КолонкаПолитика

«Меня удалили с участка в первые пятнадцать минут…»

Заместитель директора «Новой» не смог выиграть в ролевой игре «Наблюдатели против фальсификаторов»

Этот материал вышел в номере № 84 от 2 августа 2013
Читать

26 июля «Справедливая Россия» начала серию образовательных ролевых интерактивных игр «Наблюдатели vs Фальсификаторы» для обучения общественных контролеров на предстоящих москвичам 8 сентября выборах.Я, член участковой избирательной комиссии от «Справедливой России» с правом решающего голоса, принял участие в этой учебной схватке длительностью четыре часа, развернувшейся в ста метрах от решетки зоопарка.

После вводной лекции около половины из трех десятков участников (тех, что имели опыт работы на выборах) записали в члены двух условных УИК. При этом было объявлено, что по распределению ролей (соответствующему реальному опыту всех участников) в каждой комиссии присутствуют один, максимум два честных сотрудника. Загрустивших неопытных, в том числе и меня, записали в наблюдатели, как в песне: «А грустных оставил в солдатах — авось, ничего».

Каждый получил условный паспорт с пропиской, серией и номером. Все игроки оказались с Кривоколенного переулка, примыкающего к редакции «Новой газеты». В бюллетенях значились Белов и Чернов. По условиям все были обязаны голосовать только за Белова. У членов комиссий задача другая.

Перечисляю реальные инструменты председателя и власти вообще, которые нам продемонстрировали:

  • отстранение любого члена УИК от своих обязанностей в любой удобный момент;
  • организация незаконных списков избирателей и целых предприятий (непрерывного цикла);
  • отправка неудобных членов комиссии с выносными урнами на целый день по участку;
  • удаление любого наблюдателя и журналиста с помощью милиции как мешающего процессу;
  • незаконная агитация на дому в момент голосования по заранее составленным собесом спискам пенсионеров;
  • вброс фальшивых бюллетеней в урну или в процессе их подсчета (специальное создание неразберихи и хаоса при подсчете).

Это не исчерпывающий список.

А вот почти полный список инструментов общественного контроля: негромко протестовать, заявлять об особом мнении и оформлять его письменно, убеждать милицию действовать по закону, предъявляя его текст (только печатный, и принести его с собой — председатель комиссии свой законный экземпляр, полученный от государства, никому не даст), сопровождать урны, заглядывать в паспорта, сверять списки заранее и настаивать на их исправлении (без гарантии результата), грозить прессой и оглаской, преследовать председателя комиссии всю ночь после подсчета бюллетеней в ожидании незапланированного пересчета, требовать правильного оформления копии протокола на руки.

После трех часов игрового голосования бывалые члены условных УИК наголову разгромили неопытных наблюдателей (меня «милиция» удалила с участка в первую четверть часа). Специально выделенные сотрудники УИК сумели отвести внимание наблюдателей от секретарей, выдававших бюллетени по открепительным удостоверениям. На первом участке за Чернова насчитали 9 бюллетеней, на втором 14 (хотя и зафиксировали вброс). Притом что всего голосовало не более трех десятков игроков.

Всего до выборов организаторы учебы готовы прогнать через этот конвейер четыре тысячи общественных контролеров. Сколько придет реально, не знает никто. Но мы были первыми.

Мои выводы. Легальная партия, чурающаяся радикальных шагов, вынуждена готовить своих членов избиркомов практически к войне. Появление такой воли к сопротивлению уже и у парламентских партий вселяет надежду.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow