СюжетыОбщество

Форменное безобразие

Примечательно, что с точки зрения детского здоровья, удобства и семейного бюджета проблема школьной формы вообще не обсуждается

Этот материал вышел в номере № 95 от 28 августа 2013
Читать
Примечательно, что с точки зрения детского здоровья, удобства и семейного бюджета проблема школьной формы вообще не обсуждается
Изображение

Наступающий учебный год еще принесет массу головной боли родителям и нерво-трепки администрациям школ. Всеобщий стресс на предмет обязательного введения с 1 сентября школьной формы в стране гарантирован.

Скоропалительное решение Госдумы в мае о реинкарнации формы вызвано, на мой взгляд, тем, что в отдельно взятом российском регионе не договорились, позволительно ли девочкам приходить в школу в хиджабах, а не тем, что «власти убеждены, будто единая форма будет способствовать созданию комфортных условий для обучающихся», как утверждается в нормативном документе.

Это же очевидно, что латентная исламизация, прокладывающая себе путь особым образом завязанными платками на детских головах, значительно опаснее для власти, чем дискомфорт от ношения формы для сотен тысяч детей. И очевидно, что этот законодательный пассаж никакого отношения на самом деле не имеет к детям.

В нашей семье этот школьный год по совокупности будет 19-м по счету, поэтому предмет мне известен.

Первое и главное — за эти годы не довелось встретить ни в магазине, ни в школе на одноклассниках дочери и сына формы, которая действительно была бы качественной. Акрилово-ацетатное безобразие, которое штампуют фабрики, еще встречается более-менее сносным по форме, но не по содержанию. Это понятно — производители, получающие такой заказ, сделают все, чтобы получить максимальную прибыль, используя дешевые ткани и фурнитуру. (Кстати, введение школьной формы, по предварительным подсчетам, принесет промышленности 36 миллиардов рублей.) В этой форме ребенку жарко, когда начинается отопительный сезон, вечная испарина на спине с последующим выскакиванием на школьный двор после уроков — известный простудный сценарий. Еще мне интересно было бы узнать от дяденек из Госдумы: удобно ли им проводить по семь часов в сутки в пиджаках шесть дней в неделю? Я не уточняю, что их костюмы в принципе не имеют никакого отношения к отечественному производителю.

А предлагаемые девочкам сарафаны и юбки, из которых неизбежно и постоянно вылезает блузка, как обязательная составляющая формы, и, соответственно, запрет на джинсы и брюки в стране с негуманным климатом, будет означать частые простуды по женской части. Это еще в городе можно добежать до школы без очевидных потерь, а представьте путь сельской школьницы?

Примечательно, что с точки зрения детского здоровья, удобства и рациональности проблема школьной формы вообще не обсуждается. Не обсуждается она и с точки зрения семейного бюджета в стране, где четверть населения живет на грани и за чертой бедности. Что для этих семей будет означать обмундировать детей для школы, особенно если их двое или трое?

И уж совершенно не принимается в расчет то, что школьники старших классов, невзирая ни на какие требования, будут мыслимыми и немыслимыми способами саботировать требование носить школьную форму. Потому что форма — это главный враг свободы.

Председатель Комитета Госдумы по образованию Вячеслав Никонов, лоббируя в мае «форменный» законопроект, сказал, что форма важна для «воспитания корпоративного духа, солидарности, стирания социальных граней и придания уверенности детям». Вообще-то все эти важные составляющие становления ребенка воспитываются школьной атмосферой, в которой все перечисленные свойства достигаются профессионализмом педагогов, а не окриком дежурного: «Без формы в школу не пущу!»

Короче, посмотрим, что выйдет из очередного законодательного пассажа по детской части на практике. Министерство образования пока заверяет, что каждая конкретная школа вправе самостоятельно решать, какую форму выбрать, и что на ее введение отводится еще несколько осенних месяцев.

А для Башкирии, например, мэтр отечественной моды Вячеслав Зайцев уже сделал коллекцию школьной формы из трикотажа, которая в перспективе рассматривается как базовая для всех школ страны. Предполагается, что стоить она будет около 3,5 тысячи. Для башкирских школьников сшито уже 60 тысяч экземпляров. Представлена коллекция в двух цветах — синем и сером и, по мнению кутюрье, «должна создавать у детей ощущение праздника».

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow