СюжетыКультура

Мостра-2013 — верблюды, монахи, инопланетяне...

28 августа открывается юбилейный 70-й Венецианский кинофестиваль. Среди двадцати картин, вошедших в основной конкурс старейшего форума, нет работ российских режиссеров

Этот материал вышел в номере № 93 от 23 августа 2013
Читать
28 августа открывается юбилейный 70-й Венецианский кинофестиваль. Среди двадцати картин, вошедших в основной конкурс старейшего форума, нет работ российских режиссеров

Зато можно будет увидеть полную поэзии, грусти и юмора фреску анимационного патриарха Хаяо Миядзаки «Ветер крепчает», в которой автор с присущей ему свободой плетет «корзину волшебства» из мечты и реальности, смешивая воздух самых разных эпох. Это байопик о талантливом авиаконструкторе Дзиро Хорикоси, с детства бредящего небом, создавшего истребитель A6M Zero — символ японской авиации.

Новая работа семидесятитрехлетнего Терри Гиллиама («Бразилия», «Король-рыбак») «Теорема Зеро» — еще один эксцентрический визуальный и сюжетный вираж. Монах и компьютерный гений, воплощенный Кристофером Вальцем, мучается решением тупиковой теоремы. Понятно, что виртуальная реальность простирается далеко за пределы компьютера, проникая в человеческую сущность, и именно поэтому меняет матрицу мира.

В «Филомене» Стивена Фрирза(«Королева»), которому драмы удаются куда лучше комедий, мать (неувядаемая Джуди Денч) направляется из Ирландии в США на поиски своего взрослого сына в сопровождении журналиста BBC Мартина Сиксмита (Стив Куган). Это экранизация известной в Европе книги Сиксмита «Потерянный ребенок Филомены Ли».

В конкурс приглашен открытый Каннами «вундеркинд» Ксавье Долан (несколько лет назад эпатажная картина 19-летнего дебютанта «Я убил свою маму» произвела фурор). В основе его четвертого фильма «Том на ферме»по пьесе Мишеля Бушара — конфликт между традиционным институтом семьи и нетрадиционной ориентацией. Долан в своем фильме сыграл главную роль.

«Бродячие псы» гуру авторского кино, одного из самых радикальных художников Цай Миньляна— очередной кинопасьянс, в котором режиссер раскладывает мир на пиксели и собирает из них странный и болезненный портрет реальности.

Автор «Регулярных любовников» Филипп Гаррель представит напряженную любовную драму«Ревность» с Луи Гаррелем и Анной Муглалис.

«Джо» Дэвида Гордона Грина— история странной дружбы бывшего зэка (Николас Кейдж) и бомжа-подростка (Тай Шеридан).

Социальный триллер«Дитя божье» Джеймса Франкоснят по мотивам романа Кормака МакКарти («Старикам тут не место»). В центре действия изгой, падающий на дно и превращающийся в некрофила (Скотт Хэйз).

Одна из самых ожидаемых работ — «Под кожей»визуального экспериментатораДжонатна Глейзера. Перекрашенная в жгучую брюнетку Скарлетт Йоханссон — инопланетная хищная женщина-вамп носится по трассе Эдинбург — Глазго и небезуспешно охотится на особей мужского пола. Ей нужны образцы «исследовательского материала».

В программе вновь преобладают американские картины. Обладатель «Оскара» Эррол Морриспривезет картину «Неизвестное известно» — откровенное интервью с бывшим министром обороны в администрациях Форда и Буша-младшего Дональдом Рамсфельдом (второй документальный фильм, приглашенный в конкурс, снял Франческо Рози).

По признанию авторов «Ночных движений» (режиссер Келли Райхардт, актеры Джесси Айзенберг, Дакота Фаннинг и Питер Сарсгаард), их занимает тема политического экстремизма. Герои фильма — экологи-террористы, ради спасения окружающей среды планирующие взорвать плотину электростанции.

Приключения известной путешественницы и фотографа Робин Дэвидсон вдохновили Джона Керрана на роуд-муви «Тропы». Миа Васиковска, некогда сыгравшая Алису, отправляется вслед за Дэвидсон в удивительное путешествие по пустыням Центральной Австралии с четырьмя верблюдами и собакой.

Питер Ландесман в «Паркленде»переносит на экран книгу экс-юриста Винсента Бульози «Восстановленная история: Убийство президента Джона Кеннеди» (смертельно раненного Кеннеди доставили в больницу Паркленд).

Венеция снова демонстрирует: испытывая дефицит оригинальных идей, кинематографисты все чаще обращаются к экранизациям. К примеру, Патрис Леконт в «Обещании» интерпретирует на экране новеллу Стефана Цвейга «Путешествие в прошлое», которая была обнаружена в рукописном варианте после смерти писателя. «Под кожей» Глейзера— фантазия на тему известного фантастического хоррора «Побудь в моей шкуре» Мишеля Фабера.

Изображение

Открывается Мостра фантастическим блокбастером в 3D «Гравитация» Альфонсо Куарона. Сандра Буллок и Джордж Клуни выйдут в открытый космос и на протяжении фильма будут пытаться вернуться на корабль. Главная задача для режиссера, по его признанию, «правдоподобно изобразить невесомость». Судя по трейлерам, актерам приходилось проводить много времени в подвешенном состоянии на фоне зеленого хромакея. Видимо, предвидя это неудобство, от главной роли последовательно отказывались Анджелина Джоли, Марион Котийяр, Скарлетт Йоханссон и Натали Портман. Да и вместо Клуни должен был «летать» Дауни-младший.

Жюри основного конкурса возглавит классик Бернардо Бертолуччи («Последний император», «Последнее танго в Париже»).

Уильям Фридкин («Французский связной», «12 разгневанных мужчин» и «Изгоняющий дьявола») удостоен почетного «Золотого льва» за достижения в кинематографе.

Вне конкурса любопытство вызывают новые работы победителя прошлогоднего фестиваля Ким Ки Дука, а также Мингеля Гомеша, Анджея Вайды и Этторе Сколы, снявшего биографическую ленту о своем друге Федерико Феллини.

Изображение

Заметим, что возглавивший в прошлом году Мостру Альберто Барбера для юбилейного смотра приготовил несколько синефильских сюрпризов. Один из них — конкурсная программа Venezia Classici. Российскую киноклассику представляет «Мой друг Иван Лапшин» Алексея Германа-старшего. Выдающаяся картина была специально отреставрирована в Госфильмофонде. Оценивать шедевры будут студенты университетов.

И наконец, самый амбициозный проект Мостры — Future Reload («Пере-загрузка — будущее»). 70-летие фестиваля отмечено 70 микрофильмами до полутора минут, которые сняли 70 мастеров со всего мира. Среди них — Бернардо Бертолуччи, Вальтер Саллеш, Монте Хеллман, Аббас Кьяростами, Пол Шредер и Апичатпонг Вирасетакул. Из наших — Марлен Хуциев (его маленькое эссе вдохновлено последней незаконченной картиной о встрече Чехова и Толстого в Ялте), Алексей Федорченко и Алексей Герман-младший, который вошел в состав жюри дебютов. (Ксения Раппопорт стала членом судейства второй по значимости конкурсной программы «Горизонты».)

В чем особенность политики нового программного директора Венецианского кинофестиваля Альберто Барбера и почему в основную программу не отобраны российские картины — спрашиваем у Петра Шепотинника, консультанта Мостры по российскому и постсоветскому кино.

— Как мне кажется, Барбера в большей степени, чем его предшественники, готов к риску, у него нет пиетета перед авторитетами, им руководит прежде всего заинтересованность в открытии новых талантов, фокусов, векторов, неожиданного понимания и способов восприятия кино. Эта его устремленность подтверждена интереснейшей программой «Перезагрузка», в которой он предложил любимым киноавторам поэкспериментировать, высказаться на волнующую их тему. В то же время он дал мэтрам задание «для первоклассников». Что такое полторы минуты в кино? Это возможность и для признанного авторитета заново почувствовать остроту профессии. Так что зрителей ожидает эксперимент, парадокс, откровенность вплоть до хулиганства. И в то же время серьезнейший разговор о том, что сегодня всех тревожит.

Вы спрашиваете, почему нет наших в Венеции? Да по той же причине, почему их нет в Локарно, Каннах… Конечно, мы предлагали множество только что завершенных работ. Среди них были и крепкие, даже довольно сильные фильмы. Но честно говоря, стопроцентного, беспроигрышного варианта я не имел на руках. В то же время важно отметить: дело не только в художественном качестве картин. Мы же видим, что сегодня многие фильмы, недооцененные в прошлом, открываются заново. Например, «Калина красная» Шукшина, или чуть ли не все фильмы Алексея Германа. И вошедший сегодня в конкурс классики «Мой друг Иван Лапшин» когда-то в Локарно получил лишь «Бронзового леопарда». На вкусы судей, отборщиков да и зрителей влияют геополитические, эстетические поля. Среди фильмов, которые я представлял к отбору из бывшего постсоветского пространства, были интересные и талантливые работы. Надеюсь показать их на фестивале в Москве. Пусть зрители оценят их качество.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow