Сюжеты

13D, Карамазовы и кролик

Московский Художественный открыл сезон «моноспектаклем» своего худрука

Фото: «Новая газета»

Этот материал вышел в № 99 от 6 сентября 2013
ЧитатьЧитать номер
Культура

Марина Токареваобозреватель

Московский Художественный открыл сезон «моноспектаклем» своего худрука. Олег Табаков вошел в зал в кликах и овации, с некоторым трудом поднялся на специально сооруженную к случаю трибунку и немедленно задал тон действу: «…извините, я не один, я с моим остеохондрозом!»

Олег Табаков вошел в зал в кликах и овации, с некоторым трудом поднялся на специально сооруженную к случаю трибунку и немедленно задал тон действу: «…извините, я не один, я с моим остеохондрозом!»

Он стоит во главе МХТ 13 лет, пришел в труппу вслед за Олегом Ефремовым три десятилетия назад. А Художественному театру в этом году — 115.

«Надо этому почтенному возрасту соответствовать как-то», — заметил Табаков и тут же попросил зал почтить минутой молчания память ушедших артистов — Марины Голуб, Виктора Сергачёва и Лилии Толмачёвой: с двумя последними худрук МХТ связан общей биографией создателей «Современника».

«В лучшие времена, — сказал Табаков, возвращаясь к труппе Художественного, — этот театр жил семьей, дружеской компанией».

И объявил главные работы грядущего сезона. Владимир Машков вернет на сцену «Номер 13» с новым составом артистов. Тут Табаков с присущей ему щедрой самоиронией заметил: «Раньше, когда мы это только поставили, кто только ни возил по полу мою безразмерную рожу, — коммерция!!! А сегодня могу смело сказать: это самый успешный спектакль десятилетия…»

Новая версия, репетиции которой уже начались, будет называться «13 D». Возвращение Машкова в труппе приветствуют, считая стратегическим.

Константин Богомолов «перечитает «Братьев Карамазовых».

«Что общего между этими работами? — вопросил Табаков зал, и сам ответил: — Установка на искусство актера, надеюсь!»

Еще в планах — продолжение сотрудничества с венгром Яношем Сасом, на сей раз он выбрал «Трамвай Желание» Теннесси Уильямса; «Контрабас» Зюскинда, про который известно пока лишь, что это будет сольная партия Константина Хабенского; Роман Феодори будет ставить Островского («Правда — хорошо, а счастье лучше»), а Глеб Черепанов «Приключения кролика Эдварда» по прозе Кейт Ди Камилло. Эта часть планов отличается вторичностью: все объявленные «названия» в столице идут или шли недавно; и сможет ли Хабенский, как Райкин, держать зал двухчасовым монологом, не ясно.

А первозданную свежесть обещают следующие проекты: Виктор Рыжаков поставит пьесу Ивана Вырыпаева «Пьяные» в копродукции с ЦИМом; Марат Гацалов на Малой сцене — прозу Луцика и Саморядова «Сказка о том, чего мы можем, а чего нет». Название в театре, похоже, трактуется буквально: спектакль «…даст возможность показать способность Художественного театра <…> к решению задач, которые еще не были решены» (ошеломляющая мантра из пресс-релиза). Впрочем, Табаков смотрит на вещи бодро: «На 115-м году жизни мы не становимся музеем!»

Еще в сезоне — работа Евгения Арье над прозой Людмилы Улицкой и спектакль Антона Яковлева «Воительница» по Лескову.

Играя на трибуне то мудреца, то маршала, то рассыпающегося рамоли, Табаков тут решил выбрать интонацию шпрехшталмейстера и возгласил: «В главной роли — Евгения Добровольская!» Шум, крики. Табаков подавляет их мгновенно: «Молчать!» И посмеиваясь, добавляет: «А то будем вычитать из зарплаты...» Но не жуткая угроза, а личная заразительность худрука быстро устанавливает тишину в зале.

«Впервые на русском» — зарубежная линия МХТ в этом году познакомит с новой немецкой драматургией, впереди — финны и испанцы.

Венчал открытие сезона вернисаж — в Зеленом фойе развернули выставку «Счастливый современник Виктор Розов», посвященную 100-летию драматурга. Предваряя ее, Табаков сказал: «Розов ввел в театр несколько поколений актеров и режиссеров, полвека кормились благодаря плодам его щедрого таланта. Жаль, что у нас нет такого автора сегодня… Очень жалею!»

Затем, наградив грамотами Минкультуры давних сотрудников, поздравив с юбилеем Анастасию Вознесенскую и Андрея Мягкова, представив труппе новых коллег — Надежду Борисову, Марию Карпову, Игоря Миркурбанова, Павла Чинарева, Максима Стоянова, — Олег Павлович пошарил под трибуной и спросил: «…а где тот букетик, за который я отдал без малого 100 долларов? Негосударственных денег!» И извлекши розы на свет, нанес поздравление жене: в этот день, 4 сентября, родилась артистка Марина Зудина..

На этом личный спектакль художественного руководителя Художественного театра был окончен. К финалу своего завораживающего монолога (что ни говори, а он по-прежнему лучший артист этой сцены) Олег Павлович без особой связи с предыдущим припомнил свою актерскую школу и обронил мечтательно: «Дети на Чаплыгина*, их бы выкормить, вынянчить, и всё будет хорошо…»

 

Читайте также

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera