СюжетыСпорт

Сказать «нет»

Олимпийская Сборная Человечества

Этот материал вышел в номере № 98 от 4 сентября 2013
Читать
На фотографии французские фигуристы Андре и Пьер Брюне. Они не аутсайдеры, они двукратные олимпийские чемпионы 1928 и 1932 годов. Им есть что терять. Они могли бы стать и трехкратными, но на игры в Гармиш-Партенкирхене не поехали, объявили бойкот.
Изображение

Спорт вне политики. Поэтому не надо мешать олимпийскому движению, втягивая его в политические игры. Игры принадлежат спортсменам, а не политикам. И мы не позволим евреям сделать Олимпиаду разменной монетой в их дрязгах с Германией. Так говорил в 1936 году один из влиятельнейших членов МОК, американец Эвери Брэндедж.

И действительно, чем вас не устраивает возрождающаяся, крепящая национальный дух, телесно и духовно крепкая Германия Гитлера и Геббельса, в которой такое большое внимание уделяется физкультуре и спорту? Концлагерями? В них сидят отдельные отщепенцы. Преследованием евреев? Это преувеличено. Сожжением книг Томаса Манна и Ремарка на площадях? У нас съезд спортсменов, а не библиотекарей!

Нет стран без проблем, нет народов, которые не творили бы несправедливостей. В южных штатах Америки в 1936 году висят таблички: «Только для белых!», в Испании идет гражданская война, во Франции в Марселе террорист прямо на улице убил югославского короля Александра и министра иностранных дел Луи Барту. Где нам взять для вас, моралисты и чистоплюи, идеальное место без единой жестокости и несправедливости для проведения Олимпийских игр? Такого места на Земле нет. А чем тогда Германия хуже других?

Германия старается, этого нельзя не видеть! Ее руководство делает все для создания атмосферы спортивного праздника. Рейхсфюрер лично курирует строительство спортивных объектов. По требованию президента МОК графа Анри де Байе-Латура во всех местах проведения соревнований сняты таблички: «Евреи нежелательны!» В олимпийскую хоккейную команду Третьего рейха включен Руди Балль, игрок с еврейской кровью. Временно приостановлено действие законов против гомосексуалистов. И после этого вы осмеливаетесь утверждать, что руководители Германии и лично г-н Гитлер не предпринимают достаточных усилий для того, чтобы зимняя Олимпиада в Гармиш-Партенкирхене прошла успешно?

Задним умом все крепки. На Олимпийских играх 1936 года в Гармиш-Партенкирхене чемпионами в парном катании стали представители Третьего рейха Эрнст Байер и Макси Гербер. Несколько десятилетий спустя, поняв, в чем они участвовали, они продали свою золотую олимпийскую медаль, а деньги перевели в фонд помощи жертвам Холокоста. Но тогда, в том славном снежном феврале, они были счастливы, выбрасывая руку в нацистском приветствии в тот момент, когда обожаемый Гитлер в длинном кожаном реглане и в фуражке с высокой тульей шел во главе колонны, состоявшей из дородных господ в шляпах, котелках и дорогих пальто. Это были деятели международного олимпийского движения, весьма довольные прекрасной организацией Игр. Потом они тоже одумались и через 20 лет выпустили заявление о том, что были неправы.

Всего десять лет лежит между 1936 и 1946 годами. В 1936 году — всеобщее заблуждение, в 1946-м — всеобщее понимание. Но обязательно ли понимание должно покупаться ценой гибели 50 миллионов человек? Можно ли было в 1936 году понять, что происходит?

Уже были приняты (конечно, единогласно, всеми депутатами предварительно зачищенного рейхстага) «Нюрнбергские законы» о расовой чистоте. Уже началось уничтожение евреев и цыган. Уже были созданы концлагеря, в которых сидели 150 тысяч человек. Уже бесследно исчезали люди, за которыми приходило гестапо. Уже на площадях сжигали книги, которые мешали единственно верной точке зрения на историю. Уже был заключен в концлагерь журналист и пацифист Карл фон Оссецкий, боровшийся против немецкого милитаризма и фашизма. В тот год, когда радостные лыжники и конькобежцы съезжались посоревноваться в Гармиш-Партенкирхен, этому почти уже замученному до смерти узнику концлагеря Эстервеген-Папенбург присудили Нобелевскую премию мира.

Понять было можно, но в ежедневной текучке дел так трудно и так не хочется понимать. Да и как объяснить здоровенному парню, четыре года проливавшему пот на тренировках, что есть вещи поважнее, чем бег на лыжах? Как объяснить красивой девочке, которую манит шум трибун, и восторг поклонников, и блеск медалей, и желание показать всему миру свою новую красивую юбочку, что нельзя кататься на коньках в месте, где изможденные узники лагерей строятся на утреннем плацу?

На фотографии французские фигуристы Андре и Пьер Брюне. Они не аутсайдеры, они двукратные олимпийские чемпионы 1928 и 1932 годов. Им есть что терять. Они могли бы стать и трехкратными, но на игры в Гармиш-Партенкирхене не поехали, объявили бойкот.

Следующий в галерее знаменитых олимпийцев — тренер сборной США по хоккею Херб Брукс.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow