СюжетыОбщество

«Новые злые дети»

Скоротечный конфликт в Молжанинове. Кто и зачем присылал приставов в школу?

Этот материал вышел в номере № 106 от 23 сентября 2013
Читать
«Учительский протест», «новые злые дети» или еще: «революция с самого низу» — громкую историю в Молжанинове оппозиционеры уже втиснули в нынешний контекст. Не на шутку перепугались чиновники.
Изображение

«Учительский протест», «новые злые дети» или еще: «революция с самого низу» — громкую историю в Молжанинове оппозиционеры уже втиснули в нынешний контекст. Не на шутку перепугались чиновники.

Спустя несколько часов после того, как учителя, дети и родители взяли здание молжаниновской управы, один за другим в район примчались префект САО Базанчук, глава департамента образования Калина, полицейское начальство. Вице-мэр Леонид Печатников прилетел в карете «скорой помощи». Выбор транспорта вице-мэр объяснил мне экстренным характером вызова.

И хотя чиновники называли происходящее встречей с населением, по сути, это были настоящие переговоры.

В среду утром ученики и родители захватили здание местной управы в ответ на закрытие единственной в районе школы № 740 (в ней учатся 115 детей). Школа эта состоит из двух корпусов — один из них, для старшеклассников, закрыли в конце августа. Но учеба — теперь в две смены — продолжилась во втором корпусе, для начальных классов. И вот закрыли и его. С плакатами «Верните нашу школу!» и «Спасите от рейдеров!» взрослые и дети заняли четырехэтажное здание и объявили, что теперь будут учиться здесь. Напуганный врио главы управы Александр Никитин даже не стал спорить. Учителя в протесте вроде бы не участвовали, — но шли за родителями и детьми.

Днем ранее школу опечатали судебные приставы, выгнав детей и учителей во двор. «Явились прямо во время урока, — говорит директор школы Галина Великанова. — Напугали младшеклассников до слез». На руках у приставов было решение Головинского суда, по которому здания школы признавалось непригодным для эксплуатации. Руководствовался суд заключением Роспотребнадзора, выявившим 60-процентный износ стен, коммуникаций и крыши. Впрочем, непригодность небольшой двухэтажной школы (постройки начала ХХ века) Роспотребнадзор выявил еще в 2012 году. Но закрывать ее тогда не стали — Москва обязалась отремонтировать здание, а Исаак Калина утверждает, что подписал даже соответствующее гарантийное письмо. Вскоре здание и правда отремонтировали. На работы, как говорит председатель родительского комитета Александр Кудрявцев, было выделено 12 миллионов рублей — ремонтировали оба корпуса. Но в конце августа начальник управления образования САО Ольга Сусакова сообщила родителям, что школу решено немедленно закрыть, а всех детей возить на учебу в Зеленоград — крыша здания может обрушиться в любой момент. При этом Сусакова ссылалась на экспертизу все того же Роспотребнадзора. Стало быть, не помог ремонт? Тут нужно отметить, что, несмотря на объявленную критичность положения, выборы мэра власти провели все же в «аварийной школе» и даже заасфальтировали сюда подъезд. «Ситуация выглядит абсурдной. На ремонт были выделены 12 миллионов рублей, — говорится в открытом письме родительского комитета на имя Исаака Калины. — Для чего тогда были вложены и освоены такие большие деньги?»

— Нам говорят, что прогнили балки, несущие крышу, — рассказывала родительница-активистка Валентина Полищук. — Но почему их не отремонтировали? Кто лукавит — эксперты Роспотребнадзора или мэрия?

Надо сказать, родители хотели выяснить это на месте еще до приезда больших начальников. И попытались пробиться в опечатанные помещения школы — чтобы проверить те самые балки. Но путь им преграждали вооруженные приставы. «Нормально все с крышей, мы там лазали!» — говорили дети, еще больше раззадоривая взрослых.

Приехавшего Леонида Печатникова родители, кажется, могли бы съесть живьем.

— Сейчас же откройте нам школу! — встречали граждане вице-мэра. — Не верим в экспертизу!

— Послушайте, мы же с вами хотим жить в правовом государстве, — пытался успокоить людей Печатников, — так давайте следовать решениям суда! Школа временно закрыта. Мы не можем…

— При Лужкове такого не было! — рубанул из толпы мужик. — Куда дели 12 миллионов?

— А выделялись деньги? — спросил Печатников у префекта Базанчука. — Давайте мы проверим, что там отремонтировано. Мы проведем еще одну экспертизу и будем сражаться за школу…

Многие вообще не слушали и сидели с детьми в конференц-зале, рядовые чиновники управы угощали их чаем. Все вместе обсуждали, кто же, в конце концов, «заказал школу». Вот самая популярная в 3-тысячном Молжанинове версия: за атакой на школу могут стоять близкие к городским властям девелоперы. По плану развития в ближайшие годы Молжаниново, эту наименее заселенную территориию города, ждет неимоверный строительный бум. Например, мэрия анонсирует 60 тысяч новых рабочих мест и 5 миллионов кв. м недвижимости. Среди прочего в Молжанинове предлагается строить промзону на 100 гектаров и 1 миллион кв. м жилья. Гигантский продуктовый рынок по типу парижского Rungis, который занимает 232 гектара, предложил возводить заммэра Марат Хуснуллин. А в непосредственной близости от «непригодной школы» может появиться «многофункциональный общественный центр» вместе с транспортно-пересадочным узлом. Помех у перспективной стройки немного. Вся территория вдоль Ленинградского шоссе принадлежит городу — в том числе под неприметными коттеджами молжаниновцев. Ничего более примечательного во всей округе кроме той самой школы и продуктового магазина по соседству — нет. Подвинуть их — и можно начинать стройку…

Как заявил Печатников, что бы ни решила новая экспертиза, к следующему учебному году город построит для молжаниновцев современную школу — в 2 км севернее по Ленинградке. Но что конкретно вырастет на месте старой, которую признали непригодной?

— Утвержденного плана пока нет, концепция еще разрабатывается, — сообщил родителям префект Базанчук.

— У меня к вам просьба, уважаемый префект, — перебил Базанчука Печатников. — Объявите, что никакого захвата этой земли частником нет.

— Да, нет таких планов, — повторил Базанчук. — Разрабатывается концепция развития.

— Два месяца, пока будет идти новая экспертиза, мы будем возить детей в Зеленоград и обратно на автобусе в сопровождении машины ГИБДД. Дорога займет не более получаса.

— Полчаса? Да вы сами проехались бы! — крикнула Печатникову женщина с ребенком. — Тут же вечно пробки!

— Даже на «скорой» не проедешь! Не пойдет!

В общем, вариант с зеленоградской школой родители категорически отвергли.

Я спросил префекта Владислава Базанчука, что он думает про действия приставов.

— Я не могу комментировать их действия, — ушел от ответа префект.

— Я могу прокомментировать, — отреагировал вице-мэр Печатников на вопрос. — Это безумие. Я чисто по-человечески считаю так. Как в поговорке: заставь дурака богу молиться. И вот вчера была именно такая ситуация. С автоматами, как говорят родители, вломились выгонять детей — это безумие.

Меж тем в конференц-зале на четвертом этаже Исаак Калина заканчивал педсовет с учителями. После него здесь же должны были начаться совместные переговоры с участием родительского комитета. Родители ждали снаружи. Один за другим к ним из зала выходили уставшие учителя. Одна из них была в слезах. «Если мы не согласимся на Зеленоград, нас уволят», — сказала она Кудрявцеву.

— Никто никуда не поедет! Мы с детьми остаемся здесь! Что вы себе позволяете? — закричал на Калину Кудрявцев.

— Давайте успокоимся, — на секунду растерялся Калина.

— Вы давили на учителей! Они боятся увольнений!

— Это кто вам сказал? Галина Матвеевна, — Калина перевел взгляд на директора школы, — я давил? Что-нибудь говорил про увольнения?

— Ну… — терялась директор Великанова.

— Так давил или нет?

— Люди устали и уже неправильно воспринимают! Все на эмоциях! — сказала Великанова. — Все хотят, чтобы было, как прежде.

— Тогда какие проблемы? — осадил Калина Кудрявцева. — Женщинам я могу простить эмоции. Но вы-то мужчина! Должны понимать! Это же женщины!

«Эмоциональность» Кудрявцева задела главу департамента не на шутку. В течение трехчасовых переговоров он еще не раз пенял ему «немужским поведением». Перешел (односторонне) на «ты». Наконец даже упрекнул в говорливости учителей.

— Самая ответственная работа — даже не у чиновника, — говорил Калина. — А у учителя. Он с детьми работает, должен отвечать за свои слова, думать, что говорит. А что же ваш педагог, Галина Матвеевна?

— Она очень устала, дома больная мама! — настаивала Великанова.

— Ну так решите вопрос! Отправьте ее в отпуск!

Деловая часть встречи с трудом пробивалась сквозь нервы. Родительский комитет предложил договориться об аренде помещений у 19-й химкинский школы. До нее можно дойти пешком, в отличие от удаленной на 15 км школы в Зеленограде. Рассматривался также вариант арендовать большой коттедж и даже гостиницу. Но в итоге сошлись на Химках. А протестанты согласились оставить управу в покое.

Когда Великанова ненадолго вышла из зала, Исаак Калина зачем-то поинтересовался у оставшихся учителей, как у директора вообще складываются отношения с госвластью, управой, профсоюзом. Учителя по-партизански молчали.

— А я, к своему удивлению, почувствовал, что есть какое-то недоверие к властям, — обеспокоился Калина. — А ведь это директор целой школы, учитель!

Леонид Печатников:

Уже с пятницы в двухэтажном корпусе школы работает новая экспертиза. Ведь жители посчитали, что первое заключение было ангажировано. Если же новая экспертиза признает школу неопасной, мы тут же подадим кассационную жалобу в суд и, надеюсь, школа будет открыта.

До этого времени мы предлагаем ученикам и родителям на выбор — школу в Зеленограде либо химкинскую школу. Химкинская школа № 19 находится в шаговой доступности. Я там был, изумительная школа. Мы уже арендуем их здание на вторую смену. С понедельника дети могут начать там обучение. Впрочем, с точки зрения качества образования зеленоградская школа представляется мне более привлекательной. Не просто так мы предлагали именно этот вариант. Зеленоградская школа, куда мы планировали возить детей на автобусе, входит в топ-25 лучших школ России. А химкинская школа, и тем более 740-я, в топ не входит. Однако выбор остается за родителями.

Что насчет первоклассников, то они будут учиться на первом этаже управы Молжаниновского района. Мы нашли там подходящий зал. Опять же все это — на время экспертизы. Но если школа будет признана аварийной, то учиться таким образом дети будут до конца учебного года. А к следующему 1 сентября мы построим новую школу.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow