СюжетыКультура

По пути к себе

Тема однополой любви на ММКФ, как и на Каннском фестивале, становится одним из лейтмотивов конкурса

Этот материал вышел в номере № 68 от 26 июня 2013
Читать
Тема однополой любви на ММКФ, как и на Каннском фестивале, становится одним из лейтмотивов конкурса

Самое интересное на ММКФ — параллельные программы. В этом году помимо традиционных «Восьми с половиной», собравших авторские хиты, идут показы голландского, португальского, корейского кино, «именных» ретроспектив: Бертолуччи, Урсулы Майер, Галины Копаневой, Алексея Балабанова, Коста-Гавраса. Среди фильмов греко-французского мастера политического кино, оскароносца и каннского лауреата Гавраса не только знаменитая трилогия о диктаторских режимах: «Дзета» (хунта «черных полковников»), «Признание» (дело Сланского и коммунистическая диктатура), «Осадное положение» (диктатура в Уругвае), но и новая работа «Капитал».

# Деньги решают всех

И все же главная тема и герой фильма — деньги. Деньги «решают всех», заставляют уважать, возвышают и унижают. Деньги отменяют культуру, выворачивают наизнанку демократию. Финансы — «новый интернационал». Новое мировое правительство.

Кредо Гавраса — умное кино делать увлекательным. По-гречески развлечение — psychagoia, соседство двух слов: «душа» и «познание». Гаврас работает с тонкими душевными настройками, пытаясь разобраться, в каком мире мы живем.

# Лекарство от одиночества

Похоже, тема однополой любви на ММКФ, как и на Каннском фестивале, становится одним из лейтмотивов конкурса. Что сильно возмутило российских киноклубников. На пресс-конференции их интересовало не кино, а «голубая революция»: «Как же вы планируете в своей Европе размножаться?» — возмущенно спрашивали режиссера.

Съемочная группа фильма и так опасалась визита в Москву, к которой после думских решений пристала эмблема столицы гомофобской страны. Диковатая для международного кинофорума пресс-конференция утвердила их в опасениях.

Как и «Рози», «Маттерхорн» (название горы, куда мечтают взобраться герои) — сказка про освобождение, про возвращение к себе. Про обыкновение проживать чужую жизнь — и трудную попытку нащупать свою единственную. Расстроила в этой тонкой работе лишь финальная лобовая песня-объяснение сына-изгоя с отцом. «Во мне столько любви, — поет сын со сцены в клубе, — дайте мне жить, как мне хочется». Но режиссер на упреки журналистов отвечал, что не боится открытой эмоции, которая, по его мнению, нисколько не нарушает гармонии фильма.

# Малаховщина

Увы, фильму Мумина Шакирова, вдохновленному хорошей идеей, не хватает бесстрашия задаваться трудными вопросами. Да и сами героини, вроде бы прошедшие «путь познания», в сиропном финале вернутся к любимой попсе, будут любить мамочку с помощью микрофона в каком-то клубе: «Мамины руки, мамино сердце…». Похоже, вирус «малаховщины» — снятие сливок с острых тем — проникает повсюду. Россия — единственная страна, отказавшаяся показывать документальный эпос Ланцмана «Шоа» — девятичасовую ленту о нацистских лагерях увидел весь цивилизованный мир. Наше общество существует в режиме лайт: что бы ни происходило — не парьтесь. Поэтому чему удивляться. Холокост — дихлофос, Ленин — родной брат Лены Лениной, в ГУЛАГе погибло человек 200 максимум. Прямо не знаю, как дальше сестрам Каратыгиным участвовать в ток-шоу.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow