СюжетыПолитика

Координационный совет скорее жив, чем мертв

Правда, пока никто не торопится войти в его новый состав

Этот материал вышел в номере № 106 от 23 сентября 2013
Читать
Многие ждали, что на заседании в субботу КС сам себя похоронит. Накануне некоторые СМИ писали, что совет прекращает работу чуть ли не в полном составе. Этого, однако, не произошло: новые выборы в КС решено провести.
Изображение

Ключевой вопрос — будет ли это заседание последним — перенесли в самый конец повестки дня. Видимо, чтобы успеть обсудить то, что не имело бы смысла обсуждать, если бы КС решил самораспуститься, — итоги единого дня голосования 8 сентября и избирательные кампании в Москве, Подмосковье, Ярославле, итоги лета, выборы, в принципе.

Не обошлось без традиционных забрасываний друг друга камнями. Андрей Илларионов обвинил Навального и прочих в том, что они играют на руку власти и легитимизируют избирательную систему Чурова, участвуя в выборах. Сергей Пархоменко ответил, что бездельники, сидя на диване, не должны критиковать тех, кто работал на выборах. Ведущий Илья Яшин попросил не переходить на личности. Проголосовали, стоит ли благодарить Навального, Немцова и Гудкова за участие в выборах. Развернулась дискуссия — Илларионов оказался против. Общим голосованием решили поблагодарить. Из важного: на заседании в субботу приняли проект постановления об амнистии политзаключенным, который Дмитрий Гудков внесет в Госдуму. Прежде всего речь идет о фигурантах «болотного дела» и дела о беспорядках на Манежной в 2010 году.

— Координационный совет — это символ единого протестного движения, — заявил Илья Константинов, когда дошли то того, чего все ждали — обсуждения будущего КС. — Это достижение будет отмечено нашими потомками.

Единства в какой-то момент удалось достичь: за формулировку «сформировать рабочую группу, которой поручить организацию и проведение выборов в КС» проголосовал 21 человек, что было чудом — численность участников заседания, не считая нескольких человек в скайпе, варьировалась от 18 до 22 в разные моменты (напомним: изначально в КС вошли 45 человек, пятеро выбыли за этот год). Для принятия решения необходимо хотя бы 20 голосов. Кстати, за минуту до этого не прошло предложение, «чтобы КС организовал проведение новых выборов в КС».

Каким будет состав нового созыва (теперь уже можно с уверенностью сказать, что какой-то состав будет) — пока неясно. Работу предыдущего года осторожно хвалили, с основной оговоркой: ожидания избирателей, да и самих оппозиционеров были завышенными, поэтому всех постигло разочарование.

— Только ленивый не пинает КС, — считает Борис Немцов. — Все ждали чуда, чуда не случилось.

Категоричней всех неожиданно высказался Илья Яшин.

— Ключевая проблема в том, что он не состоялся как институт, — заявил он. — Получился некий дискуссионный клуб. Мы думали, что станем эффективной группой, которая координирует протестное движение. Не надо делать хорошую мину при плохой игре. Мы не вполне эффективно использовали тот кредит доверия, который мы получили на выборах. Нужно хотя бы взять паузу. Я не вижу смысла участвовать в выборах и проводить сейчас новые выборы.

Остальные звучали куда менее категорично. Суммировав выступления, основные плюсы выглядят так: удалось создать «место для дискуссий», где были услышаны голоса протестного сообщества; КС может от имени оппозиции выдвигать своих кандидатов и помогать им в предвыборных кампаниях; 16 февраля была принята программа объединенной оппозиции (по сути, задекларировали письменно основные требования Болотной — честные выборы, борьба с коррупцией, судебная реформа); состоялся первый опыт массовых выборов, альтернативных «чуровским»; КС организовал и провел серию политических акций весной.

А вот озвученные минусы: не удалось создать механизм обратной связи с избирателями; не удалось привлечь всех активистов; КС только решает, а не исполняет.

— Совет превратился в какой-то политический орган, на который должен работать исполком, — считает Алексей Навальный. — Но у нас нет своего правительства. У нас не существует волшебных гномиков, которые придут и организуют выборы. Нам нужно ядро.

И все же совету решили дать второй шанс. Что еще и соответствует регламенту, в котором, как напомнил Андрей Илларионов, прописано: «КС — постоянно действующий орган». Правда, рассуждая о пользе КС, большинство обходили стороной вопрос своего личного участия в нем. Дмитрий Гудков, придя на заседание, объяснил журналистам, что верит в КС и благодарен ему, но участвовать в работе дальше не сможет. Оппозиционеры делиться своими планами не торопятся. А это, в принципе, ключевой вопрос. Превращать единый орган оппозиционного движения в платформу для раскрутки одного-двух политиков неправильно. Но, как заметил Сергей Давидис, «если в КС будут входить люди неавторитетные, то и сам орган не будет авторитетным».

Из «медийных» членов совета четче всех обозначила свою позицию Евгения Чирикова. Накануне СМИ писали, что Чирикова собирается уйти — у нее и самой были такие мысли, призналась защитница Химкинского леса. Чирикова объяснила — ей неинтересно обсуждать «очередные лозунги». Но если Координационный совет возьмется за разработку новой экономической стратегии в качестве альтернативы путинской, Чирикова примет в этом участие.

Она готова предложить помощь и в организации выборов: в скором времени экологи запустят свою социальную сеть, над созданием которой трудились, по словам Чириковой, хорошие программисты. Эта проблема — одна из самых насущных: в команде Навального подтвердили, что Леонид Волков, который организовал всю техническую сторону первых выборов, не возьмется за это вновь. А это колоссальная работа: найти площадку (предыдущая, «Демократия. 2», не устраивает многих), придумать способ регистрации кандидатов, избирателей, продумать механизм голосования и верификации голосов — и быть готовыми к тому, что в день голосования, как это случилось в прошлом году, сайт будут нещадно атаковать хакеры.

Пока что подготовка к выборам ограничивается созданием группы, отвечающей за организацию. В нее вошли Евгения Чирикова, Сергей Давидис, Андрей Илларионов, Владимир Тор, Илья Константинов, Аким Палчаев, Антон Долгих. На следующей неделе они договорились провести первую встречу, чтобы определиться, как работать дальше. Понятно, что о дате выборов пока говорить рано — видимо, над ней подумают на следующем заседании КС, которое пройдет 19 октября (и станет последним в этом созыве — пройдет ровно год с начала его работы).

Так что КС пока выжил и продолжает существовать. Что, с одной стороны, хорошо — должно же оппозиционеров что-то объединять. Но очевидно (и об этом тоже говорили многие), что формат нужно менять. Легко понять, почему ушли некоторые члены совета, у которых нет возможности тратить по пять часов на «давайте проголосуем, стоит ли нам ставить этот вопрос на голосование».

Координационному совету нужна документальная база. Есть регламент, есть программа, — но на первых заседаниях в непонятных ситуациях обращались к Максиму Кацу (который, кажется, единственный, этот регламент знал). Потом Кац тоже ушел. В результате бюрократическая волокита (вроде очередности выступлений, выбора ведущего, обсуждения повестки) отнимает уйму времени.

Возможно (это еще одна претензия, высказанная Яшиным), члены КС пересмотрят искусственный механизм голосования по куриям, когда для каждой курии (в прошлом году — либеральная, левая, правая и общегражданская) заранее забронировано определенное количество мест. Что позволило пройти в КС некоторым сомнительным личностям, например, националисту Николаю Бондарику, который «отметился» избиениями ЛГБТ-активистов на Марсовом поле и постоянными оскорблениями в адрес своих коллег по совету.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow