СюжетыЭкономика

Положили на рельсы

В Китае вынесли смертный приговор бывшему министру железных дорог — выдвиженцу «шанхайской группировки»

Этот материал вышел в номере № 74 от 10 июля 2013
Читать
В Китае вынесли смертный приговор бывшему министру железных дорог — выдвиженцу «шанхайской группировки»
Изображение

Китайский сектор интернета охвачен недовольством: многим сейчас очень не нравится вердикт, который вынесли в понедельник в Народном суде Пекина невысокому 60-летнему человеку, еще недавно всесильному правителю гигантской империи железных дорог КНР. За нанесение большого ущерба экономике и коррупцию Лю Чжицзюна приговорили к «смертной казни с отсрочкой исполнения на два года» — такие экзотические формулировки употребляют, пожалуй, только в Китае.

Конкретно бывшего министра железных дорог КНР признали виновным в том, что с 1986 по 2011 год он получил взятки от 11 человек на 64,6 миллиона юаней — это где-то 10,53 миллиона долларов. Подношения, как сообщается, давались либо за продвижение по службе, либо за выгодные контракты. Почти все взятки, если верить сообщению китайского информационного агентства «Синьхуа», возвращены, а причиненный министром экономический ущерб компенсирован. Кстати, в довесок к смертному приговору у экс-министра конфисковали имущество.

Однако публика в китайском интернете вовсе не считает подобный вердикт чрезмерно жестоким. Напротив, как возмущенно написал один из блогеров, «нынешний приговор — отличная новость для коррупционеров». Дело в том, что «казнь с отсрочкой», как правило, означает в Китае пожизненное заключение. Были случаи, когда высокопоставленных персон после таких приговоров даже через какое-то время отпускали на свободу «по состоянию здоровья» — если высшее руководство признавало это политически целесообразным. А в деле Лю Чжицзюна, как полагают, это вполне вероятно.

Министерство железных дорог он возглавил еще в 2003 году. Товарищ Лю считался выдвиженцем т.н. «шанхайской группировки» во главе с бывшим председателем КНР Цзян Цзэминем и вел себя с такой крышей очень уверенно. В частности, посмел вступить в схватку с фракцией во главе с Ху Цзиньтао, который до ноября прошлого года был генсеком ЦК компартии Китая и только в минувшем марте ушел с поста главы государства. Приговоренный сейчас к смерти железнодорожный босс дерзко блокировал планы своих оппонентов по слиянию его ведомства с министерством транспорта и, видимо, за это поплатился.

В прессу была сброшена информация о разгульной жизни товарища Лю — многочисленных любовницах, парке шикарных лимузинов, трех с лишним сотнях квартир. В феврале прошлого года его сняли с должности и поместили под арест. Затем исключили из партии. В минувшем апреле экс-министру предъявили официальные обвинения, суд начался в начале июня и продолжался месяц. Обвиняемый, как водится в Китае, во всем признался, во всем покаялся.

Надо пояснить, что железные дороги в КНР — это государство в государстве. По протяженности трасс (почти 87 тыс. км) Китай уступает только США. Идет самая активная модернизация и расширение этой сети. Например, по длине высокоскоростных железных дорог Китай опередил всех в мире — и Японию, и Европейский союз. В КНР действует пока единственная в мире трасса с поездами на магнитной подвеске. Построена самая высокогорная на планете железнодорожная линия в Тибете.

Однако одновременно железные дороги в КНР давно стали символом воровства, расточительности и всевозможных махинаций. Строительство тех же высокоскоростных дорог сопровождалось сообщениями в масштабной коррупции и гигантскими долгами перед строителями. Есть и большие претензии к качеству: в 2011 году Китай был потрясен столкновением двух суперэкспрессов у города Вэньчжоу в провинции Чжэцзян, когда погибли почти 40 человек. Вину за катастрофу списали на экс-министра, который считался главным инициатором строительства скоростных дорог.

Законодательство в Китае, кстати, позволяет приговорить к смерти за взятку на сумму уже более 100 тыс. юаней. И людей в КНР казнили за получение подношений куда более скромных, чем те, которые значатся в деле Лю Чжицзюну. Вынесение ему «смертного приговора с отсрочкой» расценивают как нежелание нынешних властей КНР чрезмерно обострять отношения с «шанхайской группировкой», к которой, кстати, был близок нынешний генсек ЦК и председатель КНР Си Цзиньпин.

Тем не менее дело бывшего главного железнодорожника, бесспорно, будет использовано в пропагандистских целях как подтверждение того, что руководство Китая ведет беспощадную борьбу с коррупцией, без оглядки, как говорится, на заслуги и чины. Пока, правда, не ясно, последуют ли новые громкие дела вслед за осуждением товарища Лю, хотя в прессе уже назывались некоторые имена.

Ну а министерство железных дорог в марте было все же упразднено и расчленено. Коммерческие функции передали особой государственной корпорации, а административные — управлению при министерстве транспорта.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow