СюжетыСпорт

Проходной балл на пьедестал

За 10 лет спартакиадного движения удалось вывести юношеский спорт из хаоса и выстроить систему подготовки будущих чемпионов. Прошедшие соревнования в Пензе — тому подтверждение

Этот материал вышел в номере № 96 от 30 августа 2013
Читать
За 10 лет спартакиадного движения удалось вывести юношеский спорт из хаоса и выстроить систему подготовки будущих чемпионов. Прошедшие соревнования в Пензе — тому подтверждение
Изображение

За две с лишним недели с момента окончания VI летней Спартакиады учащихся России (самых крупных комплексных соревнований страны) можно подвести предварительные итоги. По уже сложившейся традиции никому не удалось составить серьезную конкуренцию сборной Москвы, опередившей коллег из Санкт-Петербурга и Московской области более чем на тысячу очков. Спортсмены и тренеры, которых набралось около десятка тысяч, с грустью прощаясь с Пензой, отправились на новые соревнования, начальники команд субъектов Федерации — по регионам, докладывать о победах или поражениях. Основная работа после закрытия соревнований сосредоточена в Федеральном центре подготовки спортивного резерва, где воедино сводится статистика всех результатов. Она — главный документ прошедших стартов, показатель развития спорта в стране и весточка надежды на будущие спортивные успехи России. А пока о прошедшей Спартакиаде отчитываются лучшие спортивные руководители — директор ФЦПСР Дмитрий КИСЕЛЕВ и начальник спортивного управления Департамента физической культуры и спорта города Москвы Сергей КУПИН.


«К 2020 году мы получим новую команду России»

Сергей КУПИН, начальник спортивного управления Департамента физической культуры и спорта города Москвы:

Изображение

Каждый год нам создают дополнительные трудности, но мы их с успехом преодолеваем. В этот раз нашу команду включили в третий отборочный этап Центрального федерального округа. По сути, участие Московской области и столицы (сильнейших сборных страны) в этих соревнованиях привело к тому, что многие спортсмены из оставшихся 16 регионов не смогли принять участие в финале. В итоге эти области в общекомандном зачете оказались в конце второго десятка — на задворках. Это, на мой взгляд, большое упущение. Надо менять эту систему, тем более что и в советские времена Москва и Ленинград выступали отдельно от союзных республик, чтобы своей мощью не мешать развиваться другим. Сюда же можно включить и Московскую область, а еще лучше внести правило, позволяющее субъектам-призерам не участвовать в отборочных этапах. Отсюда будет и мотивация, и экономия средств.

Отмечая первый юбилей спартакиадного движения России, с удовлетворением замечу, что за эти годы удалось не только возродить массовый спорт, но и получить наглядную картину комплексного развития спорта как в целом по стране, так и в каждом регионе в частности. Нашим следующим шагом должно стать включение спортивных показателей в систему оценки деятельности субъектов Федерации наряду с наукой и искусством. В этом случае возрастет и ответственность, которая позволит нам не хвататься за голову после очередной проигранной Олимпиады. Поэтому присутствие спортивных руководителей регионов на Спартакиаде должно стать обязательным.

Только системная работа по реанимированию нашей сферы позволит нам вернуться на олимпийские пьедесталы. Легкое оживление мы уже наблюдаем — в Барселоне на чемпионате мира по водным видам спорта, в Москве на мировом первенстве по легкой атлетике. Есть много объективных причин, чтобы пока не бросать в воздух чепчики, но сам настрой мне уже нравится.

К сожалению, на сегодняшний день людей, способных провести позитивные изменения, крайне мало. Один из них — министр спорта Виталий Мутко, который может заставить многих сделать то, что надо. Его визит в Пензу и выступление на открытии Спартакиады, которое подчеркнуло значимость этих соревнований, я думаю, даст дополнительный импульс президентам федераций и главным тренерам сборных страны для внимательного анализа результатов. А на экспертном совете Минспорта по программе подготовки сборной России к Играм в Бразилии три федерации включили в систему отбора в олимпийскую команду результаты выступления Спартакиады молодежи 2014 года. Это хороший пример, которому должны последовать и другие.

Из ребят, которые стартовали на VI летней Спартакиаде учащихся, процентов 15 может рассчитывать на появление в олимпийской команде к 2016 году, а к 2020 году мы получим новую команду России. Это новые спортсмены, тренеры, методики. Им предстоит сделать то, к чему последние восемь лет мы все стремимся, — возродить наши мощные спортивные традиции.

«Наша задача — убрать альтернативу здоровью»

Дмитрий КИСЕЛЕВ, директор Федерального центра подготовки спортивного резерва (ФЦПСР):

Изображение

Тем не менее всегда есть к чему стремиться, над чем работать и что улучшать. Основа будущих спортивных достижений — тренеры, специалисты и руководители спортивных школ на местах. От передовых методик, работы и взаимопонимания с подопечными — потенциальными чемпионами — зависит конечный результат. В советское время в плане методической работы у нас имелся внушительный запас прочности, который позволял обыгрывать соперников, несмотря на отставание в иных компонентах. О существовавшем в то время целом спектре объединений, комплексных научных группах, НИИВК, институтах физкультуры, стабильно поставлявших тренерские кадры, в США даже не знали, не то что использовали. Поэтому сейчас, в новое время, мы обязаны сделать колоссальное ускорение, обновить ранее созданные и апробированные методики или создать и опробовать новые, и не отставать от всемирного спортивного прогресса. Это, признаюсь, очень сложно.

Замечу, что и мы не стоим на месте, вводим изменения, ведем дискуссию. В этом году мы включили сборные Москвы и Санкт-Петербурга в отборочный этап соревнований. Что породило и вопросы, и предложения. Например, неправильно автоматически раздавать пропуски в следующий финал призерам. Это огромный гандикап региону на годы вперед, и никто не может гарантировать, что за это время спорт будет там по-прежнему актуален, а работа в сфере будет вестись последовательно и планомерно. Как раньше отделить столицы от остальных субъектов? Но почему, по какой причине? Ну, исторически сложилось, что Москва — центр страны, что вся элита экономических и людских ресурсов там собрана и конкурировать с ней в любой сфере тяжело. Мы и так привыкли, что спорт извечно отрезан от общей жизни страны, зачем же нам создавать еще большую пропасть? Почему я должен одну команду по каким-то причинам отделять от остальных? И для меня показательны результаты такого эксперимента — сборные регионов ЦФО, соперничавшие с Москвой в отборочном этапе, в финале выступили лучше, чем на прошлой Спартакиаде.

Считаю, что результат нашей десятилетней работы, нашедший выражение в словах министра спорта Виталия Мутко на открытии соревнований в Пензе: «Спартакиада — главное спортивное событие в жизни страны», — не аванс, а констатация факта. И останавливаться на достигнутом никто не собирается — заслуженное отношение необходимо поддерживать и продолжать растить новых чемпионов.

Спартакиада в Пензе стала отличной трибуной для отчета министра спорта Виталия МУТКО о развитии отрасли, ее перспективах и проблемах

Сейчас трудно себе это представить, но не так давно самые крупные комплексные юношеские соревнования страны долгое время не попадали в сферу внимания высоких спортивных чинов. Поэтому визит министра спорта Виталия Мутко, первый полноценный за всю историю Спартакиад, вызвал колоссальный ажиотаж среди всех причастных к юношескому спорту. Вписав в свой график Пензу сразу после Универсиады в Казани, главный спортивный чиновник первым делом назначил совещание среди руководителей спортивных учреждений области. Потому что привычка любоваться не вершиной пирамиды успеха, а осматривать основание — главная цель. В своем выступлении министр спорта подвел итоги и обозначил новые задачи.

— После Олимпиады в Ванкувере, где национальная сборная заняла 11-е место, председатель правительства сказал: голову пеплом посыпать не стоит, но выводы последовать должны. Причем не поверхностно взглянуть на проблему — отчитать провинившихся спортсменов, тренеров или министров, а глобально. После детального рассмотрения системы подготовки спортивного резерва мы с коллегами буквально пришли в ужас. Фактически основополагающим механизмом «выращивания» спортсменов не занимались 20 лет! Оказалось, что у нас нет тренеров, потеряна материально-техническая база, спортивные общества, бравшие на себя большую часть обязательств по подготовке кадров для сборных, либо существуют по остаточному принципу, либо коммерциализированы (вместе с инфраструктурой и территорией), либо вовсе распались. Неудивительно, что мы «достигли» колоссального отставания на зимней Олимпиаде — запустили свои традиционные виды спорта и не успели за новыми, принятыми в программу Игр в начале 90-х (скелетон, керлинг, шорт-трек, фристайл).

Поэтому было принято кардинальное решение по восстановлению нашей отрасли, в соответствии со стратегией развития физической культуры и спорта до 2020 года.

В ее рамках государство поставило нам высокие задачи — вовлечь в занятия спортом 40% граждан и 80% детей. И какими способами будет найдено верное решение, какую политику выработать — должны выбрать сами регионы. Будет ли это модернизация физического воспитания в школе и третий урок физкультуры или становление тренера ключевой фигурой.

Другая немаловажная часть наших задач связана с подготовкой спортивного резерва — будущего наших олимпийских медалей. По предложенному комплексу мер многое уже удалось реализовать. Усилив роль государства, взяли под ответственность материальную базу (за эти годы построено 9 новых центров: Руза, Новогорск, Парамоново, Кисловодск), подняли зарплату спортсменам (с 12 тысяч рублей до 35–120), ввели страхование, компенсации за вызов игроков в сборную, увеличили субсидии в прикладную науку (300 миллионов в год).

Серьезное противоречие у нас возникает с Министерством образования, хотя лично поработав главой района, понимаю, насколько тесная взаимосвязь между нашими ведомствами. У нас разные задачи, разные бюджеты и разные методы комплектования наших учреждений. 65 миллиардов, выделяемых на систему подготовки резерва, идет в образование, а не в спорт. Я уже дал указания всем субъектам Федерации перевести детско-юношеские спортшколы из системы образования в систему спорта. На повестке — создание нового типа учреждения спортивной подготовки. Оно должно быть выведено из системы образования и вписываться в мощную вертикаль: центр сборной страны — центр юношеской подготовки, училища олимпийского резерва и спортшколы. Вокруг них мы будем разворачивать материально-техническую базу, финансы, кадры. Я хочу найти идеальную модель такого учреждения. Пока их не будет, у нас не будет ничего!

Изображение
shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow