СюжетыКультура

Афиша

Культурные события следующей недели

Этот материал вышел в номере № 96 от 30 августа 2013
Читать

Кто на дачу, а кто в музей. В Мультимедиа Арт Музее сразу шесть выставок, из тех, что стоят внимания, вышли на финишную прямую, закрываясь 8 сентября.

В экспозицию «Оскар Рабин: графика 1950–1960-х» вошли более сорока работ и четыре станковые картины, созданные в самый ранний и при этом очень интересный период творчества художника. По ним можно проследить происхождение и развитие его иконографии. К этому времени относятся первые опыты Рабина в духе «русского поп-арта» с водкой, картами, дорожными знаками и вывесками, автопортреты и портреты жены, друзей-художников, лианозовские «пейзажи» с бараками. Большинство работ представлено московскому зрителю впервые.

Выставка «Концентрация кадра. 1920–1940-е» — это попытка собрать воедино разрозненные факты, документы и снимки и дать наиболее полное представление о личности и творчестве одной из самых загадочных фигур в истории советской фотографии 1930-х годов Елеазара Лангмана, откровенного экспериментатора, яркого и самобытного, по сравнению с которым Александр Родченко классичен, Борис Игнатович — более последователен, а, скажем, Владимир Грюнталь — более осторожен с ракурсами.

«Российский бестиарий» — это выставка Григория Майофиса, который с начала 2000-х обращается к фотографии, создает постановочные композиции с участием цирковых животных, балерин, гимнастов, музыкантов, практикуя альтернативные виды печати фотографии — на соленых бумагах, бромойль и др.

На выставке Ростана Тавасиева «Все сложно» представлено несколько абстрактных объектов, у которых есть аккаунты в социальных сетях. Экспонаты вступают в переписку между собой, обсуждают как собственные художественные достоинства и недостатки, так и более общие темы. У посетителей выставки — пользователей соцсетей появляется возможность не только посмотреть, но и пообщаться с объектом современного искусства без посредников.

Интерактивная выставка «Playtime. Мифология видеоигр», сложенная из инсталляций, исторических документов, фотографий и видеороликов, посвящена различным аспектам компьютерных игр — от архитектуры и внутренней физики игры до влияния видеоигр на культуру и реальность. И, наконец, экспозиция молодых художников носит слегка провокационное название «Зачем мы ходим на выставки» (и это не вопрос!). Поспешите.

Ул. Остоженка, 16. До 8 сентября

Британский совет и Центр документального кино (ЦДК) запускают проект «Образовательный субботник». По выходным в ЦДК будут бесплатно показывать британские документальные фильмы, каждый из которых станет путешествием в отдаленные уголки планеты, погружением в мир современной науки или экскурсом в мировую историю и культуру. Первым в этой очереди оказалась картина «Тонкий лед», снятая Дэвидом Сингтоном и Саймоном Лэмбом, режиссерским дуэтом из Новой Зеландии. Это уникальное по своему масштабу исследование изменений климата, которое проводилось учеными со всего мира одновременно на четырех континентах Земли, покажут 31 августа, то есть завтра, в полдень. А уже в 14.00 на экране ЦДК «Проклятие Моны Лизы» — захватывающий документальный детектив, попытка знаменитого искусствоведа Роберта Хьюза ответить на вопрос, которым задавались художники со времен Леонардо да Винчи: в чем загадка знаменитого портрета Джоконды и почему он так сильно повлиял на все последующие поколения живописцев. Фильмы демонстрируются на английском языке с русскими субтитрами.

Зубовский б-р, 2

Кусок жизни

«Платформа», проект, представляющий различные стороны современного искусства: театр, танец, музыку, медиа и бла-бла-бла, после двухмесячного лета открывает новый сезон. Первой премьерой последнего станет 31 августа хореографический медиаперформанс Piеce a Vivre. Постановка куратора направления «танец» «Платформы» Анны Абалихиной и руководителя студии «Диалог Данс» Ивана Евстигнеева изучает человеческие отношения, одиночество, пределы человеческих взаимосвязей и невозможность уединения. Сочетание хореографической драматургии с видеорядом и экспериментальным программированием делает этот спектакль красивым.

4-й Сыромятнический пер., 1, стр. 6. Начало в 20.00

Три в одной

Московская консерватория 1 сентября открывает сезон тройным залпом концертов. В Большом зале будет звучать высокая классика с вкраплением джазовых мотивов, поскольку с Концертным симфоническим оркестром консерватории под управлением маэстро Анатолия Левина выступит харизматичный Даниил Крамер, один из лучших отечественных джазовых пианистов. Посему в программе увертюры Михаила Глинки и Джоакино Россини будут соседствовать с Гершвином — тут все понятно — и Морисом Равелем, баловавшимся джазом. В Малом зале в это время «Брамс-трио» начнет «осенне-зимнюю» серию камерных концертов. В репертуаре ансамбля, основанного известной пианисткой Наталией Рубинштейн, есть много чего. Но для открытия сезона выбрана программа, посвященная творчеству композитора, чье имя и носит коллектив, — Иоганнеса Брамса. Наконец, в Рахманиновском зале состоится первый из 16 концертов фестиваля «Творческая молодежь Московской консерватории», на котором прозвучат камерные сочинения венских классиков — Моцарта и Бетховена. Центром притяжения станет яркая альтистка Ирина Сопова.

Ул. Большая Никитская, 13/6. Начало концертов в 19.00

С 31 августа галерея «Роза Азора» принимает событие в непривычном формате — фестиваль не фестиваль, выставка не выставка… В общем, это будут Дни издательства «Барбарис», известного не только книгами, каждая из которых часто — арт-объект, но и вниманием к рукотворному и настоящему мастерству, которое оно привлекает. По большому счету «Барбарис» — это даже не издательство, а сообщество — поэтов, писателей, художников, галеристов, свободных от необходимости доказывать свою состоятельность. Вот они-то и будут расширять в «Розе Азора» привычные пространства действия, проводя вернисажи и встречи с авторами, выставки и костюмированные вечеринки, игры и живые картины. В программе Дней — презентации издательских проектов на фоне живописи, графики и фотографий, детских рисунков, шарад и спектаклей. На две недели интерьер галереи станет издательской студией, которая будет меняться от события к событию каждые два дня. Такой вот книжный базар и художественная галерея в одной подарочной коробке. Откроют фестиваль торжественные и праздничные рыбы Елены Фокиной, которые будут на стенах «Розы Азора» и в папках артлото — старинной игры в новом прочтении неординарного издательства.

Никитский б-р, 14. До 14 сентября

Встречаются как-то на сцене Трике из «Евгения Онегина» Чайковского и Иоланта из одноименной оперы Чайковского же, загадочный Демон из оперы Артура Рубинштейна и веселый птицелов Папагено из «Волшебной флейты» (Моцарт — великий композитор!), несчастный горбун Риголетто из шедевра Верди и заводная кукла Олимпия из «Сказок Гофмана» Оффенбаха; а также герои опер: «Норма» Беллини, «Итальянка в Алжире» Россини, «Травиата», «Набукко», «Сицилийская вечерня» Верди, оперетты «Летучая мышь» Иоганна Штрауса… Встречаются и… поют, разумеется! А вы чего ждали? Это же не анекдот, а праздничное — по духу — театрализованное представление «Все это — Опера!» в «Новой Опере». Два с небольшим года назад театр отметил им свое двадцатилетие, и зрителю своеобразный парад-алле героев из лучших спектаклей театра, солистов, хора и даже статистов с предметами реквизита и фейерверком в финале пришелся по душе.

Но уж темнеет вечер синий, пора нам в оперу скорей, а именно — 31 августа.

Каретный Ряд, 3, стр. 2 (сад «Эрмитаж»). Начало в 16.00

Типичные представители «среднего класса» британского рока, Editors, приезжают в Москву, будучи в хорошей концертной форме. За четыре года с момента предпоследнего альбома In This Light And On This Evening они существенно расширили свои выразительные средства. И прежде всего «вырос» Том Смит, из вокалиста инди-группы превратившийся, наконец, во фронтмена, изо всех сил старающегося быть харизматичным. Теперь в его пении слышны не только стотыщмиллионные интерпретации Йена Кертиса, но и облегченная пластика Джима Моррисона (немного), и хриплая грусть Брюса Спрингстина, и стадионная подача Боно (более чем нужно). Конечно, этому во многом способствует в целом добротный новый материал, только-только вышедший в виде альбома The Weight of Your Love. Меньше dark-disco — больше собственно рока; гитары снова доминируют, а синтезаторы не то чтобы посрамлены, но стали скромнее. Много струнных — к месту и не к месту. Мелодические хуки… Ну, они есть. Что по нынешним временам немало. По-прежнему чувствуется влияние ранних R.E.M. — от него «Редакторы», по всей видимости, не избавятся никогда. Но песни практически все густо намазаны помпезностью, что, возможно, неплохо для живых выступлений — посмотрим 1 сентября в Известия-Hall, но уже в недалекой перспективе грозит группе синдром Simple Minds: недурная группа, так и не вышедшая из тени U2 и других супербизонов 1980-х. Потому что «хорошие мужики, но не орлы…».

Пушкинская пл., 5. Начало в 20.00

Новогодний Губерман

В самый канун еврейского Нового года, 4 сентября, в клубе «Гнездо глухаря» состоится творческий вечер знаменитого поэта-хулигана из Израиля Игоря Губермана. Это будет его первый концерт в новом сезоне.

Цветной б-р, 30. Начало в 20.00

На звезд посмотреть

iTunes пришел в Россию не так давно, как, быть может, многим хотелось, поэтому и музыкальный фестиваль его имени — iTunes Festival — известен у нас весьма скромно. А между тем это месяц бесплатных концертов от звезд мировой поп-музыки, который проходит в лондонском зале Roadhouse начиная с 2007 года. Билеты, распространяемые безвозмездно, то есть даром среди обладателей аккаунтов iTunes, а также — посредством всяческих розыгрышей — среди фанатов артистов, принимающих участие в фестивале, кому-то за пределами Великобритании перепадают редко. Однако концерты — и в этом, пожалуй, главная фишка для отечественных любителей зарубежной эстрады — будут ежевечерне транслироваться в режиме потокового видео, которое можно смотреть как собственно в iTunes (Maс у вас или PC, неважно — нужен только аккаунт), так и с помощью специальных приложений, которые есть теперь и на русском языке. А смотреть, начиная с 1 сентября, предстоит примерно вот что. Откроет фест Lady Gaga. 2 сентября на сцену выйдут исландцы Sigur Ros со своим эльфийским пост-роком, а им на смену выползут колорадские фолкеры The Lumineers. 6 сентября сотрясать своды «Раундхауса» будут Queens of The Stone Age, а три дня спустя — Arctic Monkeys. Kings of Leon появятся там 11 сентября, а днем позже в фестивале примет участие сэр Элтон Джон, сказавший: «Для меня выступление перед молодой аудиторией — настоящий кураж». Ну еще бы!.. На пока еще модных Vampire Weekend можно будет посмотреть 15-го числа, на, скажем, Кендрика Ламара — 19-го. Primal Scream, собирающиеся, по словам Бобби Гиллеспи, превратить зал в летающую тарелку и стартануть в космос, выступят 20 сентября, Pixies — 25-го. Это, конечно, далеко не все: концерты будут проходить каждый день. Закроют фестиваль Джастин Тимберлейк 29-го и Кэти Перри 30 сентября соответственно.

В интернете. До 30 сентября

4 и 5 сентября в Центре им. Вс. Мейер-хольда состоится премьера новой постановки Аллы Сигаловой и студентов Школы-студии МХАТ «Mp3. Равель». Спектакль представляет собой хореографические этюды на музыку «Болеро» Мориса Равеля. «Что меня возбуждает в этой работе? Меня всегда возбуждают талантливые люди, а этот курс очень особенный, — говорит Сигалова, известная не только как выдающийся хореограф, но и как педагог, обучающий пластике и танцу драматических артистов. — Эта работа — опыт познания себя, своих психологических возможностей и эмоциональных ресурсов. Ты думал, что умеешь только шептать о любви, а оказывается — можешь кричать, разрывая связки в кровь». Продолжительность спектакля — полтора часа. Без слов.

Ул. Новослободская, 23. Начало в 20.00

Тяжелый металл, трусливый трактор и шкафы с именами

5 сентября галерея «Риджина», базирующаяся на «Винзаводе», открывает сразу три выставки. Сама галерея превратится в «библиотеку прошлого», или, как ее называет украинский художник Сергей Зарва, который берется за перевоплощение, «Библиотеку оптимизма». Центром экспозиции станут 6 шкафов, типичных для советских квартир 1960–1970 гг. Посредством содержимого шкафов Зарва с присущим ему юмором и стебом собирается изобразить жизнь советского гражданина, его традиционные ценности и желания. Каждый шкаф имеет свое название: «Семейная реликвия» с вензельным семейным гербом, «Шкаф Ивана Мухоморыча» с жизнеописанием детства персонажа, «Дембельский шкаф» с армейскими железяками, «Поэтический шкаф» с подшивками стихов, «Шкаф-журнал» с коллекциями «Огонька», «Работницы» и «Здоровья», «Сувенирный шкаф» с заряженными на деньги фотографиями.

В цехе Красного мастер прославленных сюрреалистических скульптур Эрвин Вурм представит выставку «Abstract Abstruse/Трусливый трактор». Надувные дома, заплывшие жиром машины и нелепые фигуры людей — за основу своих работ художник берет обычные предметы, которые смешно трансформирует в размерах и формах. Более 30 экспонатов новой выставки — это известные домики и новая серия абстрактных работ из резиновых сосисок и сарделек. Также впервые привезут работы из известной серии drinking sculptures, представляющие разнообразные гибриды предметов винтажной мебели.

Наконец, в пространстве Большого Винохранилища откроется выставка молодых художников Heavy Metal. Речь не идет о сообществе ортодоксальных металлистов, воспевающих любимый жанр музыки. В представленных живописных, скульптурных и графических работах авторы извлекают из себя «человека heavy metal» — культурного радикала, действующего с грубостью варвара, беспечностью подростка и настойчивостью естествоиспытателя-экспериментатора со своеобразной манерой высказываться, резкостью и брутальностью образа, крайней агрессией и черным юмором.

4-й Сыромятнический пер., 1

Доподлинно о ней не известно почти ничего. Родилась в Нью-Йорке в 1926-м, выросла во Франции, сорок лет или около того она проработала няней в Чикаго, сама была бездетной, немного путешествовала по миру, умерла в 2009 году в доме престарелых. Ее имя и сегодня не сказало бы никому ничего, если бы не случай, ставший уже хрестоматийным. Всего шесть лет тому назад молодой риелтор по профессии, а по призванию историк и увлеченный коллекционер Джон Малуф, задумав написать книгу о жителях Чикаго, ненароком попал на какой-то аукцион, на котором всего за $400 купил коробки неопределенного происхождения с сотней тысяч непроявленных фотонегативов внутри. Там были кадры в жанре уличной фотографии из недавнего прошлого, от которых перехватывало дыхание, — в них неизвестному мастеру удалось схватить самую суть Америки. Их сразу стали сравнивать с произведениями великого Анри Картье-Брессона. В композиционных решениях они приближались к работам Андре Кертеса. Даже частично опубликованные, они произвели фурор. К счастью, на одной из коробок значилось имя владельца — Вивьен Майер. Она была прирожденным фотографом, который сумел пронести тайну своей любви к фотографии через всю жизнь. 4 сентября в Центре фотографии им. братьев Люмьер открывается выставка одного из самых загадочных фотографов столетия — 50 черно-белых фотографий, сделанных в основном в 1950-е и 1960-е. Это канонические изображения архитектуры и уличной жизни Чикаго и Нью-Йорка. Именно вначале 1950-х Вивьен Майер решает серьезно заняться фотографией, меняет свой Kodak Brownie на дорогостоящий Rolleiflex и начинает снимать на средний формат. Она редко делала более одного кадра каждой сцены, и в основном ее занимали дети, женщины, пожилые и бедняки. В этих кадрах найдутся и поразительные автопортреты, сделанные во время ее путешествий в Египет, Бангкок, Италию, американский Запад и дюжину других городов по всему миру. В России работы Вивьен Майер будут показаны впервые.

Болотная наб., 3, стр. 1. До 27 октября

Средние века наступают?

В прошлом году на литературные просторы вышел роман Евгения Водолазкина «Лавр» — о житии средневекового врача. В этом году, а именно 6 сентября, он послужит поводом для встречи писателя с читателями и им сочувствующими в культурном центре «Покровские ворота». В числе сочувствующих окажутся литературовед Майя Кучерская, Николай Усков, в нынешней своей аватаре — главред «Сноба», а по образованию — медиевист, и историк-религиовед Алексей Юдин. Такой состав обусловил название вечера — «Современная литература: вперед, в Средневековье?». Или наоборот? Ну да не важно.

Вход бесплатный. Ул. Покровка, 27, стр. 1 (вход в арку). Начало в 19.30

Книга воспоминаний Виктора Шендеровича «Изюм из булки» уже успела полюбиться читателям. Сотни сюжетов, объединенных обаятельной интонацией автора, образуют неповторимую картину нескольких эпох…

Новое, третье издание книги, только что вышедшей в издательстве «Время», — это еще и четыреста новых историй, которые вы будете перечитывать и пересказывать сами.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow