СюжетыСпорт

Проломившие лед

Два российских игрока стали обладателями престижнейших призов НХЛ — вратарского «Везина Трофи» и самому ценному игроку регулярного чемпионата

Этот материал вышел в номере № 67 от 24 июня 2013
Читать
Два российских игрока стали обладателями престижнейших призов НХЛ — вратарского «Везина Трофи» и самому ценному игроку регулярного чемпионата
Изображение

В НХЛ, в отличие от нашей Континентальной хоккейной лиги, практически все индивидуальные призы вручаются по итогам регулярной части и не зависят от успехов или неудач той или иной команды в Кубке Стэнли. Это мудро, потому что уравнивает шансы аутсайдеров и лидеров, позволяя претендовать на тот или иной трофей всем без исключения.

Ну провалил Овечкин январский старт. Ну маялся с нововведениями нового главного тренера «Вашингтона» Адама Оутса, который упорно ставил его на правый фланг. Ну заслужил от некоторых хоккейных обозревателей такие уничижительные оценки, которых не получал за всю жизнь. Ну махнули на него рукой и освистывали самые преданные болельщики. Все так. Но Овечкин оставался тем же самым Овечкиным, пусть прямолинейным и растерявшим, казалось бы, бомбардирский дар, но так же пытавшимся проломиться, пробиться, забить.

Весной он начал творить привычные чудеса, забрасывая чуть ли не в каждом матче, и мало того что ухитрился стать лучшим снайпером регулярного чемпионата — важно, что, когда ожил Овечкин, воспрял и «Вашингтон». Америка в подобных камбэках души не чает, и вернувший образ неустрашимого бойца Александр Овечкин победил в журналистском голосовании, пусть и с небольшим перевесом, самого Сидни Кросби. Это был третий «Харт Трофи» российского форварда, и здесь он встал рядом с такими легендами, как Бобби Орр, Бобби Кларк и Марио Лемье. Ставшая привычной неудача «Вашингтона» в плей-офф на решение не повлияла.

Но случай вратаря «Коламбуса» Сергея Бобровского куда интереснее и сложнее, и не только потому, что он первым из всех российских вратарей получил приз «Везина Трофи». Чего не удалось ни Николаю Хабибулину, ни Евгению Набокову, ни Илье Брызгалову.

…На первый план воспитанник новокузнецкого «Металлурга», за основной состав которого Бобровский дебютировал в 18-летнем возрасте, вышел шесть лет назад. Но лучше бы не выходил — широко разрекламированная серия между молодежными сборными России и Канады, посвященная 35-летию знаменитой Суперсерии-1972, быстро лишилась приставки «супер» и завершилась грандиозным провалом российской «молодежки». «Бронза» молодежного чемпионата мира-2008 стала для Бобровского слабым утешением.

Но работал он как проклятый, и это отмечали все. Для меня ценным было услышать мнение завершившего нынче карьеру замечательного вратаря Максима Соколова, который некоторое время играл за «Кузню» в те годы. Макс, сам невероятный трудяга, удивлялся работоспособности своего юного сменщика, и уже тогда напророчил тому большое будущее — именно в НХЛ.

Если бы подобное рвение не было подкреплено больше ничем, то нынче мы бы, скорее всего, ничего о Бобровском не слышали. Но Сережа обладал и несомненным талантом. А вера в то, что он непременно будет играть в сильнейшей лиге мира, была абсолютной. Это отдавало наивностью, но только поначалу.

За «Кузню» в качестве основного вратаря он провел больше сотни матчей. Самый низкооплачиваемый клуб лиги били все кому не лень, но я не помню матча, когда бы сибиряки и их юный вратарь сдавались. Сам Бобровский о своей незавидной доле вечно проигрывающего не жалел, больше того — находил в ней известный плюс: «Слабый клуб — много практики».

За «Филадельфию» волей обстоятельств он блестяще дебютировал в 22 года уже в стартовом матче сезона-2010/11, в ноябре после ошеломляющих результатов Бобровского признали лучшим новичком месяца, и наряду с американской заново его открыла и российская хоккейная общественность.

Сказка продолжалась не очень долго, плей-офф прошлогодний финалист «Филадельфия» провела неудачно, молодое дарование полировало лавку, а в довершение всего клуб за очень большие деньги подписал Илью Брызгалова. Два русских медведя оказались в одной берлоге, и с самого начала было понятно, что уйти при дется молодому. Итогом качельного пребывания Бобровского в составе «летчиков» стало шестое место в списке самых плохих вратарей за 45-летнюю историю клуба (старший товарищ расположился еще ниже). Как говорится, ничто не предвещало…

За питерский СКА во время локаута прошлой осенью Сергей приехал выступать, уже будучи игроком заштатного «Коламбуса». Было время к нему присмотреться и тренерам сборной, и всем нам. Ничего невероятного мы не увидели: ровно, надежно, спокойно, но без особого блеска. На «Кубок Карьяла» Зинэтула Билялетдинов его в сборную взял, на Кубке Первого канала места в составе не нашлось, в январе по окончании локаута Бобровский отправился отбывать повинность за океан.

Конкурировать ему пришлось со Стивом Мэйсоном — между прочим, лучшим новичком НХЛ четырехлетней давности. Пока они делили игровое время, «Коламбус» пребывал в таких низах турнирной таблицы, что мечты о плей-офф можно было отложить на следующий сезон. И тут весной, уже от полной безнадеги, главный тренер Тодд Ричардс все-таки поставил на российского вратаря.

Вот что Сергей Бобровский выдал: четыре матча, сыгранных «на ноль» (за «Филадельфию» — ни одного), две сумасшедших серии из 18 выигранных встреч, в результате чего до последнего тура регулярного чемпионата списанный «Коламбус» бодался с «Миннесотой» за попадание в плей-офф. Ничего подобного в НХЛ давно не было, и вполне естественно, что Бобровского заранее внесли в список претендентов на «Везину» чуть ли не первым номером.

Дальше был детектив. Конечно, Бобровского надо было брать в сборную с руками и ногами. Или хотя бы согласовать с ним формулу, согласно которой его в составе отправляющейся в Хельсинки команды не будет. Но вариант был выбран самый неудачный — главный тренер в качестве причины назвал усталость молодого вратаря, а сам Бобровский через некоторое время сказал, что находился в потрясающей физической форме и у него «было огромное желание сыграть на чемпионате мира».

И пока тренер вратарей сборной Мышкин тренировал Кошечкина, мышей в Хельсинки наловили и бывший партнер Бобровского по «Филадельфии» Илья Брызгалов, и голкипер «Колорадо» Семен Варламов. А проверить, достоин ли обладатель «Везина Трофи» стать первым номером олимпийской сборной России, больше возможности не будет — вряд ли он вернется нынешней осенью. Питерский СКА по деньгам может перебить новое предложение «Коламбуса», но не для того Бобровский лелеял мечту об НХЛ, чтобы в год своего триумфа променять ее на денежные знаки. А если Билялетдинов не возьмет его в Сочи, то, боюсь, для сборной он будет окончательно потерян.

…Многие считают, что лауреатами заокеанского сезона наши хоккеисты стали в известной мере случайно — и оттого, что сезон нестандартный, и оттого, что НХЛ нынче бедна на звезд. То ли дело, когда в конкурентах у наших нападающих и вратарей были такие великаны, как Марк Мессье и Марио Лемье, Доминик Гашек и Патрик Руа. Но что сделано, то сделано, и красной строкой в летопись НХЛ — занесено.

Что касается дальнейших перспектив свежеиспеченного лауреата Сергея Бобровского, то Тодд Ричардс выразил надежду, что «вручение «Везина Трофи» не собьет его с правильного пути». Очень мудро.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow