СюжетыОбщество

Железяка

Тяжелые последствия катастрофы проявятся позже, но уже сейчас ясно, что отечественные железные дороги пора ставить на капитальный ремонт

Этот материал вышел в номере № 74 от 10 июля 2013
Читать
Изображение

РИА Новости

При крушении поезда Новосибирск — Адлер в Краснодарском крае пострадали 108 человек, в том числе 8 детей. Таковы официальные данные российского Минздрава. Катастрофа произошла 7 июля около 17.00 на перегоне Кисляковка — Крыловская. Поезд № 140Н сообщением Новосибирск — Адлер сошел с рельсов, часть вагонов завалилась набок. Последствия аварии были бы более серьезными, если бы не реакция машиниста. По факту крушения возбуждено уголовное дело, но расследование не ответит на главный вопрос: почему железнодорожные составы в этом году попадают в аварии регулярно и что делать с изношенностью железных дорог?

«Поезд!!!» — хрипло кричит человек в оранжевом жилете, размахивая флажком. Ремонтники лениво перетекают на соседний железнодорожный путь. Через минуту состав проносится мимо, как вихрь. Глаз успевает выхватить из окон любознательные лица пассажиров. Движение на пострадавшем участке восстановлено.

Ремонтники уложили 250 метров нового полотна. О недавней аварии напоминают разбитые бетонные шпалы, лежащие на насыпи вперемежку со сломанными рельсами. Замначальника восстановительного поезда Иван Еремин горд, что поднимать упавшие вагоны и чинить пути выпало ему: «Я тут уже 10 лет, но такого ни разу не было. Уникальный опыт». В это время вагон-платформу тросом прицепляют к локомотиву. Крепление не выдерживает и, сорвавшись, пролетает в нескольких сантиметрах от головы рабочего.

Владимир («Нет, фамилию не назову»), машинист в белой рубашке, водит поезда уже 35 лет. Владимир придерживается версии, что причина аварии — жара. «При холоде стыки рельсов расходятся, а в жару объем металла увеличивается, и стыки становятся ближе. А если стыки совсем смыкаются, то рельсы от нагрузки искривляются, дугой идут», — объясняет машинист. Но сам признает, что водил поезда и в 45-градусную жару — и ничего, рельсы не искривлялись.

С пути сошли 11 из 19 вагонов поезда. Пострадали плацкартные вагоны в голове состава. Жертв удалось избежать благодаря машинисту, который, как рассказали мне ремонтники, увидел «загулявшие» рельсы и стал экстренно тормозить. В противном случае под откос ушел бы весь состав. Имя машиниста нигде не называется. Удалось выяснить, что поезд вела бригада железнодорожной станции Кавказская. Место базирования бригады — город Кропоткин.

Любая серьезная авария — это совпадение нескольких факторов. Южное следственное управление на транспорте российского Следственного комитета в качестве версий рассматривает неисправность рельсов или вагонов. К этому надо добавить, что за состоянием полотна обязаны следить обходчики пути, которые в случае неисправности должны остановить движение. Более того, если рельсы нагреваются выше 50 градусов, то скорость составов надо ограничивать. Сейчас Южное следственное управление возбудило уголовное дело по части 1 статьи 263 «Нарушение правил безопасности движения, повлекшее причинение крупного ущерба». По официальным данным, потерпевшими признаны 25 человек.

В 15 километрах от места аварии — станица Крыловская. В районной больнице мы разговариваем с Натальей Канищевой, которая с внуком ехала из Новосибирска в родной Сочи. «Колеса стучали не так, как обычно. Звук был, будто дергается что-то. Я как чувствовала: сейчас будем падать», — говорит Наталья. Другая пассажирка рассказывает: «Жуткий скрежет, и ты как в другом измерении. Потолок уехал. Ничего не понятно, где выход, никто не знает. Кто-то стал кричать про пожар. Потом вверху ребята появились на вагоне. Потом боковую дверь выбили, я уже через нее лезла. Полиция появилась. А спасатели минут через 30 приехали».

Всего в Крыловскую районную больницу были доставлены 15 пассажиров, включая пятерых детей. Врачи не спали всю ночь, но самыми тяжелыми травмами, по словам медиков, оказались переломы ключицы и двух ребер. «Лечили в основном зеленкой. Сейчас народ выспится и домой поедет», — рассказал «Новой газете» дежурный хирургического отделения Крыловской ЦРБ (на момент публикации все пациенты выписались). Для пассажиров пострадавшего поезда был сформирован новый состав, который и отвез их в конечный пункт назначения — Адлер. И уже там за медицинской помощью обратились семь человек, двое из которых госпитализированы. Так что окончательный вывод о серьезности полученных травм делать рано.

Такого же мнения Виталий Манжосов, бывший руководитель мобильной группы психологов кубанского ГУВД: «Стресс, полученный во время аварии, первое время невидим. Произошедшее люди начинают окончательно осознавать лишь через 30—40 дней. И тогда могут проявиться скрытые заболевания любого характера. Могут возобновиться давнишние болезни. Все это относится к последствиям аварии».

Даже для современной России происшествие со сходом пассажирского поезда — явление чрезвычайно редкое. Пассажирский вагон дает относительно небольшую нагрузку на рельсы. Чего не скажешь о грузовых составах, которые в этом году терпят крушения с пугающей частотой. Девятого мая на станции Белая Калитва в Ростовской области с рельсов сошла 51 одна цистерна с нефтью. Возник пожар, который перекинулся на цистерну с пропаном и на локомотив. Более 20 человек пострадали, 2,5 тысячи местных жителей были эвакуированы. Тринадцатого марта под Петрозаводском сошли с пути 15 вагонов со щебнем. Обошлось без пострадавших. Второго марта в Бурятии под откос ушли 26 вагонов с целлюлозой. Пострадавших тоже нет, но есть повод задуматься о состоянии железнодорожных путей в России. Их изношенность составляет более 70 процентов.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow