СюжетыКультура

Афиша

Культурные события следующей недели

Этот материал вышел в номере № 99 от 6 сентября 2013
Читать

Театр занимательной науки

Сегодняинформационно-аналитический портал Полит.ру запускает свой новый экспериментальный проект — ProScience-театр. То есть театр научно-популярный — что еще ожидать от сайта, много лет проводящего в Москве свои публичные лекции, — но в отличие от лекций более «радикально-демократически» настроенный. Подразумевается парадоксальный, веселый разговор о науке и тех, кто ее делает, из самых первых рук, в лаконичной и часто неожиданной театрализованной форме. Местом «пробного шара» станет сцена Центра им. Вс. Мейерхольда. Вечером на ней пройдут моноспектакли-лекции медика Евгения Парнеса, палеонтолога Кирилла Еськова, историка Алексея Муравьева и экономиста Александра Аузана.

Ул. Новослободская, 23. Начало в 19.00.

На наше счастье, творческие ключи Леонида Федорова бьют не иссякая. Лидер и вокалист «Аукцыона», известный многочисленными сайд-проектами с музыкантами всего мира, на этот раз представляет неожиданную, спонтанную даже, коллаборацию с израильскими музыкантами: композитором и басистом Игорем Крутоголовым и барабанщиком Гаем Шехтором, которые вместе составляют ритм-секцию авант-роковой группы «Крузенштерн и пароход», характеризующей свою музыку как «каратэ-бокс-джаз». Харизма и безусловный мелодический талант Федорова и виртуозности «Крузенштернов» в сочетании дали не типичный для российской музыкальной сцены проект (впрочем, когда Федоров делал «типичное»…— риторический вопрос) и — ура! — альбом «Быть везде», презентация которого состоится сегодня. Девять песен, написанных Федоровым и Крутоголовым на стихи поэта и клавишника «Аукцыона» Дмитрия Озерского и записаны и сведенные в мае этого года в Израиле, будут представлены уважаемой публике в клубе «Гоголь».

Столешников пер. 11, стр. 1 (вход в арку). Начало в 20.00.

Неделя с небольшим как в кинотеатре «35 мм» завершился один фестиваль короткого метра —Future Shorts, — как Британский совет совместно с арт-объединением CoolConnections и парком искусств «Музеон» уже проводят следующий. BaftaShorts — это фестиваль короткометражных фильмов — номинантов премии Британской академии кино и телевидения, открывающийся сегодня вечером в открытом кинотеатре парка «Музеон». В программе: неоновая анимация о человечке с большой головой («Спасибо, я в порядке» режиссера Имонна О’Нила); удивительный фильм в духе классической научной фантастики «Бардак» Джонни Баррингтона — о неожиданной встрече группы израненных, но от этого не менее злобных викингов, с туристами; картина «Загадка Вурмана» Марка Гила с Мартином Фрименом в роли психиатра, прибывающего в тюрьму, чтобы осмотреть заключенного, считающего себя Богом; «Творение» — анимационная история о жизни режиссера-мультипликатора, который пытается справиться с собственным персонажем, и многое другое. Показы состоятся 6, 10, 13, 17, 20, 22 сентября.

Крымский Вал, вл. 2. Начало сеансов в 21.00.

Эта музыка будет вечной

Российский национальный оркестр (РНО) запускает сегодня новый концертный сезон и делает это своим «Большим фестивалем РНО»— в пятый уже раз. В афише фестиваля — 7 концертов с участием разной степени знаменитости отечественные и зарубежные исполнители и дирижеры. А откроет фестиваль нынче же вечером Элен Гримо, которую называют одной из самых «интригующих» пианисток нашей с вами современности. Со сцены Концертного зала им. Чайковского в исполнении «эксклюзивной» артистки Deutsche Grammophone прозвучат концерт № 1 для фортепиано с оркестром Брамса и симфония № 2 Рахманинова. За дирижерским пультом будет руководитель и главный дирижер РНО Михаил Плетнев. 10 сентября в исполнении РНО, Московского государственного академического камерного хора и солистов, в числе которых итальянское сопрано Микаэла Карози, прозвучит оратория Жюля Массне «Мария Магдалина» — одно из тех значительных сочинений, которые исполняются чрезвычайно редко. 12 сентября гостями оркестра станут скрипач Гидон Кремер и его ансамбль «Кремарата Балтика». В сопровождении последнего Кремер будет солировать в «Искусстве инструментовки» Баха, а Плетнев, который в этот вечер выступит в качестве пианиста, — в концерте для фортепиано с оркестром до мажор Гайдна. А затем мастера дуэтом представят сонату № 10 для скрипки и фортепиано Бетховена и ля-мажорная соната Шуберта. В целом фестиваль продлится до 23 сентября.

Триумфальная пл., 4/31. Начало концертов в 19.00.

Грамма-наци рулеззз!

Первые «Диалоги» проекта «ПостНаука»в новом сезоне будут посвящены русскому языку. Нынче вечером доктор филологических наук Гасан Гусейнов и кандидат филологических наук Ирина Левонтина в культурном центре «ЗИЛ»поговорят о том, что такое норма в русском языке, как она соблюдается и соблюдается ли вообще. Что происходит с языком в современном мире, как он отклоняется от нормы и к чему это приводит. В частности, Ирина Левонтина прочитает лекцию «Норма и избирательность», а лекция Гусейнова называется «Норма и личность». Он расскажет в ней о том, что норму и личность можно назвать вторичными философскими категориями. До их осмысления у большинства людей попросту не доходят руки. Поэтому и то и другое принято считать чем-то раз и навсегда данным, утвержденным или неизменным. А всякое отклонение от нормы легко уподобляется «искаженному или обезображенному лицу». Как язык ведет себя в качестве идеального места встречи личности и нормы? Почему один человек может почувствовать себя задетым нарушением привычной речевой нормы, а другой — только такие нарушения и ценит? Эти и другие смежные вопросы все чаще ставятся именно в наше время — время медийно-коммуникационной революции.

Ул. Восточная, 4, корп. 1. Начало в 19.30.

В Москву приезжает ветеран эмбиента Уильям Басински. Классически образованный кларнетист, саксофонист и композитор, в 1970-х близко к сердцу воспринявший творчество Стива Райха и Брайана Ино и с тех пор развивающий собственные идеи в духе электронного минимализма, Басински, используя петли магнитофонных лент и старые бобинные магнитофоны, зацикливал короткие мелодические фрагменты — лупы — еще до того, как это стало модным. Самая известная его работа, серия композиций под названием The Disintegration Loops, была создана в августе 2001-го: старые магнитофонные ленты разрушались прямо в процессе их оцифровки. У 63-минутного видео The Disintegration Loops 1.1 была своя мировая премьера на Международном кинофестивале в Роттердаме в 2002 году. Видео состояло из одного статичного вида на Нью-Йорк с крыши дома Басински в Бруклине поздним вечером 11 сентября 2001-го. 7 сентября музыкант представит в клубе «Дом»свои «Ноктюрны» — новую запись, выпущенную минувшим летом, — щедрые на нюансы медитативные звуковые текстуры. В концерте также примут участие московские электронные проекты Burago— под этим названием Савьер, барабанщик группы «Ночные Кобры», записывает замедленную музыку с семплами из советских научно-фантастических фильмов — и Phalf.

Б. Овчинниковский пер., 24, стр. 4. Начало в 19.00.

Ехал в трамвае Ильфипетров

«Сейчас наступил тот момент, когда живущие беспрестанно во мне (и в каждом из нас), почти фольклорные Ильф и Петров, слились в одну странную субстанцию «Ильфипетров». Меня чрезвычайно волнует, а кто-нибудь вообще знает, кто они, как они выглядят? Что о них известно?» — задумался как-то режиссер Роман Либеров и, словно отвечая на эти вопросы, снял документально-анимационный фильм «Ильфипетров»— о жизни и творчестве писателей Ильи Ильфа и Евгения Петрова, авторов бессмертных, уж простите этот здоровый пафос, «Двенадцати стульев» и «Золотого теленка». «Ильфипетров» — это работа в «смешанной технике»: постановочные и неигровые съемки, документы и фотографии, анимация и компьютерная графика, шумовое и звуковое оформление, проделанная с единственной целью: спиритического сеанса, вызывающего в наше время писателей. В съемках, проходивших в течение полутора лет в Москве, Ярославле, Одессе, Париже и Нью-Йорке — добавьте к этому повторение съемочной группой маршрута из «Одноэтажной Америки», — приняла участие дочь Ильфа Александра Ильинична, которая предоставила уникальный архив фотографий и рассказала об отце и его партнере по перу. В числе озвучивавших фильм — Сергей Маковецкий, Леонид Каневский, Михаил Ефремов, Полина Агуреева, Дмитрий Хоронько. Последний написал для фильма инструментально-оркестровую музыку. Автором и исполнителем произведений на препарированном рояле стал композитор и ведущий музыкальный редактор «Мосфильма» Константин Шевелев, воссоздавший ауру и настроение 1920-х годов. Премьера «Ильфаипетрова» — завтра в кинотеатре «Пионер».

Кутузовский пр-т, 21. Начало в 18.30.

Памяти коллег

8 сентября в Большом зале Московской консерваторииблаготворительный концерт памяти погибших журналистов. В рамках этой акции состоится награждение премиями Союза журналистов России, вручение I Национальной премии «Камертон» имени Анны Политковской. А потом настанет черед музыки, «говорящей от сердца к сердцу», в исполнении Московского камерного оркестра Musica Viva под управлением Александра Рудина, пианиста Алексея Любимова, скрипача Гайка Казазяна и виолончелиста Эмина Мартиросяна. Будут играть Тройной концерт Бетховена.

Ул. Большая Никитская, 13/6. Начало в 19.00.

Молодые да ранние

9 и 10 сентября в клубе «16 тонн»состоится финал рок-фестиваля «Индюшата-2013». Дурацкое название не имеет отношения к курообразным, а образовано от иноязычного термина «инди», то бишь independent, который в качестве жанровой приставки используют группы, особенно молодые, открещивающиеся от мейнстрима, что бы это ни значило. В фестивале примут участие команды, играющие в самых разных жанрах и направлениях: от гаражного ритм-н-блюза до дабстепа, от фолк-рока до нойзовой электроники. Их название мало что говорит — просто потому, что это в основном молодые да ранние, а еще потому, что прежде в Москве они не играли. Но фестиваль, проводящийся с 1990 года, свое дело знает и новые имена открывает более или менее исправно: в свое время именно на «Индюшатах» дебютировали Женя Любич, впоследствии «докатившаяся» до работы с Nouvelle Vogue; екатеринбургские «Обе две», помимо прочего, выступавшие на разогреве у The Cardigans; новгородские трип-хопперы Kira Lao и прочие, прочие, прочие.

Пресненский Вал, 6, стр. 1. Начало концертов в 20.00.

Корейская кухня

Фестиваль корейского кино в «35 мм»не случайно называется Kolors. Ежегодно в Южной Корее снимают десятки фильмов, как мейнстримовых, так и независимых. Всего один или два из них могут попасть в российский прокат, и фестивали — единственная возможность для зрителей увидеть на большом экране картины этой важной кинематографии. Поэтому для фестиваля Kolors, стартующего 11 сентября, выбраны самые яркие представители разных жанров. В этом году программу откроет «Берлин» — авторский триллер Рю Сын Вана о противостоянии разведок Северной и Южной Кореи, снятый в столице Германии. Кроме того, будут показаны сразу три мощных дебюта: хитроумная драма «Романтик Чо» режиссера Ли Гван Гука — ученика Хон Сан Су; и романтические комедии «Практическое руководство по использованию мужчин» и «Три процента любви» — фильмы на одну и ту же тематику, но совершенно непохожие друг на друга. Самый неожиданный фильм фестиваля — «Бегство на юг» ветерана южнокорейского кино Им Сул Ле. Формально это — семейная комедия, но о уж очень необычной семье: папу все зовут Чхве Гевара, мама — тоже старый революционер, и даже их отпуск на море с детьми не обходится без баррикад и сражений с капиталистами-коррупционерами. Начало сеансов — в 19.00, кроме открытия — оно начнется в 19.30.

Ул. Покровка, 47/24. До 16 сентября.

Послушать постмодерн

Альфред Шнитке — композитор, для творчества которого характерны экспрессия, масштабность, концептуальность замыслов, системы цитат и сложная оркестровая фактура. Яркий тому пример — сочинение «Moz-ART a la Haydn», написанное в 1977 году и полное ссылок и аллюзий на сочинения великих австрийских классиков: от современности — к классике, от собственно Шнитке — к фортепианному концерту № 25 Моцарта и знаменитой Пятой симфонии Бетховена, о первых тактах которой сам автор сказал: «Так судьба стучится в дверь». 11 сентября «Moz-ART a la Haydn» можно будет услышать в Московском театрально-концертном центре Павла Слободкина.

Дирижер — Заурбек Гугкаев, за роялем — Екатерина Март-Яцюк.

Арбат, 48. Начало в 19.00.

«Мы все из далеких 60-х. Если говорить честно, тогда мы жили лучше, хотя сама жизнь лучше сейчас» — эти слова Михаила Жванецкого могли бы послужить эпиграфом к концерту 12 сентября в клубе «Гнездо глухаря» всеми любимого актера и гениального чтеца Александра Филиппенко, искусно сплетающего общей темой, общей интонацией стихи и прозу, одного автора с другим, так, что трудно определить, где «кончается» Довлатов и начинается Аксёнов, где «водораздел» между Гоголем и Жванецким. В программе также — Пастернак, Есенин, Шаламов, Левитанский и, конечно, неподражаемые актерские импровизации.

Цветной б-р, 30. Начало в 20.00.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow