СюжетыПолитика

«Поддержим Навального, даже если на Москву упадет метеорит»

Бизнесмены, заключившие «социальный контракт с кандидатом в мэры столицы», ответили на вопросы «Новой»

Этот материал вышел в номере № 87 от 9 августа 2013
Читать
«Социальный контракт» представителей интернет-бизнеса заключен с Алексеем Навальным, кандидатом в мэры Москвы, однако круг проблем, затронутых в его тексте, выходит далеко за рамки компетенции столичного градоначальника. Это, скорее, ответственность президента.

«Социальный контракт» представителей интернет-бизнеса заключен с Алексеем Навальным, кандидатом в мэры Москвы, однако круг проблем, затронутых в его тексте, выходит далеко за рамки компетенции столичного градоначальника. Это, скорее, ответственность президента. Поддерживают ли бизнесмены, подписавшие контракт, Навального именно как политика федерального масштаба? Сохранится ли ресурс этой поддержки в том случае, если Навальный неудачно выступит на выборах и окажется в тюрьме? Есть ли альтернатива самому Навальному? И что делать, если выборы мэра Москвы окажутся последней кампанией, которую власть позволяет вести относительно свободно?

На эти вопросы «Новой» ответили некоторые бизнесмены, подписавшие «социальный контракт».

Дмитрий НАВОША, директор и совладелецSports.ru:

— Для политика Алексея Навального выборы мэра Москвы будут важным тестом на возможность проявить себя. Безусловно, их можно и провалить, не потянуть. Но на данном этапе мне кажется, что он способен и на этой позиции принести значительную пользу. Было бы здорово, если бы в будущем он смог вырасти в политика федерального масштаба (не буду говорить о президентском или премьерском постах), в человека, оказывающего влияние на жизнь в стране. Пока партии у Навального нет, и подавляющая часть его деятельности — общественная. И митинг на Манежной в знак протеста против решения суда по «делу «Кировлеса» — скорее общественный шаг, нежели политический.

Возможный проигрыш выборов ничего не изменит в моем отношении к Навальному. Изменить может только его позиция или какие-либо действия. Поскольку, как уже сказано в контракте, это не безоговорочная поддержка всего, что предложит Навальный, а конкретная его программа. Если эта программа будет меняться в неприемлемую лично для меня сторону, то, конечно, никакой поддержки не будет.

Конечно, на фигуре Алексея Навального жизнь не заканчивается, дело не столько в персоне, сколько в принципах политической конкуренции в стране. Чем больше будет сил, способных к стремлению улучшения ситуации в политике, экономике, исполнении законов, отвечающих нуждам страны, тем лучше. Но к сожалению, пока Навальный если не единственный, то один из немногих политиков, удовлетворяющий запросам социального общества. И это очень большая проблема оппозиции, и, конечно, хотелось бы видеть значительно более широкий круг людей, которые способны называть вещи своими именами и двигать изменения в стране, пытаться их инициировать и проводить, а с другой стороны, иметь какой-то электоральный вес и способность завоевывать внимание и доверие людей.

Никакой «борьбы» лично я не веду и к ней не очень предрасположен. Да, на подавляющее большинство митингов, проходивших в последние полтора года, я приходил, но борьба, как мне кажется, требует гораздо большего участия. Для себя я считаю важным и, возможно, нужным для дела — способность говорить вслух о своей позиции и присоединяться к кругу людей, которые ее разделяют. Я — за теорию малых дел, мне кажется, самая правильная борьба — честно и хорошо делать свое дело. Работая в медиа, я прекрасно понимаю, что большинство СМИ такого правила не придерживаются, и это одна из причин ситуации, в которой мы сейчас находимся. Значительное количество людей, живущих в стране, видят искривленную картину и не знают проблем, стоящих перед страной, и путей их решения. Их просто обманывают наши коллеги. Поддерживать гласно людей, которые могут что-либо изменить, — в этом на данный момент заключается моя борьба.

Алексей ЛАНКИН, генеральный директор компанииWallSTR:

— При подписании социального контракта я бы не привязывался к чьей-то фамилии. Просто сейчас в лице Алексея Навального мы видим политика, способного защитить интересы, которые мы преследуем, — свобода ведения бизнеса в рамках установленного законодательства. Это свобода реализовывать свои идеи, зарабатывать деньги, создавать рабочие места, спокойно платить налоги и не ждать в любой момент людей, «предлагающих» поделиться. И это интересы федерального масштаба, привязывать их только к выборам мэра Москвы недальновидно. И даже в случае неудачных выборов мы также будем поддерживать Навального. Это как болеть за футбольную команду: даже если «Спартак» занимает последнее место в турнирной таблице, он не перестанет нравиться. Когда есть определенные политические интересы, ты продолжаешь их отстаивать, несмотря на то, что происходит с твоим кандидатом.

Кроме того, в данный момент Навальный — это единственный человек, который готов слушать и слышать. Всем остальным политикам, по-моему, по барабану, что и как происходит.

Митинги, оппозиционные движения — это не протест, это право людей свободно выражать свое мнение, которое прописано в Конституции. Не понимаю, почему действующая власть позволяет себе пользоваться любыми мелочными придирками, чтобы это право нарушать. Я хочу работать спокойно, ни у кого не спрашивая разрешения, и тем более не хочу делиться плодами труда с теми, кто этого не заслуживает. Если это оппозиция, то оппозиция к чему? К абсурду? Я против абсурда!

Если выбора мэра Москвы окажутся последней кампанией, которую власть позволяет вести относительно свободно, то надо продолжать в том же духе! Что делать, если завтра близнец челябинского метеорита упадет на Москву? Будем ли мы продолжать поддерживать Навального? Будем, если живы останемся.

Илья МУТОВИН, директор компанииZoon:

— Подписывая социальный контракт с Алексеем Навальным, я поддерживаю его не только как кандидата на пост мэра Москвы, но и как политика федерального масштаба. Я готов оказывать ему поддержку и в дальнейшем, даже в случае неудачных выборов или других неприятных ситуаций. Конечно, поддерживать огульно все подряд, ни во что не вникая, не собираюсь. Буду изучать, советоваться, обсуждать, но по общему настрою доверия считаю, что новые проекты Навального, скорее всего, будут поддержаны теми, кто подписал контракт. Поскольку на сегодняшний день он единственный политик, предлагающий какие-то позитивные изменения, альтернативное развитие.

Для меня как человека, находящегося в оппозиции к действующей власти и поддерживающего социально-политический протест, достаточно емкий вопрос: что делать, если власть откажется даже от подобия свободных выборов? Подразумевает ли «относительная свобода» сейчас «относительную несвободу» в будущем? Это же может быть что угодно — от цензуры до массовых расстрелов. Поэтому и варианты действий будут разными.

Стороны общественного договора

Какая социальная страта породила «документ эпохи»

Социальный контракт был подписан представителями интернет-индустрии с Алексеем Навальным, которого знают практически все, а вот фамилии большинства подписантов не на слуху. Однако люди, совершившие такой поступок, заслуживают как минимум общественного интереса. А лучший способ понять незнакомого человека — узнать, что он делает. «Новая» выяснила, чем занимаются компании, которыми владеют или руководят стороны социального контракта.

Антон Арнаутов, FutureBanking.ru — ресурс об инновациях, внедряемых в мировую банковскую систему. Проект специализируется на бизнес-аналитике, изучении мобильного банкинга и маркетинга в социальных сетях.

Алексей Бабин, Clickberry — старт-ап, основанный в 2011 году инвесторами HeadHunter. Продвигает технологию интерактивного телевидения на международном рынке. Офисы компании находятся в Лос-Альтосе (Калифорния) и Москве.

Денис Белов, Boutique.ru — крупнейший в России интернет-магазин модной одежды, привлекающий более миллиона покупателей ежемесячно. В онлайн-бутике представлены коллекции более чем 700 дизайнеров и марок.

Шахар Вайсер, основатель GetTaxi — система заказа такси с помощью смартфонов и андроидов. Более шести тысяч такси по всему миру используют технологию GetTaxi, а число корпоративных клиентов компании превышает полторы тысячи. По данным GetTaxi, компания уже привлекла инвестиции на сумму около 30 млн долларов.

Юрий Вировец, HeadHunter— самая большая в России база резюме и вакансий, сервис для поиска работы и персонала. Компания работает на рынке интернет-рекрутмента с 2000 года.

Филипп Гладков, Pixonic — разработчик мобильных игр и приложений. С 2009 года привлек около 6 млн долларов инвестиций. Инвесторами выступали фонд AddVenture II, структуры системы мобильных платежей Qiwi, а также несколько зарубежных венчурных фондов.

Антон Гопка, ParaClassics — платформа классической музыки, также осуществляющая бесплатные онлайн-трансляции культурных событий.

Анастасия Зотова, bitclass.ru— интерактивный портал подготовки к школьным экзаменам.

Михаил Иванов, «Манн, Иванов и Фербер» — издательство деловой литературы, созданное маркетологами-практиками.

Роман Корнеев, «Кинокадр» — интернет-журнал о мировом и отечественном кинематографе (анонсы и рецензии выходящих проектов, результаты проката, новости крупнейших международных премий и фестивалей).

Александр Кульков, Firmbook— российская платформа для проведения веб-конференций (вебинаров). На сегодняшний день один из крупнейших разработчиков и поставщиков платформ для проведения вебинаров.

Алексей Ланкин, WallSTR — интернет-площадка, реализующая полный спектр товаров для офисов.

Анна Либерман, Мария Либерман, «Пространство идей»— студия по производству компьютерных анимационных фильмов; занималась в том числе созданием мультсериала «Мульт личности» по заказу Первого канала.

Даниил Либерман, Brothers Ventures — молодая инвестиционная компания.

Ольга Ловкова, «Постель для сборки» — интернет-магазин, производитель и поставщик постельного белья из тканей, произведенных в России, Китае, Пакистане, Беларуси.

Елена Масолова, Eduson.tv— компания, на сайте которой транслируются десятки деловых курсов дистанционного обучения для занятых профессионалов. Всем, кто успешно проходит курс, выдается сертификат. Топ-менеджеры Eduson привлекли более 48 миллионов пользователей (в основном из США, Бразилии и России) и заработали более $130 миллионов для своих компаний.

Гаджи Махтиев, Kanobu— популярный в России портал о видеоиграх, объединяющий свойства медиа и социальной сети. Стартап, доведенный до успешной продажи (с 2011 года принадлежит объединенной компании «Рамблера» и «Афиши»).

Диляра Мингалиева, Жанна Шарипова, Dish.fm — онлайн-сервис, позволяющий пользователям выбрать лучшее блюдо в любом ресторане мира. Советы генерируются на основе анализа предпочтений миллионов пользователей различных социальных сетей. Создана в 2011 году. Частные инвесторы вложили в московский стартап $150 000.

Сергей Молостов, Innohome group — была основана в 2004 году в ОАЭ, в эмирате Дубай. Компания является одним из основных поставщиков сотовых телефонов, компьютеров, комплектующих и бытовой техники на рынок Узбекистана. Кроме того, Innohome group активно работает с элитной недвижимостью в Эмиратах. Московское представительство открылось в 2008 году.

Илья Мутовин, Zoon— рекомендательный онлайн-сервис, позволяющий пользователям искать услуги в городах России и некоторых зарубежных странах. После выбора услуги можно совершить реальное действие — бронирование на сайте, покупку скидки и т.д.

Дмитрий Навоша, Илья Салтанов, Sports.ru — один из крупнейших спортивных порталов в России (8 млн пользователей в месяц), созданный еще на заре Рунета, в 1998 году. Принадлежит группе частных инвесторов, в том числе и Дмитрию Навоше.

Валентин Преображенский, Votepoller— сайт для проведения интернет-голосований, в том числе политических. На этой площадке, в частности, проходили выборы в Координационный совет оппозиции.

Станислав Сажин, «Доктор на работе» — закрытая социальная сеть, объединяющая 152 000 врачей (пятая часть от общего количества в России). Доступ для пациентов, медсестер (!!!) и студентов закрыт.

Сергей Сушенцев, Rocket Internet— глобальная интернет-компания со штаб-квартирой в Берлине, которая специализируется на создании клонов успешных интернет-проектов, в первую очередь американских, с целью их дальнейшей перепродажи инвесторам. Так, клон Groupon Zalando был продан самому Groupon. Сергей Сушенцев руководит московским офисом компании.

Виталий Таций, Kinopoisk — самый популярный в России портал о кино (новости, трейлеры, обсуждения, рейтинги).

Михаил Трофимов, Ideafx — онлайн-сервис, пользователи которого могут обмениваться бизнес-идеями и договариваться об их совместном продвижении.

Камиль Курмакаев, Wikimart — онлайн-торговый центр, оказывающий помощь при реализации товаров различной номенклатуры интернет-магазинам.

Сергей Филонов, Aviamarket— интернет-портал для участников рынка авиатехники.

Вадим Асадов, Виктор Лысенко, Михаил Лялин и Алексей Сорокин подписали социальный контракт в качестве «предпринимателей».

Подготовил Андрей СУХОТИН

Комментарий

Владимир АШУРКОВ, представитель штаба Алексея Навального, директор Фонда борьбы с коррупцией:

— Если честно, мы не прогнозировали появление такого открытого политического обращения, как «социальный контракт», в ближайшее время, но на встрече с Алексеем Навальным интернет-предприниматели сами проявили удивительную инициативу. Поистине вдохновляет своевременность и разумность этого документа и, что немаловажно, среда его инициаторов.

В рамках предвыборной кампании, являющейся для нас приоритетной, мы призываем к поддержке Алексея Навального организационно, финансово и публично различные группы населения. В любом случае, независимо от сценария и дальнейшей судьбы самого Алексея, мы продолжим работу над прекращением периода политических репрессий и тоталитаризма, чтобы вернуть страну на нормальный путь развития. Точно так же мы не будем прекращать сотрудничество с теми людьми, которые разделяют нашу позицию и общие цели.

После опубликования социального контракта к нам стало поступать множество обращений от бизнесменов, желающих подписаться под этим договором. Существует специальный сайт, где выложено обращение и где каждый желающий может оставить свою подпись.

Дарья КОБЫЛКИНА

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow