СюжетыПолитика

Ужасный конец или ужас без конца?

Мир ждет реакции Обамы

Этот материал вышел в номере № 95 от 28 августа 2013
Читать
Сторонников немедленного военного вмешательства США в сирийский конфликт должны отрезвить результаты социологических опросов. Только 25 процентов американцев поддерживают такое развитие событий, остальные — нет, ДАЖЕ ЕСЛИ там и было применено химическое оружие

Сторонников немедленного военного вмешательства США в сирийский конфликт должны отрезвить результаты социологических опросов. Только 25 процентов американцев поддерживают такое развитие событий, остальные — нет, ДАЖЕ ЕСЛИ там и было применено химическое оружие. Иными словами, после затянувшихся войн в Афганистане и Ираке общество испытывает явное нежелание посылать американские войска куда-либо, если не существует прямой угрозы стране. Башара Асада тяжело считать такой угрозой. Вашингтонские политики — независимо от политических воззрений — не могут игнорировать мнение большинства граждан.

С другой стороны, еще в августе 2011 года Обама призывал сирийского президента уйти в отставку, а уже через год предупредил, что применение режимом химического оружия станет «красной чертой», за которой последует ответ Вашингтона. События 21 августа, когда, по данным оппозиции, правительственные войска использовали отравляющие вещества сразу в четырех районах сирийской столицы, при этом погибли от 500 до 1,3 тысячи человек, — это второй случай применения оружия массового поражения. Если после «первого применения химоружия» режимом Асада в марте Запад говорил о создании над Сирией беспилотных зон, то теперь речь идет о военном ударе.

По данным международной организации «Врачи без границ», в течение трех часов в прошлую среду более 3600 человек были доставлены в госпитали Дамаска с признаками нейротоксикоза, 355 человек скончались, в их числе женщины и дети. Если утверждения оппозиции справедливы, имеет место самая жестокая газовая атака за последние четверть века, со времени применения химического оружия войсками Саддама Хусейна против иракских курдов в Халабдже в 1988 году. Кстати, в разгар нынешнего кризиса, когда в Вашингтоне спорят, бомбить или не бомбить Дамаск, журнал Foreign Policy сообщил о том, что ЦРУ помогало иракскому диктатору применить химическое оружие в войне против Ирана. Вашингтон сообщил место дислокации иранских войск, и Хусейн применил против них нервно-паралитический газ — зарин. Иначе бы иранские войска прорвались к Багдаду. Журналисты отмечают, что тогда США попустительствовали химическим атакам Ирака. Теперь же бурно выступают против химоружия в Сирии и грозят военной интервенцией.

Госсекретарь Джон Керри заявил, что он лично внимательно просматривал ролики, размещенные в социальных сетях. «Изображения целых семей, лежащих мертвыми в кроватях без капли крови или заметных ранений. Сведенные судорогами тела. Те, кто утверждает, что атака такого масштаба может быть сфабрикована или инсценирована, должны проверить себя на наличие совести. Это реальность, что химическое оружие в Сирии применялось. И мы знаем, что оно под контролем сирийского режима», — уверен Керри. В своем заявлении госсекретарь отметил, что сразу после сообщений о новой химической атаке, уже в четверг, он разговаривал по телефону с сирийским министром иностранных дел Валидом Муаллемом. Сирийский министр отверг обвинения в причастности властей к преступлению, на что госсекретарь призвал Дамаск немедленно предоставить всю информацию и всячески способствовать расследованию трагедии. Отказ сделать это, предупредил госсекретарь сирийского министра, будет говорить сам за себя. Вместо этого, отмечается в заявлении Керри, режим Асада в течение пяти дней отказывался допустить следственную комиссию ООН на место атаки. Оно было подвергнуто бомбовым ударам, что способствовало уничтожению улик. Керри делает вывод: «Так не ведут себя власти, которым нечего скрывать».

Министр обороны США Чак Хэйгл, находящийся с визитом в Юго-Восточной Азии, заявил, что вооруженные силы Америки для решения сирийского вопроса могут реализовать военный сценарий, если поступит приказ президента. Односторонних действий не будет, подчеркнул Хэйгл. В то же время сенатор-республиканец Джон Маккейн, находящийся в Южной Корее, заявил: «Если США и в этот раз не предпримут серьезных действий, то наше влияние в мире еще более уменьшится, если оно вообще сохранилось».

В Вашингтоне убеждены, на резолюцию Совета Безопасности ООН о военной операции против сирийского режима рассчитывать не приходится из-за позиции России и Китая, обладающих правом вето. Однако и Франция, и Британия, и Турция заявили, что готовы участвовать в коалиции против режима Асада. Операция может быть проведена на основе соответствующих документов НАТО, ЕС и Лиги арабских государств.

Мир ждет реакции Обамы. А хозяин Белого дома не может не учитывать внутриполитические факторы. Помимо того что подавляющее большинство американцев выступает против военного вмешательства в Сирии, экономика страны, едва оправившаяся после затяжной рецессии, может просто не выдержать новой дорогостоящей военной операции. Максимум, что допускают эксперты в американской столице, это военные удары с воздуха. Но предпочтительнее ливийский сценарий. Чтобы бомбежки осуществляли союзники по НАТО, а США оказывали вспомогательную разведывательную и техническую помощь. Конгресс возвращается с каникул в сентябре. Президент, он же верховный главнокомандующий, может дождаться законодателей, прежде чем отдавать приказ.

Падение режима Асада станет сильнейшим ударом по Ирану, который является одним из главных союзников сирийского президента. Тегеран предупредил США о серьезных последствиях в случае военной операции в Сирии. Россия сначала назвала «провокационными» сообщения о том, что режим Асада применил химоружие в пригородах Дамаска. Снайперский обстрел экспертов ООН на территории, контролируемой боевиками, является последней, но не единственной «попыткой сорвать шансы на мирное урегулирование в Сирии», заявил глава МИДа Сергей Лавров.

С самого начала вооруженных столкновений сирийская оппозиция не скрывала, что ждет вмешательства Запада. Запад медлил, и волнения в стиле Арабской весны обернулись в Сирии полномасштабной гражданской войной, в которой погибли свыше ста тысяч человек, больше миллиона стали беженцами. Проблема в том, что противники президента Асада были разобщены с самого начала, не было единого центра, с которым Запад мог бы договариваться. Оппозиция представляет самые разные идеологии: от прозападных либералов до воинствующих исламистов, в том числе боевиков «Аль-Каиды». О каких поставках американского оружия в Сирию может идти речь, если оно попадет в руки врагов Америки, спрашивали оппоненты Обаму. Исламисты дискредитируют все оппозиционное движение, размещая видеоролики в YouTube, подобные тому, где один из боевиков съедает сердце убитого военнослужащего правительственных сил.

Все сторонники сирийского президента, в том числе его российский коллега, теперь каждый раз, как разговор заходит о Сирии, напоминают об этих кадрах Западу: вы что, всерьез хотите, чтобы к власти пришли ТАКИЕ люди? Если бы не слабость и разобщенность сирийской оппозиции, режим президента Асада, скорей всего, пал бы и без прямого вмешательства НАТО, грозящего серьезными последствиями всему региону и очередным ухудшением отношений между Вашингтоном и Москвой. В этой связи предстоящий в Санкт-Петербурге саммит «большой двадцатки», обычно занимающийся проблемами мировой экономики, может получить еще один актуальный международный вопрос. После пресс-конференции пресс-секретаря Белого дома Джея Карни в понедельник информагентства распространили сообщение о возможной встрече Обамы и Путина «один на один», хотя официальный представитель Белого дома прямо об этом не сказал.

Вашингтон

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow