Сюжеты

Ноги в руки — и гулять

Исследуем московские пешеходные зоны

Фото: «Новая газета»

Этот материал вышел в № 84 от 2 августа 2013
ЧитатьЧитать номер
Общество

Ольга ГладышеваЕкатерина Проворная«Новая газета»

 

Московское правительство озаботилось созданием дружелюбной городской среды. Чтобы оценить ситуацию, на помощь пригласили Яна Гейла, датского архитектора, основателя фирмы Gehl Architects, консультанта по городскому дизайну. Подводя итоги исследования, Гейл сделал вывод: Москва непригодна для пеших прогулок. Не хватает парков, скверов, пешеходных зон. Именно над этим сейчас и работают несколько столичных департаментов.

Перекресток Рождественки и Кузнецкого. Фото: Анна Артемьева/«Новая газета»

Московское правительство озаботилось созданием дружелюбной городской среды. Чтобы оценить ситуацию, на помощь пригласили Яна Гейла, датского архитектора, основателя фирмы Gehl Architects, консультанта по городскому дизайну. Подводя итоги исследования, Гейл сделал вывод: Москва непригодна для пеших прогулок. Не хватает парков, скверов, пешеходных зон. Именно над этим сейчас и работают несколько столичных департаментов.

К концу июля обещали отремонтировать Никольскую — не успели. В сентябре пешеходной станет Большая Дмитровка. До конца года планируется завершить еще 19 маршрутов (всего их будет 23), а общая протяженность всех пешеходных зон составит 25 километров.

Корреспонденты «Новой» прогулялись по нескольким маршрутам (готовым и будущим).

 

Никольская улица

От Лубянки до Кремля можно гулять, не оглядываясь на проезжающие машины. «Эта улица на первый взгляд небольшая, но значимая, — авторитетно заявляет Петр Бирюков, заместитель мэра Москвы по вопросам ЖКХ и благоустройства. — Свернув налево, попадаем на Красную площадь, направо — к Манежной площади, Тверской улице, пешеходным зонам. Так весь центр станет пешеходным».

Никольскую не успели отремонтировать в срок. На сайте правительства Москвы  ее обещали завершить к концу июля, но здесь все еще кипит работа. Прораб размашистыми жестами указывает рабочим, где мести, куда перетаскивать, как подкрашивать. Пешеходы протискиваются между металлическими перегородками и бытовками.

Старая Москва — школа Славяно-греко-латинской академии, Печатный и Монетный двор, доходные дома — теряются в пыли стройки.

Здесь планируется создать два сквера: один вместо забора у дома №11, а другой — на пересечении с Богоявленским переулком.

 

 

Новокузнецкая — Болотная

Маршрут Новокузнецкая — Болотная пока что пешеходным не назовешь. Асфальт на Пятницкой изрезан трещинами. На узких тротуарах суетится народ: подбирают сумки, поджимают плечи, прячут локти — лишь бы не задеть идущих рядом пешеходов. Через толпу пробирается рабочий с ведрами штукатурки.

— Гулбек! Сюда! — зовут его товарищи по стройке. Гулбек пыхтит и пытается не задеть ведром чью-нибудь штанину.

На двухполосной дороге полно машин. У светофоров скапливаются толпы. Лавочек, конечно, нет — узко. Никакие ремонтные работы на улице еще не ведутся.

С шумной и пыльной Пятницкой сворачиваем в Климентовский переулок. Улицу тоже не начали ремонтировать, но пешеходы уже заняли однополосную проезжую часть. Прямо на дороге торгуют цветами, несколько бабушек суетятся у книжного развальчика.

Далее через Ордынский тупик выходим к Лаврушинскому переулку. Здесь, как всегда, толпа туристов и очереди в Третьяковку. Машин нет: переулок уже давно считается пешеходным, но благоустройство продолжается. Дорога уложена аккуратной плиткой. Многие фасады на реставрации. В Лаврушинском не хватает уюта: ни лавочек, ни кафе. Напротив Третьяковки неприступная фортификационная система из серых фасадов. Вниз по переулку, там, где он перетекает в Кадашевскую набережную, — масштабная стройка. Территория затянута сеткой, а внутри пустырь с песчаной насыпью. Из неуютного Лаврушинского попадаешь на еще более неуютную Кадашевскую набережную. Здесь старую двухэтажную Москву перекроили под офисный центр. Тротуар хочется преодолеть как препятствие: вдоль узкой асфальтовой кромки движется поток машин.

Пересекаем Лужков мост и идем на Болотную площадь. Почти пустую, плохо убранную. По ночам здесь играют с огнем: фаерщики размахивают пламенными шарами под барабанный бит пришедших на огонек музыкантов. Болотную планируют окольцевать пешеходной зоной — то есть расширить тротуары, обложить их гранитом, установить лавочки и торшеры — и из площади протеста сделать идиллический уголок для тихих прогулок. Получится ли?

Болотная площадь со всех сторон окружена дорогами. Пока мы шли вдоль проезжей части, к нам прямо на тротуар вырулил черный «мерс» и поехал по пешеходной территории, потом нас здесь же обогнал мотоциклист… Вопрос: куда деваться машинам, если здесь расширят тротуары? Да и прогуливаться под нервные сигналы автомобилистов, дышать пылью и созерцать эстакаду не очень приятно. Чтобы хоть как-то оправдать пешеходную зону вокруг Болотной, перебираем критерии из плана департамента. Наличие особо значимых объектов культуры, рекреации? Традиционные пешеходные маршруты? Да, действительно, за полтора года протестов исходили здесь немало...


 

Никольская. Фото: Анна Артемьева/«Новая газета»

 

Тверской район

На Большой Дмитровке когда-то жили кузнецы из города Дмитрова, а теперь здесь «живут» бутики и государственные учреждения (например, Генпрокуратура и Совет Федерации). К концу августа здесь собираются расширить тротуары и обустроить пешеходную зону с лавочками и уличными фонарями. На отрезке Тверской проезд — Охотный ряд движение будет полностью закрыто, а на маршруте до Страстного бульвара проезжую часть сузят до одной полосы и сровняют ее с тротуаром. Пока неизвестно, будет ли этот маршрут открыт для всех машин, или же только для сенаторских и прокурорских.

В то, что пешеходный маршрут здесь откроется уже к концу августа, верится слабо, ведь к оборудованию улицы еще даже не приступали, только у переулков дожидается заготовленная плитка.

Выходим на Тверскую площадь, где стоит памятник Юрию Долгорукому. Здесь зону для пешеходов уже обустроили, под ногами не асфальт, а новая плитка, вокруг памятника цветут клумбы, установленные на месте парковок, окружавших монумент долгие годы. Скверик с фонтаном удачно дополняет зону отдыха, в жаркие деньки свободных лавочек не найдешь.

Обойдя памятник, попадаем в Столешников переулок, который и раньше был пешеходным, но каким-то непривлекательным — с эксклюзивными парковками и элитными бутиками. Сегодня въезд в Столешников перекрыли, бутики остались нетронутыми, но кардинально изменился внешний вид: теперь здесь гуляет народ, а кафе вынесли столики и открыли летние веранды.

От Большой Дмитровки до улицы Рождественка проходит новый пешеходный маршрут по Кузнецкому Мосту. Небольшая площадка напротив ЦУМа весь июнь притягивала к себе отдыхающих: здесь установили сцену и устраивали концерты (в рамках фестиваля «Москва — лучший город земли»). А сейчас — ближе к вечеру — здесь собирается молодежь. Мимо на самокате проезжает человек в строгих брюках и белой рубашке. Рукава закатил, сумку на руль повесил, свободной рукой выбирает в плеере песни для вечернего плей-листа. Встречный ветер стирает остатки офисной серьезности. Человек укатывает по направлению к метро.

Самой необустроенной пока остается улица Рождественка. Все дома завешены строительной сеткой, ремонтируют фасады зданий. Кое-где открылись летние веранды, но обедать на стройке — сомнительное удовольствие.

 

Площадь Европы — площадь Гагарина

До конца 2013 года правительство Москвы обещает сделать пешеходным длинный маршрут от площади Гагарина до площади Европы (6,5 км). Ремонт тут еще не начался.

Переходим крытый пешеходный мост Богдана Хмельницкого: здесь киоски с сигаретами, едой и одеждой. На выходе с моста попадаем в уютный переулок, свернув из которого продвигаемся от улицы Плющиха до улицы Еланского — маршрут спокойный и немноголюдный. Здесь пустовато: только несколько палаток с фастфудом. Зато в конце улицы — тихий и уютный сквер Девичьего Поля. Листва отцветшей липы сочится медовым солнцем. В скверике гуляют мамы с ребятишками.

Пока неизвестно, перекроют улицу целиком или просто ограничат движение машин, но уже сейчас здесь приятно ходить.

С улицы Еланского сворачиваем в переулок Хользунова, несколько позже перед нами открывается калитка парка «Усадьба Трубецких в Хамовниках».

Пройдя станцию метро, через маленький тенистый скверик (который еще нужно благоустраивать) на 1-й Фрунзенской переходим на Пушкинский мост. Открывается просторный вид на реку, исчерченную дорожками от проплывающих теплоходов. Спускаемся с моста и попадаем в парк Горького. Через Титовский проезд — на Ленинский проспект. Многополосный, пыльный, серый. Надо сказать, что маршрут в 6,5 км очень утомителен, и далеко не каждый пешеход сможет осилить такое расстояние. Пока маршрут еще не готов, ориентироваться можно только по схеме с сайта департамента капремонта — поэтому мы заблудились.

— Как выйти к площади Гагарина? — спрашиваем у охранника какой-то огороженной территории. Тот вышел из будки. Расплылся в улыбке.

— А вам, девочки, туда, вперед, и встретит вас Юра с горячими объятиями!

Усталые, не понимаем, что за Юра нас встретит. Но через несколько минут пути «туда, вперед» выходим на Ленинский проспект, над которым возвышается титановый Гагарин.


Фото Анны АРТЕМЬЕВОЙ


* Арбат будут реконструировать осенью, к его 520-летию; в рамках ремонтных работ, на которые выделили 10 миллионов долларов, планируется замостить улицу гранитом, сделать подсветку и освободить арки от кафе, чтобы открыть вид на арбатские дворики. — Ред.

 

КОММЕНТАРИИ

Департамент культуры Москвы:

— В 2012 году в городе выполнено обустройство пешеходной зоны Тверского района (Столешников переулок — Камергерский переулок — ул. Кузнецкий Мост — ул. Рождественка. В границы пешеходной зоны входит Тверская площадь и примыкающий к ней участок Тверского проезда до Тверской улицы). Это первый участок, который призван решить задачу создания максимально комфортных условий для пешеходных прогулок с учетом имеющегося мирового опыта.

На пешеходных зонах успешно развиваются такие виды активностей, как фестивали, выставки, перформансы, спектакли, арт-инсталляции, кинопоказы, выступления уличных музыкантов, выступления детских коллективов, открытые уроки художественных, музыкальных, театральных школ, книжные базары, ярмарки сезонных продуктов, гастрономические фестивали.

Создание пешеходных зон сильно влияет на городскую атмосферу, появляются новые точки притяжения, появляются комфортные условия для прогулок москвичей и туристов, для осмотра достопримечательностей и посещения объектов, расположенных на их территории.

Трудности возникают лишь с несанкционированной торговлей, которые в целом удается решать.

 

Зоя ХАРИТОНОВА, архитектор, участвовала в разработке пешеходной зоны Арбата:

― В 70-х я работала в институте Генплана, и уже тогда были определены основные пешеходные маршруты, просто на реализацию этих проектов в бюджете не было денег. Очевидно, что улицы должны стать пешеходными. Они и раньше были наполнены людьми. Например, очень востребован в качестве пешеходной зоны Столешников переулок, потому что он связывает Тверскую и Петровку. В 70-е по Столешникову шли тысячи людей, потому что там были столовые, кафе, кондитерские. Сейчас переулок опустел, потому что там в основном дорогие магазины. Да, поставили лавки и стоящие огромных денег цветочницы из полированного гранита. Но для кого? При создании пешеходных зон гораздо важнее сохранить функцию улицы, а не нагромождать ее цветочницами. Никольская улица ― это удобная пешеходная зона, потому что она обладает транспортной доступностью, то есть находится между метро «Лубянка» и «Охотный Ряд». А вот Рождественка, например, транспортным удобством не обеспечена: кусок улицы сделали пешеходным, но это ни туда ни сюда. Разрабатывать пешеходные зоны нужно с умом, а не наскоком. Чтобы по улицам гуляли, при разработке проектов необходимо учитывать их транспортную доступность, а также психологию пешехода. Так, например, на пешеходных маршрутах нужно предусматривать места для отдыха.

 

Станислав КРЫМОВ, руководитель проектов направления «Реформы в сфере недвижимости» фонда «Институт экономики города»:

― Достаточно сложно оценить качество подготовленных и реализованных проектов. Эти проекты не проходили серьезного публичного обсуждения, а информация, которая есть в открытом доступе, почти не дает возможностей для серьезного анализа ― ближайшие годы покажут, насколько эти замечания обоснованны.

Как разработчики законопроекта «О благоустройстве в городе Москве» мы можем объяснить, почему нужно создавать многофункциональные территории общего пользования, и прежде всего — пешеходные зоны. Создание таких территорий — это один из основных трендов городского развития на Западе в последние десятилетия. В России, как показывают опросы, подавляющая часть жителей полагает, что у нас нет качественных городских территорий общего пользования. Они нужны не только «пешеходам», они нужны бизнесу: доступ к качественным открытым зонам значительно повышает стоимость недвижимости, а из-за большего количества проходящих людей увеличивается прибыльность.

Правительство Москвы переламывает тенденцию по нефункциональному использованию общественных пространств.

Можно дать ряд рекомендаций, как усилить эффект от таких проектов.

В мировой практике очень распространены так называемые Business Improvement Districts (территории, благоустроенные силами коммерческих организаций). Как правило, это деловые кварталы городов (Чайнатаун в Лос-Анджелесе, Уолл-стрит в Нью-Йорке), пешеходные улицы, на которых расположены магазины и/или предприятия общественного питания (Люнебургерштрассе в Гамбурге, 3-й Стрит-променад в Санта-Монике) и т.д. Например, в США с 1974 года появилось более 1200 BID. Данный механизм позволяет обеспечивать выполнение работы по благоустройству, в том числе при участии бизнеса.

В реализации проекта важна не только техническая сторона, но и грамотное планирование и финансирование стратегий использования таких территорий (в том числе в разные сезоны). Иногда проект на макетах выглядел хорошо и интересно, но успехом у населения не пользовался.

 

Александр ШУМСКИЙ, руководитель проекта probok.net:

― Как показала практика, особого вреда автомобильному движению создание пешеходных зон не наносит. Те, кому действительно надо в центр, просто заранее выбирают другие пути и варианты проезда. 
Например, на Никольской улице машин никогда не было много, поэтому закрытие таких улиц не имеет никаких серьезных последствий для автопотока. В конце концов, чем меньше машин, тем меньше пробок на дорогах. Не имея возможности проехать в центр, автомобилисты стараются и не ехать. 

 

Илья ВАРЛАМОВ, автор «Городских проектов», блогер:

― Проблема пешеходных зон ― в самой инфраструктуре, потому что решение об их создании приняли достаточно спонтанно, не было структурированного проекта. А такие важные вопросы нужно планировать тщательно, привлекать архитекторов на конкурсной основе. Должен готовиться проект. Новые пешеходные зоны повторяют опыт Арбата, который сейчас превратили в рынок. А ведь Арбат делали по той же схеме: положили плиточки, поставили фонарики. Все делается впопыхах. Хотелось бы более системного подхода.


Никита ТОКАРЕВ, доцент мастерской экспериментального учебного проектирования (МАРХИ), директор архитектурного бюро «Панорама.сom»:

― Пешеходные зоны в центре ― хорошее начинание. Наш город очень неудобен для пешеходов, мы это чувствуем каждый день. Но при реализации замысла хорошо бы помнить о двух обстоятельствах. Не повторять опыт Арбата, который стал чисто туристическим местом, где жителям делать нечего. Жизнь окрестных жителей скорее ухудшилась, за элементарными продуктами нужно далеко ходить, все обслуживание шаговой доступности исчезло. И второе ― делая пешеходную зону, не забывать о развитии прилегающих кварталов, не ограничиваться ремонтом фасадов, стимулировать приток активности, нужной городу, например, через льготную аренду для определенных видов деятельности. Тогда есть шанс получить живой организм, а не потемкинскую деревню.

 

Мосгорсправка

Основные пешеходные зоны:

  • Столешников переулок — Камергерский переулок — ул. Кузнецкий Мост — ул. Рождественка (готово)
  • Тверской проезд — Тверская пл. (готово)
  • Никольская улица (по плану — 31 июля 2013, пока не готово)
  • Большая Дмитровка (конец августа 2013)
  • Ст. м. «Новокузнецкая» — ул. Пятницкая — Климентовский пер. — Ордынский туп. — Лаврушинский пер. — Кадашевская наб. до Болотной наб. (2013)
  • Пл. Гагарина — пл. Европы (2013)
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera