КолонкаПолитика

На смену арабской весне пришло египетское лето

Этот материал вышел в номере № 72 от 5 июля 2013
Читать
В минувшую среду египетская армия приостановила действие конституции и распустила парламент. Президент страны Мухаммед Мурси и лидеры «Братьев-мусульман» арестованы. Последние события в Египте комментирует известный специалист по Ближнему Востоку главный научный сотрудник ИМЭМО РАН Георгий Мирский.

В минувшую среду египетская армия приостановила действие конституции и распустила парламент. Президент страны Мухаммед Мурси и лидеры «Братьев-мусульман» арестованы. Еще 300 активистов партии объявлены в розыск. В настоящий момент продолжаются столкновения между сторонниками и противниками свергнутого президента. Последние события в Египте комментирует известный специалист по Ближнему Востоку главный научный сотрудник ИМЭМО РАН Георгий Мирский.

— То, что произошло в Египте, — самый настоящий военный переворот, хотя представители армии факт его наличия отрицают. Однако не всякий военный переворот приводит к установлению военной диктатуры. Яркий пример тому Турция, где во второй половине прошлого века время от времени происходили военные перевороты. Армия снимала одного руководителя, назначала другого. Но не из генералов, а из гражданских лиц. Того, кто был удобен.

Военный режим не будет введен в Египте по двум причинам.

Во-первых, представителям армии сегодня невыгодно брать на себя ответственность за управление страной, в первую очередь за экономику. Потому что недовольство государственной экономической политикой — одна из причин, из-за которой египтяне протестовали как против Мубарака, так и против Мурси.

Настроения людей во время революции 2011 года характеризовали такие ключевые слова, как «надоело», «не верим» и «не боимся». Люди, которые выступали против Мубарака, думали, что как только они «сбросят» деспота, — наступят свобода и счастье. Но как правило, после свержения политического режима обстановка в стране ухудшается, по крайней мере, в экономическом плане. Революция чревата политической дестабилизацией и экономической дезинтеграцией. Народ надеялся, что с приходом нового президента безработица будет ликвидирована, а уровень жизни повысится, но все стало еще хуже. Справедливости ради надо сказать, что во всех бедах виноват не Мурси. Любой человек, который бы на его месте получил власть революционным путем, не смог бы справиться с поставленными задачами. Египтяне, которые вышли на Тахрир в эти дни, воспользовались свободой, которую они получили в 2011 году. Народ почувствовал свою силу, которая заключается в том, что один миллион человек, вышедший на площадь Египта, может свергать одного правителя за другим. То есть не исключено, что через год египтяне могут снова выйти на улицы и сказать: «Генералы захватили власть, но лучше жить в стране не стало».

Во-вторых, американцы заявили, что если будет установлен военный режим, они прекратят финансирование армии. Каждый год США направляют в Египет 2–2,5 млрд долларов. Половина из них идет на финансирование военных. Все вооружение в Египте американское. Генералы, которые свергли Мурси, оканчивали американские военные академии.

Последний год боролись между собой три силы. «Братья-мусульмане», светская оппозиция и армия. Армия в Египте — это огромная экономическая сила, ее представители — крупнейшие предприниматели страны. Считается, что военные контролируют 30% экономики Египта. Именно поэтому они были против того, чтобы «Братья-мусульмане» монополизировали власть, и в конечном итоге добрались до них.

Я думаю, что в ближайшее время в Египте будет установлен переходный период. Армия будет выполнять роль арбитра: наблюдать за тем, как вырабатывается новая конституция, как идет подготовка к парламентским и президентским выборам.

Худший вариант развития событий — это игнорирование «Братьев-мусульман», их маргинализация. Половина египетского населения голосовала в свое время за «Братьев-мусульман». Несмотря на то, что их авторитет сейчас упал, 30% населения их поддерживает. Да, «Братья-мусульмане» потерпели поражение, их руководители арестованы, но они остаются самой мощной организованной силой в стране. Эти люди 90 лет шли к власти. Они были долгое время в подполье не для того, чтобы, бесславно уйти со сцены. Если их сегодня исключат из политической жизни — они возьмутся за оружие.

На сегодняшний день существует альянс между военными и светскими оппозиционными силами. Последние не являются однородной массой. Это разношерстная коалиция, в которую входят молодые образованные люди (представители «Фейсбука») и люди мубараковского режима — силовики, бюрократы, аппаратчики. Они образуют то, что в Египте принято называть «глубоким государством». Парламент, правительство и партии создают видимость государства, настоящее глубокое государство — это бюрократия, силовики, аппаратчики. Именно эти люди саботировали все инициативы Мурси. Им совершенно не по пути с молодыми демократами. Как показывает история, победившие вскоре обращают оружие друг против друга. Несомненно, что между светской оппозицией и представителями бюрократии завяжется борьба, которая приведет к новому этапу развития страны. Ясно одно — стабильности не будет.

ЗаписалаДиана ХАЧАТРЯН

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow