СюжетыКультура

«Есть идея резко сократить число ученых»

Уволена директор Российского института истории искусства. Минкульт закончил процесс смены руководителей своих научных учреждений

Этот материал вышел в номере № 72 от 5 июля 2013
Читать
Уволена директор Российского института истории искусства. Минкульт закончил процесс смены руководителей своих научных учреждений
Изображение

— Татьяна Алексеевна, замминистра культуры Григорий Ивлиев, отвечая на вопросы сотрудников Зубовского института о причинах вашего увольнения, открыто сказал — увольняем, потому что госпожа Клявина не справилась с коллективом и допустила бунт на корабле. А по-вашему, что случилось?

— Эта история развивается с лета прошлого года — еще тогда было очевидно, что министерство сделает все, чтобы кардинально сократить сотрудников своих научных учреждений. Нас еще в прошлом году пытались «слить» то с Университетом культуры, нашим питерским «Кульком», откуда нам сейчас и прислали и.о., то с разлоговским Институтом культурологии. О своем увольнении и об увольнении директора Института им. Лихачева Юрия Веденина я узнала еще весной. С Ведениным поступили вообще цинично: ему 14 мая вручили грамоту, а 15-го — приказ об увольнении. На это место назначали Павла Юдина, молодого человека из партии «Единая Россия», — не ученого, без степени, занимающего в Институте культурологии пост замдиректора. Сейчас Институт имени Лихачева практически закрывают — там идут массовые увольнения, но — никакого шума, тишина, есть только одна страница в ЖЖ, где описаны эти увольнения. В СМИ — ни слова. А то, что наш Зубовский бунтует, означает только, что на директорском посту я не затыкала людям рот, не унижала сотрудников, позволяла всем иметь свое мнение, — именно это сработало в критический момент. Мы особенно сплотились в последние месяцы перед началом бури — работая над новой концепцией развития института, очень старались вывести нашу работу на актуальный уровень. Правда, оказалось, что в министерстве это никому не нужно — когда я разговаривала с Ивлиевым, он и не скрывал, что даже не читал нашу концепцию.

— С вашей точки зрения, чего больше в этом процессе — передела имущества, желания во что бы то ни стало выполнить наказ президента о повышении зарплат?

— Имущество, конечно, играет немаловажную роль. Хотя если говорить о нашем особняке на Исаакиевской площади, то нам ни разу даже не намекнули, кому его передадут. Но все министерские чиновники, которые у нас тут побывали, в один голос заводили песню про плохой ремонт — хотя совсем недавно за министерские, то есть бюджетные, средства у нас была проведена огромная реставрация, которую специалисты и эксперты оценили на «отлично». Кроме имущественного интереса есть идея резко сократить число ученых — это идет в общем русле всей внутренней политики: всем отраслям поставлена задача сокращаться и оптимизироваться.

— Те виды деятельности, которыми занимаются институты — Зубовский, культурологии, искусствознания, культурного и природного наследия, — плохо понятны большинству населения нашей страны. Слишком далеки вы от народа, от насущных потребностей. Не ставите спектакли, не снимаете кино…

— Мысль, что в будущем победит тот народ, та страна, чьи идеи и чей образ в мире окажутся наиболее конкурентоспособными, — уже стала на мировом уровне почти общим местом. Не нефть, не газ, не высокие технологии, а привлекательные идеи и образы помогут сохранить народ и государство. Культура в создании и осознании идей и образов играет первостепенную роль, и вербализировать эти идеи и образы для мира можем именно мы — узкая прослойка, искусствоведы, которая осуществляет связь времен, заставляет работать приводной механизм между огромным культурным наследием народа и будущим. Это стратегический ресурс любого государства, выходящего на международную арену. А с чем мы, Россия, выходим? Можем надувать щеки сколько угодно, но посмотрите, что мы предлагаем миру и по каким образам мир узнает нас — в лучшем случае XIX век с Толстым и Достоевским, либо зэковские шапки-ушанки и красные звезды.

И я еще поняла бы эту политику, если бы мы обходились в миллиарды, как Сколково или Сочи. Но весь бюджет института составляет сорок миллионов рублей в год: содержание здания, текущий ремонт, зарплаты, командировки, выпуск книг, проведение конференций и семинаров в Петербурге и по России. Аспирантов обучаем со всей страны, сейчас, например, 30 человек в аспирантуру приехали — от Камчатки до Калининграда.

— Что потеряет российская культура, если вас и остальные институты закроют?

— Сию минуту — может, и ничего. Но страна понесет огромные потери в дальнейшем, связанные с осмыслением ситуации, с подготовкой специалистов. Эти потери трудно просчитать, но вот вам свежий пример — что было написано на «Алых парусах»? (Традиционный праздник выпускников в Петербурге.Прим. ред.) «Праздник проводиться при поддержки правительства Петербурга…» — светился плакат на всю страну, говоря о бескультурье культурной столицы. В советское время всем бы оторвали головы, начиная с губернатора. А сейчас — никто, кажется, не заметил ошибки. Даже само Министерство культуры допускает грубые промахи — на днях оказалось, что назначенная к нам и.о. директора госпожа Кох не имеет права финансовой подписи: в нашем уставе не предусмотрен исполняющий обязанности директора. Министерство, которое готовило мою замену несколько месяцев, даже не удосужилось познакомиться с нашим уставом! Я уж не говорю о том, что в моем приказе об увольнении слово «федеральный» в названии института написано с маленькой буквы — это же грубая грамматическая ошибка.

— Интересная картина получается — все остальные министерские институты молчат, а ваш борется. Почему?

— Потому что у нас есть коллектив. Многие сегодня считают, что это понятие устарело, что новое время требует проектного сознания — собрались на проект и разбежались, так, мол, живет цивилизованный мир. Но в цивилизованном мире действуют мощные профсоюзы, объективные суды. А в нашей стране, где практически отсутствуют реальные профсоюзы и граждане не верят судам, только коллектив может защитить работника. Я понимаю, что в министерстве не ожидали такой реакции: там, наверное, думают: вот, какие-то затюканные людишки за свои 15–20 тысяч чего-то кропают, дунь на них — и они сдуются… А оказалось, что есть коллектив, который готов противостоять бюрократической машине, и это сильно раздражает чиновников.

— Со стороны министерства это банальное недомыслие или что-то еще?

— Сама затрудняюсь объяснить: в труднейшее время, в начале 90-х, когда мы три года ни копейки не получали на коммунальные услуги, мы выжили, у нас были прекраснейшие отношения с министерством. Оно всегда было на нашей стороне: когда у нас пытались отобрать здание, министерство держало нашу сторону. Сейчас я ничего не понимаю! Что это за ситуация, когда учредитель топит свое учреждение, когда свои же нас и уничтожают!

Беседовала Наталья ШКУРЕНОК

Дословно

Резолюция экстренного собрания коллектива и ученого совета Российского института истории искусств от 01.07.2013

1. Выражаем недоверие Комиссии Министерства культуры РФ во главе с А.Н. Карповым, который позволил себе применить силу по отношению к аспирантке Института.

2. Выражаем возмущение волюнтаристским решением министра культуры В.Р. Мединского переложить на Институт работу департаментов министерства.

3. Протестуем против превращения Института в режимный объект в связи с привлечением к работе в Институте частного охранного предприятия.

4. Требуем, чтобы министр культуры В.Р. Мединский опроверг свои слова о том, что квартиры во флигеле Института «раздаются направо и налево».

5. Выражаем недоверие и.о. директора О.Б. Кох, публично угрожавшей сотрудникам «репрессиями», и требуем отмены приказа о ее назначении от 18 июня.

6. Направляем телеграмму в адрес Президента РФ В.В. Путина и Председателя Правительства РФ Д.А. Медведева.

7. Выражаем поддержку Российской академии наук.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow