СюжетыКультура

Афиша

Культурные события следующей недели

Этот материал вышел в номере № 84 от 2 августа 2013
Читать

Доподлинно неизвестно, когда, где и кем был придуман рецепт приготовления мороженого. Говорят, еще Александр Македонский был не прочь побаловаться ягодами и фруктами, замороженными в снегу, за которым в горы посылали самых быстроногих рабов — чтобы снег не успел растаять. А китайский император Танг, живший позже, но тоже давно — в XII веке, умел приготовлять смеси из молока и льда. Об этих и других версиях происхождения лакомства можно будет узнать на лекциях об истории мороженого вообще и традициях московских мороженщиков в частности в ходе Фестиваля московского мороженого 3 августа. Кроме них на Кузнецком Мосту и на площади перед Цирком на проспекте Вернадского гостей фестиваля будут ждать викторины и конкурсы, летний каток и запуск облаков в виде мороженого, намораживание сорбетов и пломбиров жидким азотом, арт-объект «Я люблю Москву» (в виде вафельного стаканчика и воздушных шариков для росписи и разукрашивания), мастер-классы по приготовлению вафель для мороженого, а также собственно мороженого — всевозможного, включая жареное, и, разумеется — а как же без этого — удивительные дегустации. Как говаривал старик Хоттабыч, «это вкуснее самого дивного щербета. Даже при царе Сулеймане ибн Дауде я не едал такой роскоши».

Начало фестиваля в 11.00

Выбор Плахова

Фестиваль отечественного кино «Московская премьера» и «Цурцум-кафе», что на «Винзаводе», объявили о совместном проекте: в «Цурцум-кафе» будут проходить показы лучших российских фильмов, участвовавших в «Московской премьере» на протяжении десяти лет ее истории — и отобранных из 350 наименований известным кинокритиком Андреем Плаховым. После показов будут проходить обсуждения фильмов с участием их авторов. На предстоящей неделе — два провинциальных анекдота об «унылом нелюбопытстве людей, задавленных обстоятельствами быта». Сегодня на экране — «Однажды в провинции» режиссера Кати Шагаловой, получивший приз «Фипресси» на ММКФ 2008 года. А 8 августа «на ковер» будет вызван режиссер Николай Досталь и его картина 2005 года «Коля-перекати поле», восемь лет назад завоевавшая несколько наград на российских кинофестивалях, а исполнители ролей второго плана Сергей Баталов и Ирина Розанова так и вовсе получили премии «Ника».

4-й Сыромятнический пер., 1, стр. 6. Начало сеансов в 20.00

На прошлой неделе начался ремонт фасада Провиантских складов на Зубовском бульваре — музейный комплекс в составе Музея Москвы примерно на месяц забран в строительные леса. Музейщики решили не терять это время даром и запустили занятный фотопроект «Москва — единство непохожих»: вместо лесов москвичи могут созерцать 32 большие фотографии горожан разных национальностей и профессий в период с начала XX века и по сегодняшний день. Проект интересен тем, что наглядно показывает, как изменились типажи столичных жителей и сам город за прошедшие сто лет. Тут и продавцы-лоточники времен Российской империи, и читатели «Советской России» 1960-х годов, и городские гулянья середины прошлого века, и современные музыканты, строители, студенты. Сквозь каждый снимок, особенно старинный, проглядывает сама Москва, город, так сказать, контрастов, город перемен. Фотографии хорошо видны как проезжающим по Садовому автомобилистам, так и пешеходам с противоположной стороны бульвара.

Зубовский б-р, 2. До 15 августа

Автор как минимум двух бесспорных шедевров — «Нового кинотеатра «Парадизо» и «Легенды о пианисте», мастер красоты на экране сценарист и режиссер Джузеппе Торнаторе продолжает черпать вдохновение на чердаках Старого Света. Его новый фильм «Лучшее предложение», вышедший вчера в российский прокат, воспроизводит изысканно-нервозную атмосферу европейских аукционных домов с их болезненными вопросами искусства и — шире — богатством, аферами и страстями. Историю таинственной незнакомки, которая вдруг возникает в жизни высокомерного, зацикленного на гигиене, но не слишком чистоплотного в делах главы аукционного дома и коллекционера, стоит смотреть хотя бы ради харизматичного Джеффри Раша. Следить за тем, как его холодный персонаж постепенно обнаруживает, что у него есть сердце, чрезвычайно увлекательно. Добавьте к этому прекрасную Сильвию Хукс в роли страдающей агорафобией незнакомки, тайну призрачного автоматона, собираемого гениальным механиком в исполнении Джима Стерджесса. Добавьте артистично седобородого и уютно «твидового» Дональда Сазерленда в одной из ролей второго плана. Добавьте музыку Эннио Морриконе и роскошные интерьеры, напичканные, как и весь фильм, деталями и аллюзиями с одержимостью культуролога-маньяка. Добавьте это всё — и получите весьма суггестивную художественную реальность триллера с каверзным сюжетом, шарадами про искусство и людей и нешаблонной любовной линией.

Буквально феерично

Продолжается стартовавший в середине июля Московский международный фестиваль фейерверков. На предстоящей неделе пройдут шестое и седьмое из одиннадцати запланированных вечерних пиротехнических шоу. 4 августа разноцветные снопы огненных стрел раскрасят небо над парком Сокольники (Сокольнический Вал, 1), сопровождаемые живой музыкой настоящего московского ансамбля «Мегаполис».

А 9 августа огненные картины будут сменять друг друга над музеем-усадьбой «Кузьминки» (Тополевая аллея, 6). Там за музыкальную часть искрящегося спектакля будет отвечать Евгений Маргулис. Авторами фейерверков станут лучшие команды из России, стран СНГ и дальнего зарубежья.

Начало шоу — в 21.30

Было время — были девяностые, одной из главных групп которых были The Smashing Pumpkins с амбициозным нарциссическим тираном Билли Корганом во главе. Его идеи во многом определили появление и расцвет гранджа как жанра. Его депрессивными творческими поисками определялись разброд и шатания группы на протяжении вот уже четверти века. Тут и традиционные алкогольная и наркотическая зависимость, и фирменная «стена звука», и первые позиции в чартах, и истерические смены составов, и распад в конце 2000-го. После воссоединения группа выпустила аж два альбома. Но если Zeitgeist 2007 года звучал как старые добрые The Smashing Pumpkins, то прошлогодний мегаломанский Oceania убедительным не назовешь. Разумеется, песням с него в сет-листах группы находится достаточно места — таковы законы шоубиза; к тому же сопровождаются они видеоартом, за который отвечает художник Шон Ивэнс, автор новой визуальной концепции шоу Роджера Уотерса The Wall. Но при этом Корган со товарищи все чаще и все больше исполняют на концертах старые «боевики». Двадцатилетие прорывного альбома Siamese Dream — альбома, записанного на пределе эмоций и впитавшего в себя тяжелый металл, нойз, шугейзинг, прогрессив-рок и классический стадионный рок, — только добавляет проверенным хитам концертной легитимности. 6 августа это можно будет проверить в клубе Stadium Live.

Ленинградский пр-т, 80, корп. 17. Начало в 20.30

Шедевры японских хайку и танка оживут на ваших глазах под кистью каллиграфа Эны (Екатерины Назаровой), а воспеваемые ими образы воспарят под чарующие звуки сякухати Коити Ёсиды на концерте «Рисуя звуком», который состоится 7 августа в Московской консерватории в рамках VII Международного музыкального фестиваля «Собираем друзей». Сякухати — это традиционная японская бамбуковая флейта, известная благодаря уникальному тембру, схожему с самыми разными звуками природы. В Средние века на ней играли странствующие монахи комусо, стать одним из которых мог только самурай, отошедший от мирских дел: он приходил в храм и получал флейту в обмен на свой меч. Считалось, что комусо, играющий на сякухати, способен достичь просветления. Так что этот концерт — возможность соприкоснуться с духовными сокровищами многовековой культуры Японии, к которым, безусловно, относится и каллиграфия, искусство, требующее максимальной сосредоточенности и спонтанности исполнения.

Ул. Б. Никитская, 13/6. Начало в 19.00

Музей-заповедник «Царицыно» отмечает 1025-летие крещения Руси выставкой церковного искусства «Благовестие красоты». Среди экспонатов нет исторических — выставленные иконы и вышивка выполнены учениками и преподавателями московских иконописных школ, однако выполнены с сохранением всех древних традиций и канонов, с соблюдением аутентичной технологии. При написании образов художники обращались к разным эпохам и школам древнерусской и византийской иконописи, делали списки с известных чудотворных икон, хранящихся в российских музеях. Так что эта выставка — возможность хотя бы поверхностно познакомиться с историей русской иконописи. На ней представлены иконы как широко распространенных сюжетов («Спаситель», «Божия Матерь с Младенцем», «Рождество», «Святитель Николай Мирликийский», «Святая великомученица Варвара» и др.), так и достаточно редких, как, например, икона «Исход души из тела», составленная на основе древней византийской миниатюры. Золотое шитье, в свою очередь, представлено предметами церковного облачения.

Ул. Дольская, 1. До 8 сентября

Счастье по-итальянски

Лучший кинотеатр столицы «35мм» продолжает радовать своими проектами национального кино из разных уголков планеты. 7 августа стартует Felicita Italiana — мини-фестиваль итальянских комедий, объединенных темой семьи — если не в прямом, то в переносном смысле. Фестиваль откроется лентой «Чужое лицо» Паппи Корсикато — штатного хулигана итальянского кино, сатирика и немного эротомана, не боящегося играть на поле «дурного вкуса», — о реалити-шоу косметической хирургии и афере со страховкой.

Подхватит эстафету «Каждый божий день» Паоло Вирдзи про то, как сохранить достоинство, претерпевая очередное фиаско, как не споткнуться на новой ступени семейной жизни, как не растратить в бытовых конфликтах нежность к близкому человеку.

В лиричном и гомерически смешном «Белорусском гладиаторе» Массимо Андреи — три главных героя, три противоположности, вынужденных притираться друг к другу и находить в совместном существовании шаткую гармонию, и один из них — сам Вечный город.

Фильм «Здравствуй, папа» Эдоардо Лео — бенефис звезды итальянского кино Рауля Бова. Он играет молодящегося человека, вдруг обнаружившего себя отцом взрослой дочери, играет с силой и убедительностью, обычно несвойственной несерьезным мелодраматическим комедиям.

Режиссер Джузеппе Пиччони снял безупречный фильм, конгениальный нашему шедевру «Доживем до понедельника». Школьный год — и чудесный, и ужасный — показан в его «Красном и синем» с разных точек зрения; и вряд ли кто-то сможет остаться равнодушным и удержаться от собственных воспоминаний.

«Невероятные приключения итальянцев в Америке» (на самом деле название фильма можно перевести как «Штаты? Никогда!») Карло Ванцина повествуют о пятерке очень разных неудачников, оказывающихся внебрачными детьми миллионера, оставившего им по завещанию кругленькую сумму.

Наконец, фильм Массимилиано Бруно «Да здравствует Италия!», которым завершится фестиваль, — это комедия политическая, причем в высоком смысле этого слова. За гротескным семейным портретом — панорама разных социальных слоев, сквозной мотив фильма — конституция, статьи которой реальность проверяет на прочность.

Фильмов, где внятная гражданская позиция и зрелищность уживаются так органично, катастрофически не хватает нам.

Все фильмы программы демонстрируются на итальянском с русскими субтитрами.

Ул. Покровка, 47/24. Начало сеансов в 19.00 и 19.30. Расписание — здесь:

www.kino35mm.ru/ru/schedule

Из горячей точки

Фотожурналист Дмитрий Костюков, долгое время работавший в «Коммерсанте» и сотрудничавший с The New York Time, Financial Times, International Herald Tribune, France-Presse и многими другими агентствами и изданиями, снимал российско-грузинский конфликт пятилетней давности от начала до конца. Он приехал, когда российские войска входили через Рокский тоннель в Южную Осетию, уехал, когда войска выходили через тоннель в Северную Осетию. 7 августа в рамках проекта Центра фотографии им. братьев Люмьер «PhotoСреда» он расскажет о событиях, свидетелем которым стал, поделится с вами опытом работы в конфликтных ситуациях: как это — снимать в горячих точках, на митингах и демонстрациях, как остаться целым и сделать хороший фоторепортаж, когда вокруг стреляют, разгоняют и творится полная неразбериха, как не поддаться панике и продолжать снимать. Билет на встречу с фотографом позволяет посетить все текущие выставки Центра, а это «Московские истории. ХХ век. Часть II (1960—1990-е годы)», открытая до 8 сентября, и «Сопричастность. Диего Ривера и Фрида Кало» (продлена до 29 августа).

Болотная наб., 3, стр. 1. Начало в 19.00

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow