КолонкаПолитика

Быстрее, выше, сильнее, дороже

До открытия Универсиады в Казани — неделя, но еще не все горожане поняли, что им привалило счастье

Этот материал вышел в номере № 69 от 28 июня 2013
Читать
До открытия Универсиады в Казани — неделя, но еще не все горожане поняли, что им привалило счастье

Маркиза де Помпадур, фаворитка одного из Людовиков (не припомню его инвентарный номер), как-то высказалась: «После нас хоть Универсиада!» Из-за неточности перевода крылатая фраза дошла до нас в искаженном виде — откуда-то взялся подъем уровня воды, но казанцам сейчас не до этих лингвистических погрешностей, у них — Универсиада. Не после них, а при них.

В эти последние до всемирного студенческого спортивного праздника дни в Казани бросаются в глаза две категории мужчин. Одни, голые по пояс, с утра до ночи что-то достраивают и асфальтируют. Другие, не голые по кобуру, а, наоборот, отутюженно одетые, слоняются по улицам, стоят на перекрестках, сидят на лавочках и не знают, чем заняться. При этом голые и жилистые — чаще всего не россияне, а одетые и пухлые — наши, родные. Это нынешняя Россия: тысячи молодых здоровых парней не сеют и не пашут, и на стройках не работают — они на страже порядка, которого у нас никогда не было.

Из 20 с лишним регионов стянуты в Казань полицейские силы. Появились они тут недели за три до Универсиады. Для их досуга организовали несколько концертов, провели турниры по шашкам и шахматам, в ходе которых лишний раз выявилась разница между пешкой и полицейским: пешка ходит вперед, а бьет по диагонали, полицейский же ходит куда пошлют, а бьет по своему усмотрению. Потом эти умственные занятия сбалансировали соревнованиями по дартсу (метанию дротика в мишень).

Сообщалось, что полицейские прошли курсы английского, но по некоторым наблюдениям, они избыточно овладели русским устным. В моем дворе они громко демонстрировали эти знания, и знакомый пенсионер сделал им замечание. Нетрудно предположить, куда они его послали бы, но дед оказался полковником милиции в отставке. «Я не выдержал, позвонил в МВД республики», — рассказывает он. Возможно, сквернословов наказали. Допустим, лишили таиландского супа в ресторане «Деревни Универсиады» на три с половиной тысячи посадочных мест, работу которого в эти дни репетировали на полицейских (не на рабочих-азиатах же репетировать).

Как ни удивительно, Казань с ее мощным административным ресурсом заканчивает строительство объектов Универсиады и асфальтирование улиц в самый последний момент. Правда, студенты из 162 стран это поймут: они тоже готовятся к экзаменам в последнюю ночь. Наверное, со стройками затянули потому, что вместо строителей пригласили каких-то девелоперов. А если в дальнейшем выяснится, что на объектах кое-что разворовали, то это потому, что вместо охранников там секьюрити.

Объекты, разумеется, дорожали — вопреки экономической науке, которую, как и всякую другую науку, на время студенческих соревнований можно выкинуть из головы. Так, главный стадион на 45 тысяч мест намеревались построить за 5,6 миллиарда рублей. Потом обоснованно поправили цифру на 8,7 миллиарда. В декабре заявили: «12 с половиной миллиардов — и проветрим сейф!» А сейчас выяснилось, что 15 — в самый раз. И даже три-четыре монеты останется, чтобы бросить в фонтан на счастье.

Доставать монеты из фонтанов, чтобы хоть как-то пополнить городской бюджет, Казань будет после Универсиады. Сколько у нее долгов, горожанам лишний раз не напоминают. В начале года сообщалось, что муниципальный долг Казани превысил 30 миллиардов рублей — это в два с половиной раза больше собственных доходов бюджета. Из них 25 миллиардов — бюджетные кредиты на подготовку Универсиады. При этом есть надежда, что долги спишут. Или забудут. Или по-спортивному не засчитают как набранные под влиянием допинга.

Что же касается бюджета Татарстана, то из него на Универсиаду к началу 2013 года был потрачен 81 миллиард — в том числе 62 миллиарда кредитов из федерального бюджета. «Огромное спасибо, Владимир Владимирович, вам, Министерству финансов России, — сказал на заседании Совета по развитию физкультуры и спорта при президенте РФ глава республики Рустам Минниханов. — Мы реструктуризировали этот долг и со временем должны вернуть». Помимо того, к январю на Универсиаду ушло еще 67 миллиардов из российского бюджета (это не кредиты) и 80 миллиардов из средств инвесторов. Сколько денег уйдет к июлю, невозможно сосчитать из-за жары — калькуляторы перегреваются, сбиваются с настроек и цифры прыгают.

Казанцам уже объяснили, что спортсмены и полицейские уедут, истребители, вызванные для охраны города с неба, улетят, а деньги не уплывут. Они вложены в город и даже в деревню — в Деревню Универсиады из 28 жилых корпусов. Останутся отремонтированные дороги, построенные развязки и станции метро, останутся спортивные сооружения, где каждый казанец сможет прыгать в длину, если до того не повредит толчковую ногу у себя во дворе, где ямы и выбоины как были, так и остались.

В общем, долго терпели, когда нельзя было никуда ни пройти, ни проехать, потому что всё вокруг было перекопано, потерпим еще две недели, когда нельзя будет никуда ни пройти, ни проехать из-за полицейских перекрытий. Зато Татарстан прославится на весь мир, и его перестанут путать с Казахстаном. А Казань перестанут путать с Сочи, так как все увидят, что пальмы с кипарисами здесь не растут и на зимнюю Олимпиаду столица Татарстана явно не тянет.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow