КолонкаПолитика

Ху из мистер националист

Этот материал вышел в номере № 106 от 23 сентября 2013
Читать
«Националист, ультраправый, убийца» — примерно так называли британцы и американцы в последние лет 10 того, кто в следующем году станет, вероятно, премьер-министром Индии. В итоге человек, о котором речь, был приглашен выступить в британском парламенте. Вся история — урок «широким политическим кругам» в США или Европе: сначала разберитесь, потом обзывайтесь

Националист, ультраправый, убийца» — примерно так называли британцы и американцы в последние лет 10 того, кто в следующем году станет, вероятно, премьер-министром Индии. В итоге человек, о котором речь, еще до своего назначения на пост главного кандидата от индийской оппозиции на выборах был приглашен выступить в британском парламенте. Вся история — урок «широким политическим кругам» в США или Европе: сначала разберитесь, потом обзывайтесь.

Итак, речь о Нарендре Моди, 63 лет, для индийской политической сцены — сущий младенец. Ведь до его назначения две ключевые партии страны выглядели вот как: премьер-министр (от правящего Индийского национального конгресса — ИНК) Манмохан Сингх — 81 год; лидер оппозиционной «Бхаратия джаната парти» (БДП) Лал Кришна Адвани — 86. Почему Моди может победить? Отличный оратор и человек, за 10 лет на посту главного министра штата Гуджарат превративший его в экономическое чудо. Это в то время, как за 10 лет правления ИНК в целом по стране индийцы впали в пессимизм: коррупция, изнасилования, упадок, замедление экономики и падение рупии, «с этой страной что-то не то», «все новости — плохие».

Чем Моди плох? А была такая история в 2002 году, когда в его штате группа мусульман напала на индусов (это слово означает только одно — приверженца индуистской религии, а вовсе не индийца вообще). И поубивала человек этак 60. Индусы ответили, и жертв было то ли тысяча, то ли две. Главного министра, Моди, обвиняли в том, что он как минимум не послал полицию на защиту мусульман. Пятно как на покойном Эдварде Кеннеди: вел машину, она упала в реку, утонула секретарша, не спас — испугался?

Правда, недавно расследование — а оно шло годами — сняло с Моди все обвинения. Но осадочек остался. И как рассчитывать теперь на голоса мусульман? А их в Индии вообще-то 165 миллионов, или 13,6% населения.

Но ИНК просто некого выставить против Моди. Соня Ганди — нездорова. Четвертое поколение правящей семьи Неру—Ганди в лице Рахула Ганди? Он умен и вообще хорош; его сестра Приянка даже лучше, но против Моди…

А теперь насчет националистов. В большинстве стран так называют партии, ставящие целью развитие нации, — начиная обычно с экономики. В этом смысле националисты правят Китаем, Россией, Индией (да, тот самый ИНК), и еще этак полутора сотнями стран. А то, что в России уверенно спутали националистов и нацистов, — так это наши особенности.

В Индии обе главные партии — националистические. Однако у оппозиционной БДП (она правила с 1998 по 2004 годы, это при ней Индия стала ядерной державой и была окончательно признана как один из будущих мировых лидеров) репутация «партии для индусов», а вовсе не для мусульман. Это «правая» партия? Ну на фоне ИНК, с ее социалистическим прошлым и программами помощи бедным, — да. Есть соблазн сказать, что БДП — это индийские республиканцы, а ИНК — демократы, и нынешние проблемы ИНК те же, что у демократов в США: как бы недостаточно национальная партия. Там много людей с американскими дипломами, всяких космополитов, это элита, улетевшая в стратосферу с индийской почвы…

Опросы показывают: средний класс сегодня скорее за БДП, да и вообще с появлением Моди картина для ИНК мрачная.

Индийцы с выбором разберутся, но как быть британцам и американцам, которые запретили ему въезд в свои страны в связи с погромами 2002 года? Это ведь Индия. И даже если она не станет второй (после Китая) экономикой мира лет через 20, то первая пятерка ей гарантирована…

Помогли индийские студенты из США. Сделали за местную «общественность» ее, общественности, работу: покопались в фактах. Рост экономики Гуджарата — 10% в год при Моди, это первое для иностранного капитала место в Индии. Национализм? Но Моди в речах, оказалось, не говорит о религии вообще. И еще есть такие цифры. На выборах 2009 года за БДП голосовали только 4% мусульман. Но в Гуджарате — 31%.

«Широкая общественность» задумалась. А узкая… В Англии упомянутое приглашение Моди в британский парламент подписали две группы депутатов, от консерваторов и лейбористов.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow