Сюжеты

Восстановлена ария Гамлета

В Москве — фестиваль «La Renaissance»

Этот материал вышел в № 66 от 21 июня 2013
ЧитатьЧитать номер
Культура

Наталья ЗимянинаНовая газета

В Москве — фестиваль «La Renaissance»

 

ИТАР-ТАСС«Мона Лиза» волнует даже профанов. Так неужели музыка эпохи Возрождения устарела, скучна и схоластична?» — удивляется художественный руководитель фестиваля Иван Великанов.

Аутентичная музыка, исполнение старинных сочинений на старинных же инструментах в гипотетически воссозданном стиле входит в моду и у нас. За последние годы мы уже слышали корифеев — и сэра Роджера Норрингтона, и Филиппа Херревеге («Страсти по Матфею» Баха), и Уильяма Кристи с его ансамблем «Цветущие искусства». Аутентичная музыка по-настоящему дается личностям неординарным, которые «звучат» уже сами по себе.

К ним относится британец Эндрю Лоуренс-Кинг — великий музыкант, ученый, просветитель. Женатый на русской, он частый гость в Москве. В этом году одну из «Золотых масок» получил спектакль Детского музыкального театра «Игра о душе и теле» по опере Эмилио Кавальери (1600 г.), где Лоуренс-Кинг музицировал с молодыми московскими музыкантами.

Сам он играет на… арфе! Ну, конечно, это не просто арфа, а валлийская — столь сложная, что владеют ею лишь энтузиасты, с головой уходя в звуковой мир предков.

Лоуренс-Кинг — жемчужина фестиваля «La Renaissance», и именно он открыл его в Малом зале консерватории программой «Shakespeare’s Musicke» (ошибки нет: именно так писалось при Шекспире).

При Шекспире перед комедией или трагедией в «Глобусе», рассказал Лоуренс-Кинг москвичам, давался целый часовой концерт. При этом каждую прибывшую важную персону ранга графа Эссекса музыканты встречали фанфарами.

И пока действие не началось, среди публики расхаживали торговцы, что запечатлено в хоровом сочинении Орландо Гиббонса «Кричалки Лондона». Что продавали? О, это само по себе песня: капусту и репу, уоллфлитских устриц, кочергу с серебряной ручкой, отраву для крыс, крахмал и отбеливатель, пирог с бараниной и горячее овсяное печенье, матрасы.

«Никто не видел серую кобылу с длинной гривой и коротким хвостом?», «Нет ли работы для лудильщика?», «Соль, мелкая белая соль!» — поют участники концерта.

Наконец фанфары возвещали о появлении королевы Елизаветы…

Музыка — единственное, что остается живого от канувших в Лету веков. По найденной на раскопках кривуле — остову древнейшего инструмента — не так уж трудно восстановить звуковые возможности. Можно сымитировать даже звучание лиры Орфея — ведь сохранилось столько изображений.

Вместе с ансамблем Ивана Великанова «Alta Capella» и вокалистами, обученными вести линию неотличимо от инструментов, зрители погружаются в XVII век.

Молодые московские музыканты под управлением Лоуренса-Кинга представили фрагменты «Двенадцатой ночи», «Песню ивы» из «Отелло», танец Майского шеста из «Сна в летнюю ночь», «Слезы муз» из «Генриха V» — всего 30 номеров. Чаще всего трагическая нотка в них сопровождается горькой усмешкой. «Утроба матери — гримерная, где мы наряжаемся для этой короткой комедии…» А вот каков ум гуляки, который «успокаивает» брошенную им девушку: «Чем больше женщин я увлеку, тем больше мужчин достанется тебе!» Удивительное свойство английской музыки — звучит бодрый мажор, а песня убийственно грустна.

Нотный манускрипт монолога «Быть или не быть» был найден в библиотеке Сэмюэла Пипса, автора знаменитого дневника и, по счастью, отъявленного меломана. В трагедии «Гамлет» на сцене монолог «To be or not to be», конечно, никто не пел, но эта своеобразная «ария» теперь достоверно свидетельствует о ритме, фразировке, интонации артиста «Глобуса».

Аутентичная музыка, убежден Лоу-ренс-Кинг, сродни джазу. «Конечно! Их же роднят ритм и импровизационность. И честность. Она доступна самой простой публике! Я, подобно джазисту, задаю темп — и мы играем. И у публики ноги пускаются в пляс — это главное».

Если спектакль зрителям «Глобуса» нравился, артисты снова выходили на сцену и еще танцевали. Свидетелем такого же беспредела стала и академическая консерваторская сцена. В глубине сцены Лоуренс-Кинг, сменивший в этот момент арфу на бубен, резко выкидывал руку с ним высоко вверх, удерживая общий ритм. Как поется в песне, «…и каждая леди скажет «да!».

Фестиваль продолжился в Рахмани-новском зале: с программой «Музыканты Рубенса» выступили ансамбли «La Fenice» (Франция), «Alta Capella» и Жан Тюбери, играющий на цинке — старинном корнете.

В Римско-католической церкви на Малой Грузинской 23 июня прозвучит «Музыка венецианских соборов» с участием ансамбля «Саnto Vivo» и Вима Бекю — солиста на сакбуте (прародителе тромбона). 25 июня в Нарышкинских палатах Высоко-Петровского монастыря — программа средневековой музыки «Музыкальное путешествие Марко Поло»: Италия, Хорватия, Персия, Индия, Индонезия, Монголия, Китай.

Заключительный концерт — 30 июня в Рахманиновском зале: в программе «Проект да Винчи» испанец Гильермо Перес представит восстановленный инструмент, изобретенный автором «Моны Лизы».

Звуки, под которые она улыбалась.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera