КолонкаПолитика

Пропаганда по-китайски

Китайцев любят разве что в Африке и Латинской Америке, в Азии все сложно, а в США и Европе шансов — ноль

Этот материал вышел в номере № 67 от 24 июня 2013
Читать
Китайцев любят разве что в Африке и Латинской Америке, в Азии все сложно, а в США и Европе шансов — ноль

В любимом мной особняке на Парк-авеню в Нью-Йорке, где помещается Азиатское сообщество (исследовательский центр и клуб), недавно была дискуссия. Насчет китайской пропаганды, «мягкой силы» и влияния в мире. Собравшиеся — востоковеды, специалисты по медиа и пиару — эту пропаганду растерли в пыль, с цифрами и фактами.

А именно: миллиарды долларов выброшены на ветер. Китайские торговые марки никто не знает. Пропаганда кондовая. Китайцев любят разве что в Африке и Латинской Америке, в Азии все сложно, а в США и Европе шансов — ноль. Не будет веры их пропаганде, пока сам китайский народ не насладится свободой.

Через некоторое время в уважаемом журнале Foreign Affairs участникам дискуссии был дан меланхоличный ответ: а если у китайцев все так плохо, то почему же у них все так хорошо? Как насчет того, что наступление их «мягкой силы» вообще не на нас — США или Европу — рассчитано?

Мне здесь вспоминается «группа восьми», заседавшая недавно в Северной Ирландии, которая для Африки и Латинской Америки придумала термин: «поворотные» части света. То есть ключевые.

На иновещании CCTV в Пекине я бывал. Да, это деньги. Чего стоит один лишь их главный небоскреб, похожий на присевшую нижнюю половину человека в широких штанах. Вещание охватывает 100 стран (более чем полмира), у сайтов 84 миллиона пользователей. И куда ни приезжаешь, от Пномпеня до Нью-Йорка, везде есть китайское телевидение, на семи языках. Плюс множество других медиа, в том числе громадные новостные экраны на главных площадях городов. Не говоря о культуре — кино, опера, игры… Если это пропаганда.

Что же получается: всех тошнит, а Пекин как бы не замечает и продолжает швырять миллиарды?

Китайцы традиционно неуклюжи по части пропаганды. Зато по части зарабатывания денег они традиционно талантливы. Многие медиа, включая «Жэньминь жибао», не только акционированы, но и прибыльны. За счет китайской же коммерческой рекламы, на свою и зарубежную аудиторию.

Все это очень напоминает споры об эффективности нынешней российской и былой советской внешней пропаганды. Про советскую напоминают, как популярны были некоторые издания на африканских рынках: бумага хорошая. Но факт есть факт, советская пропаганда была действенной не в США или Европе (не хотят поддаваться — не надо), а в прочих странах.

И прежде всего благодаря США и Европе. Уже не первое десятилетие по миру несется стон насчет «информационного империализма», то есть засилья глобальных («западных») медиа. Сколько раз я слышал от людей в Индии, Индонезии, на арабском Востоке: где же альтернатива, где ваша пропаганда? Верните. Мы будем читать эту сторону и ту, а какие выводы сделаем — не ваше дело.

То есть умные люди, да хоть в Африке, никогда не согласятся питаться лишь из одного информационного источника. Этот самый «империализм», видимо, перестарался.

Я начинаю день с двух сайтов: Washington Post и «Жэньминь жибао» (лучше английская версия). Полную картину происходящего в мире не обеспечивает ни одна, зато вместе… Китайцы давно уже научились давать отличную экономическую информацию насчет происходящего в Азии (деньги же!), вообще факты. Комментарии? Сухие и скучные, но если отличаются от американских или европейских, то это уже полезно.

Есть и прочие факторы. Общий интерес к Азии. Бизнес, отсюда рост числа изучающих китайский язык (в том числе с помощью Центров Конфуция, которым здорово досталось на той самой дискуссии в Нью-Йорке). Наконец, китайцу, даже американскому, приятно, когда по всему миру он слышит что-то свое, вещающее из каждого утюга.

В общем, чтобы пропаганда была успешной, она для начала должна просто быть. А дальше есть шанс ее улучшить.

Что касается того, что «у их пропаганды нет шансов», то вспоминается случай с Фрэнсисом Фукуямой году в 2009-м, зимой, на пике кризиса. Он тогда признал: мы говорили, что китайская система не имеет перспектив, — а вот в кризис она показала себя лучше нашей. Ну что взять с Фукуямы, он ведь уже ошибался, когда объявил, что история кончилась и везде будет один только Запад…

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow