СюжетыСпорт

Бразилия в атаке на коррупцию

Почему страна, живущая футболом, бунтует против чемпионата мира

Этот материал вышел в номере № 69 от 28 июня 2013
Читать
Мир обнаружил, что Бразилия не любит футбол. Поразившее всех открытие случилось на Кубке конфедераций — турнире, который предшествует финальному турниру чемпионата мира-2014 и является разогревом к нему. Разогрелась страна с матча открытия в столице между сборными Бразилии и Японии, да так и не может остановиться.

Мир обнаружил, что Бразилия не любит футбол. Поразившее всех открытие случилось на Кубке конфедераций — турнире, который предшествует финальному турниру чемпионата мира-2014 и является разогревом к нему. Разогрелась страна с матча открытия в столице между сборными Бразилии и Японии, да так и не может остановиться.

Исчисляемая сотнями тысяч, если не миллионами, часть населения выразила свое пламенное «фе» и тестовому турниру, и будущему чемпионату. Которого Бразилия ждала, между прочим, 60 с лишним лет и была совершенно счастлива, когда ей, наконец, предоставили это право.

Из-за футбола ссорились страны, ломались политические карьеры, гибли люди, да чего только не случалось из-за самой прекрасной игры на свете. Но причиной околофутбольных страстей, массовых беспорядков и прочих не красящих футбол явлений, как правило, становились победы и поражения, выходки ультрас, вопиющие проблемы с инфраструктурой арен, ненадлежащее обеспечение безопасности — все то, с чем мир, увы, уже свыкся.

Но в Бразилии, этой Мекке футбольного мира, открылось нечто совсем иное. Внешне ничто не предвещало протеста. Стадионы построили или реконструировали потрясающие — одна только арена «Мане Гарринча» в Бразилии, образцовая со всех точек зрения, чего стоит. Меры безопасности — на высоком уровне. Состав участников — великолепный, даже экзотическая сборная Таити, завершившая турнир с разницей мячей 1-24, добавила колорита. Матчи на групповом этапе радовали абсолютно искренним футболом, никто за результат не держался и не стремился победить любой ценой. Наконец, сборная хозяев играла, как самбу танцевала, чего не наблюдалось уже давно. Болей и радуйся, страна!

Страна заполняет стадионы шести городов, болеет и радуется. Но параллельно выходит на манифестации, разбивает витрины, переворачивает и закидывает камнями автомобили, штурмует здания, получая в ответ водометы, слезоточивый газ, шумовые гранаты, резиновые пули и прочие прелести. Как это совмещается, мало кто понимает, но дело дошло до того, что под угрозой отмены оказались не только знаковые и лакомые для болельщиков всего мира полуфиналы (Бразилия — Уругвай, Испания — Италия), но и сам грядущий праздник мирового футбола.

К сути. Активная часть населения страны выступила не против футбола как такового, не против нынешнего и будущего форума, а против того, что для его проведения слишком много украли и слишком мало сделали из того, что обещали. Что уровень расходов для страны оказался слишком высоким, а основная нагрузка легла на простых людей. Что полезнее было бы потратить огромные средства на образование, медицину и помощь беднейшим слоям. Во всяком случае, главные лозунги всех манифестаций изначально носили именно социальный характер и были жесткими, но исключительно мирными. Но если почва подготовлена, где социальное — там и политическое, где мирное — там и буйное, где массовое — там и кровавое, с последствиями придется разбираться еще долго.

К чести руководства страны, в частности, для прервавшей визит в Японию президента Дилмы Руссефф, оно не стало валить все на экстремистов-провокаторов и мировую закулису. Оно даже пошло на какие-то уступки — в частности, выполнило одно из требований и снизило плату за проезд на общественном транспорте. Но было уже слишком поздно.

Обещание праздника не заставило закрыть глаза на то, как живет страна. Бразильцы не предали футбол — просто их гражданское самосознание и ненависть к паразитам, которые рассчитывали прикрыться народной любовью и пафосом, оказались сильнее.

Это и есть то новое явление в мировой футбольной, и вообще в спортивной действительности, которое призывает к очень серьезному осмыслению происходящего. Сделать скидку на то, что бразильцы — народ темпераментный и отходчивый, конечно, можно. Но легковесное отношение к проблеме чревато еще большими неприятностями через год, когда Бразилию ждет уже не шторм под названием «Кубок конфедераций», а цунами под названием «чемпионат мира».

Вам ничего эта история, которая привела к десяткам антифутбольных «болотных», не напоминает? Нет, конечно, нам ничего подобного в связи с ближайшими мегаспортивными мероприятиями не грозит. У нас же не воруют, распиливая бюджеты. У нас же не увеличивают средства на строительство арен в несколько раз. У нас же гигантские расходы на инфраструктуру не мешают выполнять обещанные социальные программы. Нам же заранее разъяснили, что ради счастливых мгновений можно и потерпеть: невосторженное отношение к грядущим праздникам не приветствуется, а протесты подрывают национальный престиж.

И вообще мы — не Бразилия…

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow