СюжетыКультура

Афиша

Культурные события следующей недели

Этот материал вышел в номере № 63 от 14 июня 2013
Читать

Масштабная ретроспектива Дмитрия Гутова «Удивляться нечему», заявившего о себе в конце 1980-х работой с забытыми и «репрессированными» феноменами культуры, открылась в Московском музее современного искусства. Живопись передвижников и не самые популярные философские учения (вроде наследия Михаила Лившица), графика Йозефа Бойса и наброски Рембрандта, китайская каллиграфия и графический дизайн советских журналов времен «оттепели», православные иконы и древнегреческие вазы — все смешалось в коллажах Дмитрия Гутова. Впрочем, кроме них в рамках ретроспективы, охватывающей период начиная с 1988 года, зрителям показывают фотографии и видео-работы художника, его инсталляции и графику, в том числе металлические пространственные скульптуры из серий «Рисунки Рембрандта» и «Иконы», фото- и видео-зарисовки из отечественной жизни 1990-х «Урюпинск» и «Слепые». Отдельный этаж музея отведен живописи Гутова. В экспозицию вошли работы из серий «Дилетантизм в искусстве», «Космос», «Король Лир», «Натюрморты», «Слова есть тоже дела», «До 70» и др. Многое из представленного в MMOMA не показывались уже более 20 лет либо не выставлялись никогда.

Ермолаевский, 17. До 30 июня.

На одном дыхании

5 июня 2013 года в культурном центре «Покровские ворота» состоялся благотворительный арт-аукцион «На одном дыхании» — в пользу фонда «Кислород», поддерживающего больных муковисцидозом. Было привлечено два десятка известных художников, среди которых Александр Волков и Андрей Гросицкий, Евгений Гороховский и Виталий Копачев, Андрей Волков и Александр Панкин. В ходе аукциона было продано 8 картин на грандиозную для нынешнего отечественного благотворительного мира сумму — 600 тысяч рублей. «Нам было очень радостно поддержать детей, страдающих от этой тяжелой болезни. Действительно чувствуется, что мы все живем и творим на одном дыхании. Надеюсь, что проведение таких благотворительных аукционов станет доброй традицией», — сказал Андрей Гросицкий от имени всех художников. И традиция продолжается: оставшиеся картины выставляются в течение месяца в открытую продажу на сайте www.artauction.ru.

До конца июня.

Замысел строительства Царицын-ской императорской резиденции принадлежал самой Екатерине Великой, урожденной, как известно, Софии Фредерики Августы Ангальт-Цербстской из прусского в прошлом города Штеттина. Было это в далеком 1775 году. В более близком 2013-м, а именно 28 мая, в резиденции, сегодня известной как музей-заповедник «Царицыно», открылся интересный выставочный проект «XVIII век на экране: Екатерина II и Фридрих II», посвященный, как следует из названия, многовековой истории политических, экономических и культурных взаимоотношений России и Германии в целом и двух великих монархов в частности. Более 900 экспонатов представляют своеобразный диалог кинематографии и истории, показывающий, как в мировом кино XX века воплощались образы и факты российской императрицы и прусского короля. Фотографии со съемок, предметы реквизита, эскизы декораций и костюмов, с одной стороны, и произведения живописи и графики, предметы декоративно-прикладного искусства, мебели и интерьеров XVIII–XIX веков, с другой, — в них самым что ни на есть постмодернистским образом отражаются основные вехи истории двух стран.

Ул. Дольская, 1. До 3 ноября.

Чемодан как испытанная форма перемещения вещей в пространстве стал общей «рамкой» для работ художников — студентов основанного Анатолием Осмоловским, деятелем московского акционизма 1990-х, института «База». Выставка «Одиннадцать чемоданов в дорогу» в Stella Art Foundation — это 11 вариаций на тему личного переносного музея, которые в известном смысле продолжают тему, предложенную еще Марселем Дюшаном. Тот, как известно, сделал несколько ящиков-чемоданов своего собственного мини-музея еще в незапамятные времена. Чемодан тут выступает и как символ путешествия, и как знак микромира, наделенного автономией, присущей всякому артефакту, претендующему называться произведением искусства. Так что вилькоммен посмотреть 11 претензий — весьма интересно.

Скарятинский пер., 7. До 25 августа.

Последний альбом Black Sabbath, в котором бы участвовало больше двух членов оригинального состава, был записан в 1983-м — с Иеном Гилланом из Deep Purple в качестве вокалиста. Последний альбом группы, о котором бы стоило говорить, — и того раньше, в 1980-м, с Ронни Джеймсом Дио у микрофона. Последний альбом с Оззи Осборном — 35 лет назад, альбом-деградант Never Say Die! И вот, спустя 35 лет, — «13», новая студийная запись группы на три четверти в классическом составе: Оззи Осборн, Тони Айомми и Гизер Батлер. За продюсерским пультом находился Рик Рубин, славный помимо всего прочего тем, что возвращает запутавшиеся в творческих поисках коллективы к их корням. Вот и Black Sabbath он повернул лицом к тому, с чего они начинали, — утяжеленный блюз, замедленный темп, сырой звук с пониженным гитарным строем, пресловутые тритоны, темные темы и околооккультная лирика первых шести… пожалуй, даже первых трех альбомов группы — в общем, ко всему тому, что в начале 1970-х сделало Black Sabbath подлинными основателями жанра «хеви-метал» и вообще очень влиятельной формацией в истории рок-музыки. Возвращение к корням произошло не только в звуке. Два открывающих новый альбом номера, включая пилотный сингл God Is Dead?, кажутся двухсерийным сиквелом легендарной Black Sabbath, с которой начинался дебютный альбом группы; рифф для Loner сконструирован по лекалам N.I.B. с той же пластинки; а акустическая Zeitgeist медитативными бонгами и вокодером напрямую восходит к Planet Caravan со второго диска. Иногда демонические потуги Оззи вызывают улыбку: времена постмодернизма не проходят бесследно. Риффы Айомми иногда вторичны. (Кстати, вот бас Батлера на пластинке безупречен, особенно когда выходит за рамки запрограммированных партий.) Но, слушая новый альбом, понимаешь, вот это и есть единственно возможный Black Sabbath, а прочие лайн-апы, включая лучшие, с Дио, были лишь попытками гитариста хоть как-то сохранить бренд. И словно в доказательство, что это так, «13» завершается звуками грозы и мрачным колокольным звоном, теми самыми, с которых начинался Black Sabbath в ныне далеком 1970 году.

La Fenice — Феникс — в мифологии сказочная птица, известная тем, что сжигает себя в пламени и затем возрождается из пепла. В музыке — это символ итальянского влияния на европейское барокко и название произведения Джованни Мартино Чезаре, итальянского композитора и корнетиста, который переселился к северу от Альп в начале XVII века. В наши дни так назвались французские музыканты, которые стремятся выразить свое пристрастие к роскошной венецианской музыке того времени и показать ее исключительную жизнеспособность. Впрочем, репертуар ансамбля под руководством Жана Тюбери включает произведения композиторов со всей Европы и охватывает более двух веков. В самом деле, корнет был уже общеупотребителен в начале XVI века у Жоскена де Пре и его современников, но все еще — во времена Баха, который использовал его в нескольких кантатах. В эпоху барокко корнет широко используется наряду с вокальными голосами в духовной музыке; упоминания об этом мы находим в регистрах Королевской часовни в Версале вплоть до 1733 года. Что касается звучания корнета, Мерсенн так характеризует его в «Универсальной гармонии» (Париж, 1636): «Оно подобно солнечному лучу, сияющему сквозь тени или сквозь темноту, когда мы слышим его среди поющих голосов в церквях, соборах или часовнях…» Удостовериться, что это так, можно 16 июня в Московской консерватории, где ансамбль старинной музыки La Fenice выcтупит в рамках фестиваля La Renaissance. В концерте примет участие ансамбль старинных духовых инструментов Alta capella.

Ул. Большая Никитская, 13/6. Начало в 19.00

Чужой судьбой не так-то просто распорядиться, даже если за дело берется человек с темпераментом полководца, а отчаянный деспотизм соревнуется в нем с не менее ярым самопожертвованием. Вечная проблема отцов и детей, вечное столкновение больших надежд и суровой реальности — 19 июня на сцене Молодежного театра (РАМТ). Спектакль «Мой внук Вениамин» поставлен по пьесе Людмилы Улицкой, исследующей феномен еврейских мам — сфири Львовны, материнская любовь которой не дает ребенку жить своей жизнью, и ее бездетной двоюродной сестры Елизаветы Яковлевны, покорной и смиренной. По сути, он — о силе и масштабах материнской любви, о ее охраняющей силе, которая может стать губительной, о бесценных семейных ценностях. Откровения и неожиданные признания самых близких родственников меняют жизнь всей семьи, житейские неурядицы сменяются трагедиями поколений, а главные герои продолжают идти к счастью, несмотря ни на что. Как говорит Нина Дворжецкая, следующая в своей постановке духу пьесы, благодаря чему спектакль получился весьма трогательным, «эта история по-библейски проста: жизнь должна продолжаться, нельзя уйти, ничего после себя не оставив».

Театральная пл., 2. Начало в 19.00.

С приставкой «медиа»

«Пионеры жанра», «исследование границы между телом и изображением», «гранулярный синтез», «воздействие на восприятие зрителя», «инструментальный театр», «премьера в России» — это ключевые слова, описывающие содержание 2-го Международного фестиваля медиаперформансов, который пройдет на «Платформе» с 18 по 27 июня. В этом году медиафестиваль получился по-настоящему международным: в нем принимают участие художники и артисты из США, Швейцарии, Германии, Японии и России, в том числе Янн Маруссич, Ульф Лангхейнрих и Курт Гентшлегер, известный в России и за рубежом хореограф международного класса Анна Абалихина, японский мультидисциплинарный артист Хироаки Умеда, танцоры LoopDriver, расширенный состав коллектива FХ Quartet и многие другие, чьи перформансы имеют приставку «медиа», которая трактуется в ее классическом, «маршалл-маклюэновском» смысле: мол, различные технологии расширяют возможности художника выражать невыразимое, трогать душу зрителя, переходить границы. Все работы будут представлены в России впервые.

4-й Сыромятнический пер., 1, стр. 6.

19 июня во Дворце на Яузе выступит самобытная австралийская певица Peruquois (читается Перукуа) — с концертом-мюзиклом под названием «Она: невероятная история пробуждения, основанная на реальных событиях». Жанрово это world music, отсылающий то к нью-эйджевым экспериментам Питера Гейбриела, то к медитациям в духе Dead Can Dance, то к электронным битам ранней Enigma. Но главное — это голос, глубокий и трогательный, «сияющий в мир самой сутью женской природы». Благодаря ему от концерта останется долгое послевкусие, можете быть уверены.

Пл. Журавлева, 1. Начало в 20.00.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow