СюжетыЭкономика

Дотянулись до небес

Почему на возбуждение уголовного дела в отношении замгендиректора «Аэрофлота» ушло полтора года?

Этот материал вышел в номере № 66 от 21 июня 2013
Читать
Следственный комитет возбудил уголовное дело в отношении замгендиректора «Аэрофлота» Андрея Калмыкова. По версии СК, из-за действий Калмыкова только в 2011 году национальный перевозчик недополучил больше 130 млн рублей, а государству как основному акционеру был нанесен ущерб в 78 млн рублей.

Следственный комитет возбудил уголовное дело в отношении замгендиректора «Аэрофлота» Андрея Калмыкова. По версии СК, из-за действий Калмыкова только в 2011 году национальный перевозчик недополучил больше 130 млн рублей, а государству как основному акционеру был нанесен ущерб в 78 млн рублей.

Действия наших правоохранительных органов невозможно спрогнозировать. О конфликте интересов Андрея Калмыкова стало широко известно еще в феврале 2012 года, туроператорам, следящим за ситуацией на рынке, — и того раньше. У СК на осознание этого факта ушло полтора года.

Фактически туроператоры Калмыкова и «сдали». В начале 2012 года появилось открытое письмо, якобы подготовленное работниками банкротящейся туристической компании «Ланта-тур». Виноват, мол, в развале не кто иной, как замгендиректора «Аэрофлота» по коммерции: якобы отдает своей фирме «Санрайз» все билеты на популярные туристические направления по дешевке, а неаффилированные компании к этому ресурсу доступа не имеют.

Андрей Калмыков пришел в «Аэрофлот» в 2010-м. До этого (с 2008 года) был помощником министра транспорта Игоря Левитина, а еще раньше (с 1998 года) трудился в группе компаний Sunrise Tour. В годы работы в «Аэрофлоте» «Санрайз» полностью принадлежал семье Калмыковых (официально учредителями значились мать, жена и брат жены).

Как отмечают эксперты, с приходом Калмыкова отношение «Аэрофлота» к туристическому сегменту серьезно поменялось. В компании начали активно развивать чартерные перевозки, необходимые в первую очередь туроператорам.

Торги по реализации «блочных перевозок» проводятся авиакомпаниями за несколько месяцев до начала очередного сезона. Туроператоры, естественно, приобретают места «оптом»: по столько-то штук (счет идет на десятки и сотни) на определенные даты на каждый конкретный рейс. По идее, кто больше предложит, тот и получает «блок».

На весенне-летний сезон 2010 года «Санрайз тур групп» получил больше 53 тысяч мест по маршруту Москва — Анталия — Москва по 86 евро за штуку (или 171 евро в случае полета туда и обратно), а в 2011-м — почти 86 тысяч мест по 111 долларов за штуку (или 221 доллар в случае полета туда и обратно).

Более того, пресс-секретарь Союза туриндустрии Ирина Тюрина заявляла, что с приходом Калмыкова «Аэрофлот» вообще перестал выставлять на открытые электронные торги ключевые для туроператоров направления — Турцию, Египет, Таиланд.

Весной 2011 года в «Аэрофлот» обратилась компания Tez Tour с предложением выкупить около 40 тысяч мест по маршруту Москва — Анталия — Москва по цене $320 и выше. Контракт тем не менее был заключен с «Санрайзом».

Знали ли обо всех этих обстоятельствах другие представители топ-менеджмента «Аэрофлота»? Согласитесь, маловероятно, что не знали. Но «своего» не сдавали до последнего. Еще весной 2012 года «Новая» отправляла в авиакомпанию запрос, касающийся деятельности господина Калмыкова. Ответа не получили до сих пор.

После скандала, спровоцированного «Ланта-туром», в «Аэрофлот» пришла генпрокуратура. Уже в марте первый заместитель генпрокурора Александр Буксман сообщил в Росимущество о том, что места «Санрайзу» продавали по цене почти в два раза ниже себестоимости, а убытки превысили 350 млн рублей.

«Аэрофлот» вроде бы проводил и свою собственную, внутреннюю проверку силами членов комитета по аудиту совета директоров компании Сергея Алексашенко и Алексея Навального, но ничего примечательного выявлено не было. Как сообщил «Ведомостям» Алексашенко, авиакомпании «удалось полностью загрузить мощности на этом направлении и получить прибыль. Решение о заключении контрактов с агентами принимала комиссия, а Калмыков по должности подписывал договоры».

Уже этой весной национального перевозчика проверила Счетная палата. Ничего сверхъестественного тоже не обнаружила, но предписала навести порядок в чартерных перевозках в плане ценообразования и реализации блочных перевозок. 22 мая «Аэрофлот» проинформировал Счетную палату об устранении нарушений.

И тут «вдруг» возбуждение дела, обыски, выемки документов и отстранение Андрея Калмыкова от должности. О чем 18 июня с подобающим моменту сдержанным обличительным пафосом сообщил официальный представитель СК Владимир Маркин. Свой короткий официальный спич Маркин закончил неформально и почти эффектно: «Все мы возмущаемся дорогими авиаперелетами, но может быть, в том числе из-за действий подобных топ-менеджеров складывается такая ценовая политика?». После такого очень хочется задать встречный вопрос господину Маркину. Все мы вслух возмущаемся коррупцией. Может быть, ее было бы меньше, если бы следственные органы работали немножечко быстрее?

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow