КолонкаПолитика

Распад в головах

На территории Российской Федерации продолжается процесс развала СССР — теперь уже в пределах самой России

Этот материал вышел в номере № 72 от 5 июля 2013
Читать
На территории Российской Федерации продолжается процесс развала СССР — теперь уже в пределах самой России

Одно из главных достижений власти, по версии самой власти, на поверку оказывается фикцией. Никакого укрепления государственности, собирания земель русских (дагестанских, чеченских — нужное подчеркнуть) по сравнению с ельцинской территориально-юридической вольницей не случилось. Не произошло в сознании россиян и «замирения Кавказа», которое выдавалось за главное достижение первого путинского срока и даже за ключевое основание самого его назначения преемником президента на рубеже 1999–2000 годов как победителя во второй чеченской кампании. На территории Российской Федерации продолжается процесс распада СССР — теперь уже в пределах самой России. О чем бесстрастно свидетельствует недобитая социология.

«Левада-центр» под названием «Отделение Чечни и Северный Кавказ» обнародовал данные традиционного ежегодного опроса по оценке россиянами ситуации на «горячем» Юге страны. Опрашивали 1601 человека из городов и сел в возрасте 18 лет и старше в 130 населенных пунктах 45 регионов страны. Людей, которые считают, что ситуация на Кавказе благополучная, — аккурат 2% при традиционной статистической погрешности подобных опросов 3,4%. Для сравнения, напряженной и взрывоопасной эту обстановку находят 77% респондентов. Причем эти цифры не особо меняются на протяжении семи последних лет — то есть с тех пор, как войны на российском Кавказе вроде бы нет. Мира, полагают россияне, нет тоже.

Однако эти абстрактные промежуточные итоги кавказской политики Кремля меркнут по сравнению с данными об отношении россиян к отделению Чечни. Почти четверть наших сограждан (24%) «были бы рады» превращению Чечни в самостоятельное государство. Еще на 27% такое событие «не произвело бы особого впечатления». Наконец, 13% опрошенных «готовы смириться» с выходом Чечни из состава РФ, хотя они и против этого, а 12% уверены, что отделение Чечни уже фактически состоялось. При этом только 23% респондентов против выхода республики из состава России и лишь 10% готовы не допустить этого любыми мерами, вплоть до военных.

Официально Чечня вовсе не собирается выходить из состава России. Наоборот, бьет рекорды витиеватого словесного патриотизма и голосования за любую власть, включая федеральную, на любых выборах. Да и зачем ей куда-то выходить — «нас и тут неплохо кормят», как говорил кот из мультфильма про блудного попугая. Тем не менее 76% россиян — практически столько же, сколько считают, что обстановка на Кавказе напряженная или даже взрывоопасная, — более не воспринимают Чечню неотъемлемой частью России.

По сути, в обществе сложился консенсус вокруг неизбежности изменения границ страны: пока применительно к одной маленькой кавказской республике. Такой консенсус наряду с очевидным отсутствием единой гражданской нации (больше половины жителей страны, согласно данным другого недавно обнародованного соцопроса, никогда не называют себя «россиянами») и есть верный признак продолжающегося распада государства. Этот распад пока идет в головах. Но это не только чисто умозрительные заключения — для большинства россиян куда более страшной перспективой, чем отделение Чечни, выглядит тотальная чеченизация России, превращение ее в набор анклавов, живущих своей жизнью по неписаным законам.

Путин в итоге не укрепил государство, а лишь превратил ельцинский формальный «парад суверенитетов» в вялотекущий, но набирающий обороты по мере нарастания эффекта очевидной недееспособности режима процесс гниения частей государственного организма. У нас есть разные типы «государств в государстве». Географические — Дальний Восток и Калининградская область, жители которых давно ориентированы на соседние страны, а не на «материковую Россию». Ведомственные — силовики, ставшие главными государственными разбойниками. Политические — вроде той же Чечни, получившей за постоянно пополняемый федеральный счет такую вольницу, о которой и не мечтали Джохар Дудаев с Асланом Масхадовым.

У россиян нет ощущения, что они живут в единой стране с понятными ценностями, целями, перспективами развития. А без этого ощущения нет и не может быть органичного государства.

Никакие народные фронты, армии, дивизии, никакие чудодейственные кузнецы духовных скреп из ФСБ или РПЦ не остановят этого процесса распада страны, пока у людей, живущих во Владивостоке и Гудермесе, Нижнем Тагиле и Москве, Иванове и Петропавловске-Камчатском, не появится биологическая уверенность в том, что они живут в общем и своем государстве. Эта уверенность может быть основана не только на единой валюте, которая пока есть, но на мириадах тончайших политических, социальных, культурных человеческих связей. Причем связь через общую нищету и бесправие — обычно не очень прочный объединитель. А распад государства в головах неизбежно приводит к его географическому распаду. Как это бывает, многие жители России испытали на себе каких-то двадцать с небольшим лет назад…

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow