СюжетыКультура

Портрет медальера в зрелости

В Отделе личных коллекций ГМИИ им. Пушкина — «Помыслы и поступки: медали Джейн МакАдам Фрейд»

Этот материал вышел в номере № 84 от 2 августа 2013
Читать
В Москве открылась выставка Джейн МакАдам Фрейд. Работы пестрят символами и намеками, и только ленивый не вспомнит прадеда Джейн, который тоже работал с символами и искал все ответы в бессознательном. Но иногда банан — это просто банан
Изображение

Можно высыпать их на ковер и сложить историю, найти каждой из двенадцати бронзовых медалей, с двух сторон покрытых выпуклым рисунком, свое место в большом сюжете, например, о том, что видит перед собой в бреду умирающий художник Люсьен Фрейд, — его лицо вылеплено руками дочери на двух медалях, и первую, ту, на которой он еще жив, мы поставим в начале, а та, где он мертв, будет замыкать историю. В промежутке он видит образы, которые тоже отпечатались на медалях: яблоки, раскрывшиеся бутоны, банки из-под кока-колы, оборачивающиеся женской шеей или змеей, зебры и рыбы, переплетающиеся с пальцами и абстрактными завитушками, — мы придумываем вымышленный сюжет, и не так важно, видел ли это всё Люсьен, хотя его родословная намекает — видел и не такое.

Люсьен — внук отца психоанализа Фрейда, а бронзовые медали — работы его дочери Джейн МакАдам Фрейд, приехавшей в Москву с небольшой выставкой «Помыслы и поступки».

Известно, что она медальер, скульптор, инсталлятор и режиссер, но у нас ее имя мало кому знакомо, хотя она выставляется в России не первый раз — два года назад в петербургском Музее сновидений Фрейда показывали цикл графических и цветных работ «Точка пересечения», не вызвавший, впрочем, особенного резонанса.

Фрейд неоднократно повторяла, что ее последняя выставка привязана к объективизму, придуманному американской писательницей Айн Рэнд, которая полагала, что человек должен быть эгоистом и жить ради себя, а общество, построенное на взаимной поддержке, — обречено. Чем ближе знакомишься с работами Фрейд, тем отчетливее понимаешь, что ссылки на объективизм — это скорее такой реверанс, посвящение Рэнд, а не реальное содержание выставки. Потому что каждая медаль — это маленький, размером с ладонь, знак памяти и тоски по утраченному другому. Медаль «No words» изображает открывающийся (аверс) и закрывающийся (реверс) бутоны и символизирует исчезновение иллюзий и надежд после теракта 11 сентября (поэтому неудивительно, что в первый момент видишь не бутон, а стоп-кадр взрыва и разлетающиеся по дуге обломки). Медали «Истина» и «Другой» изображают отца. Медаль «Пикассо» — нежный портрет художника, на затылке которого выгравирован фрагмент картины «Сон». Это есть и в других работах: забота о чем-то жалком и нежилом — и тщательное избегание своей персоны, вплоть до того, что на медалях нет авторского клейма и отпечатков пальцев.

Эти работы пестрят символами и намеками и иногда чересчур гордятся своей ложной многозначительностью, и только ленивый не вспомнит прадеда Джейн, который тоже работал с символами и искал все ответы в бессознательном. Но иногда банан — это просто банан, поэтому гораздо правильнее и важнее видеть в медалях то, что на них изображено. Они задуманы как тактильные объекты, и выставка сильно проигрывает оттого, что бронзовые кругляши нельзя ощупать, взвесить на ладони, почувствовать их холодную металлическую тяжесть, согреть в руке. Когда-нибудь они попадут к внукам Джейн, когда тем будет совсем еще мало лет. Втайне от родителей они заберутся на чердак и станут рыться в старых вещах, открывать пыльные коробки и листать пожелтевшие книги. И в одном ящике обнаружат завернутые в материю медали. Развернут, конечно. Повертят в пальцах. Сложат историю.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow