СюжетыОбщество

Пастернак осваивается в Мучкапе

В Москве памятника, быть может, самому московскому поэту по-прежнему нет, но вряд ли по вине московского правительства

Этот материал вышел в номере № 86 от 7 августа 2013
Читать
В Москве памятника, быть может, самому московскому поэту по-прежнему нет, но вряд ли по вине московского правительства
Изображение

Но не только копии и стандартные бюсты украшают Мучкап.

С июля прошлого года на травке около Дворца бракосочетания, тогда же и открытого, пасется семья замечательных коней в авторском исполнении народного художника А.И. Рукавишникова. Композиция так и называется «Семья». Есть с кого молодоженам брать пример. А сбоку вдобавок аисты (поставленные в 2009 году) — вот-вот дитя принесут. Еще раньше — в 2008-м — был сооружен фонтан «Ноев ковчег», близкая к оригиналу и потому пугающая местных старушек работа ученика З.К. Церетели. А уж как сам Зураб Константинович отметился на Мучкапской земле! При въезде в Мучкап со стороны Тамбова он поставил памятник «Поклонись своей матери», при выезде — изваял улетающих от Земли журавлей (это памяти павших и, конечно, с выбитыми строчками Гамзатова про солдат, не пришедших с кровавых полей), а в центре поселка у одноименного собора водрузил Александра Невского, правда, какого-то маленького, не в пример Ленину (не работы Церетели), глядящему на собор с неожиданной верой и надеждой.

Но и это еще не всё! В 2012 году, 8 июля, одновременно с открытием Дворца бракосочетания и неподалеку от него был открыт и церетелиевский памятник Борису Пастернаку! На том основании, что именно здесь летом 1917-го, пытаясь добраться до своей не ответившей взаимностью возлюбленной Елены Виноград, занимавшейся предвыборной агитацией в г. Балашове, поэт задержался (по ж/д причинам) и написал цикл стихов «Попытка душу разлучить». Этот цикл вошел в лучшую раннюю книгу Пастернака «Сестра моя — жизнь».

У памятника табличка: «Памятник Б. Пастернаку установлен по инициативе жителей Мучкапского района при поддержке А.А. Ледовских. Автор работы З. Церетели».

Инициатива жителей вызывает уважение, радует и поддержка Ледовских (кто это такой, в Мучкапе знает каждый, для немучкапских читателей — справка ниже). А церетелиевский Пастернак производит несколько странное впечатление.

Он сидит на скамейке и читает книжку, держа ее в предельно вытянутой руке, подальше от глаз. Неужели в 27 лет Пастернак, который ни в молодости, ни в старости никогда очков не носил, страдал-таки дальнозоркостью? Может, Церетели что-то известно, чего не знают пастернаковеды? К тому же читает Борис Леонидович совершенно пустые страницы — возможно, читает то, что пока даже не написано? Но рядом лежит еще стопка книг, так что, получается, Пастернак в Мучкапе не столько писал свой любовный цикл, сколько коротал время до поезда за чтением, как и многие смертные в те годы. Зато лицо при чтении у поэта, безусловно, вдохновенное.

Ну да ладно. Не обсуждая достоинств и недостатков памятника, следует сказать спасибо администрациям поселка Мучкап и Мучкапского района, что они его установили, да еще и первыми во всей России (есть только бюст поэта в Перми), да еще и у здания самой районной администрации, где в прежние времена сидели бы Ленин с Мичуриным и тосковали по снесенному со скамейки Сталину.

К тому же свободная часть скамейки слева от Пастернака — уже стала местом паломничества мучкапских детей и туристов. Дети просто веселятся. Туристы фотографируются в обнимку с поэтом. А знают ли местные жители, кто такой Пастернак? Примерно половина что-то слышала, процентов десять что-то читали. Интеллигентный врач Игорь Александрович признался, что «Доктора Живаго» до конца не осилил. Хотя он и Набокова ругал, и «Казаков» Толстого…

Но это только пока такой процент читавших Пастернака в Мучкапе. Он неизбежно будет расти. Уже 29 июня нынешнего года здесь прошел первый фестиваль «Пастернак и Мучкап», и руководители области и района с выражением декламировали на центральной площади стихи Пастернака и Галича о нем: «Как гордимся мы, современники,/Что он умер в своей постели!» Фестиваль станет регулярным, как уже стали регулярными в Мучкапе всероссийские турниры по пляжному волейболу на берегу речки Вороны.

Но неужели бюджет Мучкапа, хоть и стоящего на черноземе, хоть и имеющего успешно работающий семенной завод (один-единственный завод, где работают всего-то 50 человек), позволяет оплачивать такое скульптурное роскошество (а я еще не упомянул мемориал землякам — участникам Великой Отечественной — тоже с памятником и танком «Тамбовский колхозник»)? Конечно, нет. И тут надо вспомнить надписи почти на всех памятниках Мучкапа и даже на недавно построенном соборе: «Дар жителям района от А.А. Ледовских». (Кстати, есть в Мучкапе и другой храм, построенный на пожертвования лидера широко известной тамбовской ОПГ Кумарина, уроженца района.) Кто же такой этот славный сын Мучкапской земли? Читаем «Википедию» про Анатолия Алексеевича Ледовских: глава администрации Гатчинского района в 1990-е годы, бывший руководитель Федерального агентства по недропользованию, с 2012 г. — председатель совета директоров компании «Трансмашхолдинг».

И это именно он, будучи в приятельских отношениях с Церетели, добился установления памятника Пастернаку в Мучкапе, хотя история длилась почти два года. Что касается необходимых для этого денег, они в России все спрятаны в недрах, поэтому руководителю агентства по недропользованию (даже бывшему) добывать их сподручно — легко находятся меценаты.

А дальше — подоплека. Почти детектив.

1.Распоряжение правительства Москвы от 17 марта 2008 г. № 493-РП:

Изображение

<…>

И внизу — подпись тогдашнего мэра Ю.М. Лужкова.

2.Далее был объявлен открытый конкурс с честно обозначенными премиальными (первая премия — 250 тыс. руб.). И конкурс был проведен. Даже в два тура! В первом участвовали 13 авторских коллективов с 16 проектами. Но авторитетное жюри не выбрало победителя. И не потому, что все были одинаково хороши…

Изображение

Пришлось проводить второй тур. В нем участвовали уже 35 проектов. Тут победитель должен был обязательно определиться. И сработало незыблемое в те лета правило — по принципу: в футбол играют все, а выигрывают немцы — победил Церетели.

3. И 2 марта 2010 года Комитет по архитектуре и градостроительству г. Москвы принял окончательное постановление:

Изображение

Казалось бы, все прекрасно. Да вот беда, еще в 2009 году в связи с кризисом и его последствиями московским правительством было принято другое постановление — о приостановке работ по реализации принятых городом проектов новых памятников (в их число попали и Защитники Москвы на Поклонной горе, и Чкалов, и адмирал Макаров, и генерал Скобелев).

И тут Зурабу Церетели поступило предложение от его приятеля Анатолия Ледовских, от которого он не смог отказаться, — тем более в Мучкапе уже ставил свои памятники.

Теперь Москва оказалась в патовой ситуации. Город принципиально не устанавливает на своих улицах и площадях копии памятников, которые уже где-либо стоят. А результаты конкурса и принятые постановления остаются действующими (поскольку все должно быть сделано за счет средств городского бюджета, и существует адресная инвестиционная программа).

Тут можно было бы вспомнить особое мнение члена жюри конкурса, тогдашнего директора Пушкинского музея изобразительных искусств И.А. Антоновой, выражавшей сомнение в проекте Церетели, поскольку, по ее словам, в намоленном месте, рядом с музеем, и памятник должен стоять музейного уровня. Вспомнить — и все-таки дезавуировать результаты прежнего конкурса, чтобы объявить новый. Их и без того было, по сути, два, а бог троицу любит…

Вот так Давид (его изваяние есть в Мучкапе!) победил Голиафа (Москву). А в самом Мучкапе уверены, что московское правительство в связи со сменой руководства просто изменило свое отношение к победителю вместе с его проектом. Не знаю, не знаю… Но в результате — памятника Пастернаку в Москве до сих пор нет, хотя приближается 125-летие поэта (в 2015 году). И если сейчас не объявить и не провести новый конкурс, понятного чиновникам повода придется ждать еще 25 лет. На месте Зураба Церетели я бы в этом конкурсе не участвовал или участвовал артельно — со своими учениками, как это сделал Рукавишников с памятником Сергию Радонежскому.

Честно говоря, отсутствие в Москве памятника Пастернаку, не вообще памятника, а того, что установлен в Мучкапе, — не потеря для столицы, скорее наоборот: памятник большому художнику (поддержу Антонову) тоже должен быть настоящим художественным произведением, а не… Ну, в общем, памятником абстрактному поэту в обывательском о поэтах представлении (хотя и внешне похожему на Пастернака). Помните детскую классику: «Я — поэт, зовусь я Цветик./От меня вам всем приветик!»?

Что же касается мучкапцев — молодцы! Культурную традицию памятник Пастернаку вместе с фестивалями его имени может и должен создать, а эстеты всегда могут завернуть за угол и полюбоваться конями Рукавишникова. И еще почему уроженцы Мучкапа молодцы. В 2011 году на здании вокзала, где Пастернак отобедал и вообще коротал время, они установили доску с такой вот надписью: «На станции Мучкап летом 1917 года поэт Борис Пастернак написал цикл стихов «Попытка душу разлучить».

Попытка душу разлучить С тобой, как жалоба смычка, Еще мучительно звучит В названьях Ржакса и Мучкап…

И не смутило местных жителей, что название их поселка в восприятии гениального поэта звучало мучительно… Они и сами точно не знают этимологию этого слова. Как, впрочем, и дорогие мои москвичи — этимологию слова «Москва». Но вот памятник Пастернаку, одному из самых московских поэтов, должен стоять, по крайней мере, в еще одном населенном пункте со странным названием.

P.S.Прошу считать материал запросом в правительство Москвы.

P.P.S.Благодарю администрации поселка Мучкап и Мучкапского района за помощь в получении информации и предоставленные фото, а департамент культуры Москвы — за присланные документы.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow