СюжетыОбщество

Два подъезда. Как лучше жить — с ТСЖ или без?

Практическая рекомендация нашего корреспондента-испытателя

Этот материал вышел в номере № 62 от 10 июня 2013
Читать
Практическая рекомендация нашего корреспондента-испытателя

— А здесь у нас Третьяковская галерея подъездного масштаба, — говорит председатель ТСЖ «Омега» Лина Рыхтикова. Мы выходим из лифта на 4-м этаже. Стены завешаны картинами: тут и пейзажи с замками, и корабль в бушующем море. Вблизи видно: это пазлы, склеенные и оправленные в рамы. «Здесь старшая по дому живет, она и занимается», — объясняет председатель. А на 10-м этаже многоэтажки в Марьине — небольшой зимний сад, разбитый жильцом-садоводом. Лина Юрьевна по-хозяйски оглядывает мощенный плиткой пол, показывает нарядную облицовку входов в подъезды. Ремонт был сделан на 4 «трофейных» миллиона: их удалось отбить у управляющей компании в результате долгого суда. В ТСЖ подсчитали, что в 2006—2009 годах с жителей брали лишние деньги за теплоснабжение.

Все члены правления ТСЖ работают (у Рыхтиковой — собственный бизнес), поэтому не могут полностью взять на себя все дела по товариществу — они только осуществляют общественный контроль за структурами, обслуживающими дом. Зато уж спуску не дают. Местные власти Рыхтикову уважают и побаиваются. «Мы с управой сотрудничаем, — говорит Лина Юрьевна. — Но, конечно, там меня воспринимают как лютую оппозиционерку». И сразу же отмечает, что она одна — «не воин» без коллег — членов правления.

Еще недавно ТСЖ «Омега» существовало только на бумаге. Фальшивые ТСЖ тогда создавались по всей Москве, только в Марьине их развелось 250: «Распишитесь, что мы вас уведомили о создании в доме ТСЖ», — говорили сотрудники департамента жилищной политики, а потом выяснялось, что, подписав бумажку, жители в это самое ТСЖ вступили. В 2010-м Рыхтикова решила с этим что-то делать: добиваться расформирования липового товарищества не стала, просто созвала собрание жильцов и предложила переизбрать председателя и правление. Чтобы объяснить выгоды работающего ТСЖ, ей приходилось по два часа сидеть с каждым соседом. «Это была работа на износ, я подумывала все бросить… Но на собрании жильцов за меня проголосовали практически единогласно, и стало ясно, что все было не зря».

Глядя на «Омегу», соседние дома тоже берут дела в свои руки, и теперь в районе — целый коллектив председателей. Вместе с ними Лина Юрьевна открыла борьбу против объединения структур ЖКХ в одно государственно-бюджетное учреждение (ГБУ). Районные активисты считают, что таким образом с рынка вытеснят маленькие, но профессиональные частные фирмы, а монополизация всегда ведет к повышению цен и падению качества услуг.

Фиктивных ТСЖ в Москве и по сей день около 9 тысяч — это оценка налоговой на 2010 год. Всему причиной легкие деньги, которые можно заработать на ленивых и безынициативных жильцах, не контролирующих, куда утекают деньги, собранные с них. На другой окраине города, в Орехово-Борисове, Юрий Урсу случайно, через интернет, обнаружил у себя в доме ТСЖ, о котором раньше даже не слышал. Он решил проверить соседний дом, где живут его родители, — оказалось, и там ТСЖ существует аж с 2007 года, причем его собственная мать значится в числе учредителей. Мама узнала о своем учредительстве от сына и очень удивилась.

Юра у себя дома бьется за каждую мелочь. Поцарапали рабочие двери лифта, когда их устанавливали, — извольте поменять. Дорожку во дворе не чистили — он и здесь добился порядка.

ТСЖ Юрий, конечно, не оставил в покое: расклеил по подъездам объявления, чтобы проинформировать жителей о фиктивной организации, пожирающей их деньги. Ему тут же стали звонить изумленные соседи. Какие-то анонимы угрожали подать в суд за «клевету» и обнародование личных данных — видимо, участники аферы.

С помощью простых запросов в «Гугле» Юра только в родном Орехово-Борисове нашел целых 106 подозрительных ТСЖ. Все эти факты он изложил в заявлении в прокуратуру Москвы. Однако там спустили заявление Нагатинской межрайонной прокуратуре, а оттуда Юре прислали отписку, передав дело участковому.

Чтобы создать ТСЖ, прежде всего нужен энтузиаст, готовый стать председателем, то есть взять на себя кучу хозяйственных обязанностей. Этому энтузиасту нужно согласие более половины собственников, а те порой не понимают, зачем им вообще все это нужно, и не лучше ли, как прежде, платить положенную сумму по бумажке.

Жители дома на улице Солженицына в Таганском районе нашли способ делом убедить своих соседей, что лучше самим управлять своим домом. Пятеро энтузиастов зарегистрировали некоммерческое партнерство и пригласили туда соседей. Соседи не спешили, а они пока занимались делом. «Мы стали исправлять такие вещи, мимо которых жители обычно проходят со словами: «Вот же безобразие!» — рассказывает член правления дома Юрий Серьезнов. — Когда в госучреждения обращаются обычные люди, им часто присылают отписки. А организация для наших бюрократов имеет больший вес, чем отдельный гражданин». С помощью запросов в госслужбы они устранили наркопритон в одной из квартир. Двор планировали разрыть под гараж, но Серьезнов с товарищами запросили документы — которые, как оказалось, не в порядке — и пресекли строительство. Соседи пользу оценили и стали вступать.

Теперь жители заключают отдельные контракты на услуги водопроводчиков, уборку мусора и т.п. В итоге на содержание дома уходит на миллион рублей меньше, чем раньше. За свой труд члены правления берут деньги, но не с жителей: все магазины, парикмахерские, чьи вывески висят на доме, обязаны платить за эту рекламу — собственникам дома. Знают об этом далеко не все, добиться выплат нелегко. Но возможно.

Нежилые пространства в доме — от чердака и лестниц до лифтовых шахт — согласно Жилищному кодексу, с 2004 года принадлежат собственникам квартир. «Надо понимать, что подъезд — это тоже твой дом», — говорит Лина Рыхтикова. У жителей «Омеги» это получается. Во 2-м подъезде на первом этаже — библиотека: шкаф с книгами, рядом чье-то подержанное кресло, в котором можно читать. А в 3-м живут в основном семьи с детьми, поэтому на всех поверхностях расставлены игрушки. А жители соседней многоэтажки попросили руководство ТСЖ вместо косметического ремонта разрисовать стены красками под осенний лес.

Как выявить и побороть фальшивое ТСЖ в вашем доме

1. Пробить свой адрес на сайте dom.mos.ru. Если обнаружится, что в доме есть ТСЖ, опросить соседей, в курсе ли они. Если ТСЖ фальшивое, о нем вы почти не найдете информации в интернете.

2.С помощью выданного вам сайтом названия ТСЖ найти в интернете его единый регистрационный номер. Запросить электронную выписку из ЕГРЮЛ на этот номер (услуга стоит 300 рублей): это позволит узнать учредителей товарищества.

3. Попросить жильцов, которые указаны как учредители ТСЖ, написать заявления, что они не участвовали в его учреждении. Если же учредители удивления не выказывают — скорее всего, они участвовали в афере. Тогда стоит собрать как можно больше заявлений с собственников квартир дома, что они в создании ТСЖ не участвовали. (Важно: подписи жильцов муниципальных, неприватизированных, квартир считаться не будут.)

4.Подавать заявление в прокуратуру: собранных данных достаточно для возбуждения уголовного дела по статьям «Мошенничество» и «Подделка документов». К вашему заявлению приложить заявления учредителей и жителей (не забудьте перечислить каждую приложенную бумажку в основном заявлении, чтобы ее не могли «потерять»).

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow