СюжетыКультура

Элизиум для випов

Кино как социальный прогноз

Этот материал вышел в номере № 86 от 7 августа 2013
Читать
В начале августа выходит долгожданный «Элизиум: Рай не на Земле» — неглупый фантастический хард-триллер Нила Бломкампа, режиссера «Района № 9»

Летом экран полностью и бесповоротно отдан на откуп крупнокалиберным заокеанским легионерам. С мегабюджетными блокбастерами солидных мэтров Гора Вербински и Гильермо дель Торо «Одинокий рейнджер» и «Тихоокеанский рубеж» по сборам конкурирует легковес, скромный хоррор «Заклятие» стоимостью всего каких-то 20 миллионов. С учетом любви отечественной аудитории к «киносериалам», у боевитой комедийной франшизы «Рэд 2» с ветеранами Уиллисом, Малковичем, Фрименом и Мирен, подтвердившими распространенное мнение: разведчиков бывших не бывает, — неплохая перспектива. Она может обойти красивенькую комиксовую историю клинкового мутанта «Росомаха: Бессмертный».

И вот в начале августа выходит долгожданный «Элизиум: Рай не на Земле» — неглупый фантастический хард-триллер Нила Бломкампа

Это тот самый Бломкамп, что удивил почитателей кинофантастики, сочинив суровый псевдокьюментари «Район № 9» — злободневную социальную фантастику. Сенсационный дебют неизвестного южноафриканского парня стоимостью 30 миллионов претендовал на «Оскар» в четырех номинациях, в том числе «Лучший фильм», а в прокате собрал более 210 миллионов.

Действие новой саги разворачивается в XXII веке. Жители перенаселенной и корчащейся в катастрофах и неизлечимых болезнях Земли пытаются эмигрировать на искусственно созданную планету, точнее, громадную космическую станцию Элизиум. Спутник Земли в форме велосипедного колеса парит себе в космическом пространстве как олицетворение технологического рая. Здесь все гармонизировано и компьютеризовано, даже охрана. Здесь процветает медицина, люди не болеют и не стареют. Здесь живут в роскоши и неге не «блаженные и безгрешные праведники», как в мифологическом райском Элизиуме, а счастливые толстосумы. Стоит ли говорить, что на вожделенный Элизиум заказан путь рядовым землянам: здоровым и смертельно больным, задыхающимся в нечистотах, словно муравьи снующим по планете, превращенной в скопище криминальных грязных фавел.

Изображение

Символом неприступности «рая для избранных» становится министр обороны Делакурт (Джоди Фостер) — стальная леди объявляет смертный бой нелегальной миграции. Мэтт Деймон играет землянина Макса, «сына трущоб», хорошего парня с трудной биографией и тюремным прошлым. Он работает на конвейере, изготавливающем в радиационных камерах тех самых роботов, которые «сторожат» землян, контролируя их дисциплину. Но судьба потребует от простого парня подвига, и он…

Нет, не буду портить вам удовольствие от просмотра, пересказывая научно-фантастический триллер, подбрасывая в топку рецензии горящие спойлеры. Бломкамп умеет держать пружину экшена, а главное, способен создавать миры — выразительные и экспрессивные пространства, в которые без всякого 3D погружаешься с головой (этому Бломкамп научился у учителя, отца хоббитов, эльфов и гномов Питера Джексона, который и финансировал «Район № 9»).

В свой новый фильм 34-летний Нил Бломкамп (родом из Южной Африки) принес весь накопленный богатый опыт. Начинал он как художник-аниматор, потом работал специалистом по спефэффектам в The Embassy Visual Effects и в Rainmaker Digital Effects (сцены инопланетной жизни, космические шатлы, голографические компьютеры, экзоскелеты, дроиды и прочие роботы поражают фантазией и дотошным исполнением). К тому же в свое время Бломкамп иллюстрировал фотореалистичные сборники «Следующий век в авиации» и «Будущее автомобиля». Благодаря его опыту и, конечно же, мастерству одного из лучших футуристических дизайнеров Сида Мида («Бегущий по лезвию бритвы», «Трон», «Чужие», «Джонни Мнемоник» и «Миссия невыполнима-3») компьютерная графика бесшовно вписывается в натуру. Лос-Анжелес ХХII века превратился в трущобы, а снимали его в Мексике: мусор с одной из крупнейших в мире свалок под Мехико точнее любых компьютерных эффектов «изображает» ад на земле. Режиссер использовал и документальный стиль, отработанный в короткометражках и «Районе № 9», — в сценах кромешной преисподней, где не хватает воды, порядок контролируют роботы-полицейские, заправляют всем мафия и засланные с Элизиума «спящие агенты». Один из них, «веселый Роджер» — убийца с повадками и громогласным хохотом Джигурды, — сквозной герой фильма. В него перевоплотился старинный товарищ Бломкампа, продюсер и актер Шарлто Копли, игравший главную роль в «Районе № 9».

Джоди Фостер дождалась роскошной роли, ее министр Делакурт, прекрасно говорящая по-французски, — утонченная и элегантная нацистка, презирающая мягкотелых либералов, хладнокровно отдающая приказы уничтожать «нелегалов».

Бломкамп разворачивает социальный памфлет в миф, населяет его колоритными персонажами. И миф этот уже кажется не графическим романом, а концентрированным представлением совсем недалекого будущего — точнее, продолженного настоящего. В нем сверхстрогие антиэмиграционное законы, позволяющие пристреливать из сверхточных ракет неугодных благоустроенному обществу нелегалов. В нем есть «Бюро гражданского сотрудничества» — организация, которая держит Землю и ее граждан под неусыпным надзором. В нем сверхпродвинутая медицина… доступна исключительно для элиты. В нем процветает ксенофобия… и без врачебной помощи умирают дети. В нем новые технологии создают, перезагружают и уничтожают цивилизации. В общем, портрет маслом нашей некогда голубой планеты.

Как и в оригинальнейшем «Районе № 9», в новом фэнтези есть сценарные прорехи и недоработки. Есть мелодраматичность, педалирование на неизлечимых болезнях маленьких девочек. Возможно, продюсерам хотелось «утеплить» непримиримую брутальность Бломкампа, смягчить жесткую реалистичность, в которой слишком много «железа». Где дроиды и суперроботы вступают в схватку с человеком. А человек без экзоскелета или флешки, вживленной в мозг, — не герой. Но все вопросы и недостатки тонут в мощном гуманистическом посыле. «Элизиум» со всем темпераментом и рьяностью супербоевика отстаивает идеи философии ХХ века: «Мир и человек имеют будущее, только если человек находит в себе силы для того, чтобы не умирать, а творить этот мир, делая его более человечным».

И, как обычно, Бломкамп оставляет финал открытым. Долго после завершения фильма зрителя будет мучить вопрос: «Ну хорошо, а если несчастные и угнетенные люди завоюют стерильный просвещенный Элизиум, перенесутся миллиардами на его сверкающую поверхность? Что станет с раем?»

Узловая проблема по-прежнему не в форме устройства или технической продвинутости. Выделился ли окончательно человек из звероподобного состояния, о котором писал Демокрит? Или «мыслящий тростник», не способный преодолеть собственный эгоизм, обрек себя на то, чтобы превратиться в «тень вечности, промелькнувшую лишь на миг».

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow