на профессиональное общение и новую информацию в музейном сообществе еще достаточно велик. Главной трудностью стал выбор: когда события одномоментно происходят в 8-9 местах, на все явно не успеть. Но подобные затруднения, пожалуй, следует отнести к числу приятных.

Удалось главное: сделать это сугубо профессиональное событие по-настоящему интересным для публики, не потеряв при этом качества профессиональности.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow