СюжетыПолитика

Выборы Исполняющих Обязанности

Кремль сделал все, чтобы итоги голосования в регионах были максимально предсказуемыми

Этот материал вышел в номере № 89 от 14 августа 2013
Читать
8 сентября в восьми субъектах РФ изберут губернаторов. Однако сюрпризов не предвидится, назначенные Путиным до дня голосования ВРИО губернаторов — и есть будущие главы регионов, хотя большинство из них никогда не участвовало в конкурентных выборах.

8 сентября в восьми субъектах РФ изберут губернаторов. Однако сюрпризов не предвидится, назначенные Путиным до дня голосования ВРИО губернаторов — и есть будущие главы регионов, хотя большинство из них никогда не участвовало в конкурентных выборах.

В единый день голосования 8 сентября в Республике Хакасия, Забайкальском и Хабаровском краях, Владимирской, Магаданской и Московской областях, Чукотском автономном округе и городе Москве состоятся выборы высших должностных лиц. Впрочем, нынешние выборы практически мало чем отличаются от прежней практики губернаторских назначений. Во второе воскресенья сентября в России, по мнению экспертов «Новой», пройдут выборы без выбора. Причин тому несколько.

Одна из процедур, которая, по мнению эксперта Центра политических исследований Ростислава Туровского, отбрасывает нас к временам, когда президент решал, кому, где и сколько сидеть, — назначение временно исполняющего обязанности губернатора. Первый шаг по-прежнему делает высшее должностное лицо — расставляет приоритеты. Для того чтобы эта «манипулятивная технология» использовалась повсеместно, единый день голосования был перенесен на сентябрь. С начала этого года Владимир Путин в большинстве регионов назначил ВРИО губернаторов, срок полномочий которых истекал до дня голосования. «Президент, таким образом, сориентировал элиты на того, кто является главным действующим лицом в регионе», — считает эксперт. По сути, назначенцы — основные кандидаты на выборах и наиболее вероятные победители. В августе Путин вызвал каждого из них «на ковер» в Кремль, а в Забайкальский край даже съездил сам.

Замена на поле

Перед выборами Кремль отправил трех слабых и непопулярных губернаторов-долгожителей в проблемных для «Единой России» регионах в долгосрочный отпуск. Их победа, по мнению политолога Дмитрия Бадовского, могла быть неочевидной. Наиболее удачным оказалось назначение экс-мэра Магадана, члена генерального совета «Единой России» Владимира Печеного на пост врио руководителя Магаданской области. Он заменил Николая Дудова, который руководил областью 10 лет, но не пользовался общественной поддержкой. Печеный, в отличие от своего предшественника, имеет высокий рейтинг в регионе, а также, в отличие от многих, победный опыт в конкурентных выборах (два срока подряд избирался мэром).

В остальных случаях — регионы возглавили «варяги». Например, на место губернатора Владимирской области, члена КПРФ Николая Виноградова, который правил регионом 16 лет (4 срока подряд) и был отставлен в феврале этого года «в связи с истечением срока полномочий», переброшена член бюро высшего совета «Единой России», теперь уже бывшая зампред Совета Федерации (ее полномочия истекали в сентябре) Светлана Орлова, которая к региону ранее не имела отношения. Зато у выпускницы хабаровской высшей партшколы есть опыт участия в губернаторских выборах, правда, неудачный. В 1999 году она баллотировалась на пост губернатора Приморского края, но была снята с регистрации за невнесение в декларацию о доходах сведений о квартире в Москве и земельном участке в Подмосковье, записанных на ее мужа.

Наиболее проблемным, по мнению политологов, оказалось назначение эсера Константина Ильковского вместо Равиля Гениатулина, который с 1996 года возглавлял Читинскую область, а с 2008 года — объединенный Забайкальский край. В результате кадрового маневра в крае чуть было не произошел внутриэлитный раскол, так как старая, консолидированная вокруг прежнего губернатора и несменяемая годами элита оказалась «за бортом». Руководитель региональных программ Фонда развития информационной политики Александр Кынев считает, что Забайкалье переживает революцию элит, которая не произошла в 90-е годы. «Ильковский — очень энергичный и харизматичный лидер, который символизирует для многих людей перемены. Это действительно так, поскольку он молод и у него своя, новая команда. Его назначение на пост врио — это федеральный размен, благодарность «Справедливой России» за лояльность по ряду инициатив в течение последнего года в Госдуме», — отмечает он. Туровский, в свою очередь, напоминает, что Ильковский не является членом партии. В своей избирательной кампании он опирается не на слабую в регионе структуру «Справедливой России», а на «Единую Россию», которую вовремя удалось привести в чувство. Кстати, Забайкальский край — единственный (если, конечно, не считать Москву) регион, где «Единая Россия» не выдвинула своего кандидата.

Еще одно довыборное назначение — замена на посту губернатора Московской области Сергея Шойгу Андреем Воробьевым. Воробьев — фигура довольно слабая, у него нет впечатляющих заслуг, но есть чисто номенклатурная биография, которой он обязан своему отцу — бывшему заместителю Шойгу. «У врио нет сильных оппонентов в регионе. В Московской области, учитывая ее рваное информационное пространство, могут конкурировать политики с федеральной известностью. Может, Гудкову этой известности и недостает», — говорит Кынев.

В оставшихся четырех регионах губернаторы находятся у власти лишь в течение первого срока: Роман Копин (Чукотский АО) — в течение пяти лет; Виктор Зимин (Хакасия) и Вячеслав Шпорт (Хабаровский край) — по четыре года; Сергей Собянин и вовсе к моменту досрочных выборов будет возглавлять регион в течение двух лет и девяти месяцев.

Отсутствие интриги на губернаторских выборах, по словам генерального директора Международного института политической экспертизы Евгения Минченко, объясняется отсутствием достойных оппозиционных кандидатов и наличием элитных консенсусов. «В большинстве регионов компромиссы были достигнуты до момента объявления выборов», — говорит он. Например, конфликт в Хабаровском крае между Шпортом и экс-губернатором, ныне полпредом Виктором Ишаевым мог привести к расколу элит, но был вовремя урегулирован.

Что касается Чукотки, то, по версии Туровского, там будет развит сценарий «естественной безальтернативности», поскольку успешность Копина никем не оспаривается и никто даже не хочет с ним состязаться. «Причина не в силе действующего губернатора, а в том, что политическое пространство региона отличается крайней пассивностью и отсутствием конкуренции. Население волнуют не идеологические позиции кандидатов, а способность привлекать деньги в регион. Соответственно, стартовыми преимуществами всегда будет обладать выдвиженцы крупного бизнеса и имеющие связи на федеральном уровне», — заключает он. Принято считать, что за Копиным стоит Роман Абрамович, а за Зиминым — Сергей Шойгу.

Муниципальный фиг

Во всех регионах, кроме Москвы, кандидатов в губернаторы могут выдвигать только политические партии. В связи с этим политолог Светлана Карандашова отмечает важность такого аспекта, как укорененность партий в регионе. Большая часть регионов, в которых пройдут губернаторские выборы, являются «проблемными» для «Единой России». Исключение — Чукотка, где партия власти набрала на выборах в Госдуму в 2011 году 70,32%, а на выборах в Думу Чукотского АО — 71,19%. В остальных субъектах на выборах депутатов Госдумы «Единая Россия» получила в среднем от 47 до 33%.

На сентябрьские выборы своих кандидатов выдвинули 26 партий, однако зарегистрированы были только 12 (в прошлом году всего 6). Так, в Магаданской области, Хабаровском крае и на Чукотке на выборы пойдут только представители парламентских партий.

По мнению Туровского, Забайкалье и Владимирская область на этапе избирательной кампании испытывали проблемы. Они были связаны с заменой губернаторов-старожилов и, соответственно, с резкими изменениями в исполнительной власти. «Гражданская платформа» в обоих регионах пыталась привлечь на свою сторону представителей контрэлиты — людей, близких к прежнему губернатору, но попытки были заблокированы. Кандидаты не преодолели муниципальный фильтр. «Интрига исчезла, так как в игре остались кандидаты от парламентских партий, которые к победе не стремятся и являются спаринг-партнерами действующего врио», — отмечает он.

В качестве потенциальных спойлеров для кандидатов от «Гражданской платформы», вероятно, было решено использовать «Гражданскую силу» (в Забайкалье), «Гражданскую позицию» и «Правое дело» (во Владимирской области). Кандидаты от этих партий, как ни странно (хотя что тут странного), успешно прошли регистрацию. Трем представителям РПР-ПАРНАС (Хакасия, Хабаровский край и Владимирская область) повезло меньше: принять участие в выборах по причине неверно заполненных документов они уже не смогут.

Туровский не сомневается, что поставленная федеральным центром цель будет достигнута. «Такие процедуры, как назначение ВРИО губернаторов, использование муниципальных фильтров, позволяющих моделировать уровень допустимой конкуренции, обеспечат победу ставленникам Кремля в первом туре с серьезным преимуществом (не менее 60%)», — резюмирует он.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow