СюжетыОбщество

Таксуют все

Индивидуальный предприниматель (ИП) оценил «помощь» государства малому бизнесу: после повышения страховых взносов он ушел в тень — и назад не собирается

Этот материал вышел в номере № 62 от 10 июня 2013
Читать
Индивидуальный предприниматель (ИП) оценил «помощь» государства малому бизнесу: после повышения страховых взносов он ушел в тень — и назад не собирается

Взносы выросли с начала нынешнего года в два раза и достигли 35,6 тысячи рублей. По подсчетам бизнес-омбудсмена Бориса Титова, из-за этого официально прекратили деятельность более 300 тысяч из 4 миллионов ИП. Как полагают эксперты, это прежде всего касается случаев, когда предпринимательство было подработкой, прибавкой к пенсии или единственным способом трудоустройства в депрессивных районах. Представители бизнес-объединений с прошлой осени говорят о том, что повышение страховых взносов станет ударом по малому бизнесу, а предполагаемая выгода для Пенсионного фонда будет невелика: 47 миллиардов рублей дополнительных доходов не покроют общий дефицит ПФ в 1 триллион рублей.

Саратовец Вадим зарегистрировался как индивидуальный предприниматель два года назад. Пассажиров и грузы он возит уже лет 15 и до сих пор благополучно обходился без общения с государством, но тут поверил закону о такси. «Государство кинуло клич: ребята, давайте работать законно. Тех, кто не оформится и продолжит «бомбить», обещали выгнать с улиц. Я, как и многие, подумал: да, сейчас мы заплатим за бумажки, но потом конкуренция снизится, значит, цены повысятся и все затраты отобьются».

Машина у Вадима уже была. Обычно это самое крупное стартовое вложение. Наиболее подходящими для такси он считает бюджетные иномарки стоимостью около 350 тысяч рублей, «они с кондиционером и выносливые». Открыть ИП оказалось просто: 200 рублей саратовец отдал за заявление в налоговую инспекцию, которое заполнили в частной конторе, заплатил 800 рублей пошлины и примерно через неделю получил свидетельство о регистрации. Дальше нужно пройти техосмотр (500 рублей плюс еще столько же в карман, чтобы не придирались), получить страховку (для такси полис стоит не меньше 5 тысяч, но если знать места, можно уложиться в 3600), отксерокопировать все это и сдать в транспортное управление для оформления разрешения на таксомоторные перевозки. Документ выдается через 20 дней и стоит 2,6 тысячи рублей. «Разрешение выписывают на пять лет, но не на меня, а на машину. То есть если через два года я куплю другую, бумажку придется получать заново».

Свежеиспеченный предприниматель должен заключить договор с какой-нибудь фирмой-перевозчиком. В Саратове их около десятка, ИП-шникам, как правило, везде рады, так как они обходятся компании дешевле, чем наемные водители, за которых нужно платить взносы в Пенсионный фонд и медстрах.

Вадиму в этой работе нравится отсутствие начальства и максимально гибкий график. Современный микробизнесмен, недалеко ушедший от шабашника, привык зарабатывать везде понемножку — ремонтом машин, постройкой дач и другими заказами, где требуются крепкие руки и платят наличные деньги. Пытаясь успеть туда, где в данный момент платят больше, в таксопарке Вадим мог не появляться по 2 месяца. Зато в денежные периоды (это прежде всего декабрь, начало января и летние выходные, когда народ валом валит на дачи) крутил баранку по 15 часов в сутки.

Самыми выгодными заказами считаются междугородные поездки. «Например, из Саратова в Пензу. Это 200 километров, два часа туда, столько же обратно. Потрачу я бак бензина, чуть больше тысячи рублей. Мне останется 2,5 тысячи, и это с учетом того, что на обратном пути я хорошо пообедаю на трассе. Конечно, это удовольствие». Междугородных пассажиров в такси меньше, чем желающих их довезти. Чтобы регулярно получать такие заказы, часть водителей стремятся выстроить особые отношения с диспетчером. Диспетчерами обычно работают девушки, соответственно, они не имеют недостатка в поклонниках.

Главный праздник таксиста — Новый год. 31 декабря и 1 января единственный раз в году действуют двойные тарифы. Но зато новогодние пассажиры самые сложные. «Компания клерков после корпоратива — жуткое зрелище. Женщины лезут в машину не просто с бутылками шампанского, а с налитыми пластиковыми стаканчиками. У меня потом две недели в салоне пахнет алкоголем; гаишники думают, что я пьяный».

Такси — одна из немногих отраслей, где берут на работу даже судимых. Большой приток кадров дал 2008 год, когда многие обладатели кредитных автомобилей были уволены или резко потеряли в зарплате, и такси было единственным местом, где их ждали. Очередное пополнение ждут предстоящей осенью вместе с давно обещанной второй волной кризиса.

Ситуацию осложнило государство, которое обещало вытеснить «бомбил» (предусматривались штрафы 5 тысяч рублей), но обмануло: «Основная масса как ездила без разрешения, так и ездит, — никто их не гоняет. А мы налоги платим, как лохи». По официальной статистике, с сентября 2011 года, когда началась легализация этого таксомоторного бизнеса, в Саратовской области было выдано 3,5 тысячи разрешений. По подсчетам экспертов, в реальности пассажиров перевозят около 7 тысяч машин.

Высказывания чиновников о том, что повышение страховых взносов составило «всего-то 1,5 тысячи в месяц» и предпринимателю, который это не осилил, не место в бизнесе, — Вадим воспринимает как личное оскорбление. Ответ таксиста государственным деятелям пошел бы вразрез с недавним законом о запрете мата в СМИ. Суть в том, что ИП оплачивает массу расходов помимо страховых взносов, а 35,6 тысячи рублей по меркам провинции — последняя «пушинка», которая и не таким верблюдам хребет ломала.

Бюджет предпринимателя в такси выглядит приблизительно так. Вадим платил единый налог на вмененный доход (ЕНВД). Составление квартального отчета в бухгалтерской фирме обходилось рублей в 300.

В налоговой инспекции отчеты предпринимателя принимали без претензий, а в конце года прислали долговую квитанцию: оказалось, что налог должен был быть в четыре раза больше, так как при расчетах следовало учитывать количество мест в машине. «При чем здесь места?! Я ведь беру плату за километраж, а не за количество пассажиров. Сейчас вышла новая «Лада-Ларгус», которую рекомендуют для такси, а в ней семь мест! А тем, у кого минивэн, вообще дешевле удавиться?!» Всего налог составил за год 8,6 тысячи рублей. Плюс взносы в Пенсионный фонд и ФОМС — после повышения это 35,6 тысячи рублей в год. К «государственным» расходам можно отнести также оплату автостраховки и техосмотр (два раза в год). «Итого я должен отдать минимум 50 тысяч рублей в год, независимо от того, сколько заработал», — подсчитывает Вадим. 1850 рублей в неделю он платит за услуги диспетчера и отметку механика. Это еще почти 100 тысяч рублей в год.

«Грязная» касса в неделю, по оценке Вадима, составляет 10 тысяч рублей. 20—25 процентов тратится на бензин, «зимой, когда большие пробки, в бак уходит до 40 процентов кассы». Каждые 2 месяца нужно менять масло (по 1,5 тысячи рублей за раз). За вычетом ГСМ доход за год составляет примерно 360 тысяч рублей.

Вадим стучит по кнопкам калькулятора, поворачивает экран с итоговой суммой своего заработка — 16 600. «Это я бизнесмен!» — значительно поднимает палец. Кстати, по официальным подсчетам Саратовстата, средняя зарплата в регионе составляет 18,5 тысячи.

Кроме того, в грязную погоду выпускающие механики требуют ежедневно мыть машину — это около 200 рублей плюс потеря рабочего времени в очереди. На ремонт машины за 3 года (при эксплуатации в такси за это время будет пройдено 120—150 тысяч километров) уйдет более 20 тысяч рублей (это только цена запчастей, работу Вадим выполняет сам).

Существенных плюсов ведения бизнеса в легальном секторе он не почувствовал. При попытках взять кредит на покупку второй машины выяснил, что банки охотнее дадут денег «временно безработному», чем ИП, так как с точки зрения кредитоспособности предпринимательство считается фактором риска.

О повышении страховых взносов Вадим узнал из интернета и сразу решил снять регистрацию. Сейчас работает в автомастерской, разумеется, вчерную. Услышав от меня о том, что государство планирует отыграть назад ситуацию со страховыми взносами и привлечь обратно закрывшихся ИП, — ответил коротко: «Даже не смешно».

«Бюджет «извозчика»

ЕНВД — 2150 руб./квартал (8600 рублей в год)

Бухгалтерское оформление квартального отчета—300 руб./квартал (1200 рублей в год)

Взносы в ПФ и ФОМС— 35,6 тысячи рублей в год

Автостраховка— от 3600 до 5000 рублей в год (смотря, как договоришься)

Техосмотр—1000 рублей в год (плюс еще столько же неофициально)

Услуги диспетчера, отметка механика — 1850 руб./неделя (96 200 рублей в год)

Бензин— от 2000 до 4000 рублей в неделю (в зависимости от пробок)

Обслуживание автомобиля — 40 000 рублей за три года

«Грязная» касса — 200—250 рублей в час (520 тысяч рублей в год)

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow